Влияние грамматически правильной речи на речевое развитие ребёнка
консультация по логопедии по теме

Симкина Екатерина Николаевна

Что способствует правильному речевому воспитанию?

       1.    Прежде-всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие­
 недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата
он не всё успеет услышать и понять.

       2.    Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или
пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения­ трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой,
делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раз­дражает, ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчали­вость, даже отвращение к речи.

      3.  Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует
свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, если кто-то болен и т.д.

      4.  Не рекомендуется перегружать ребёнка - учить буквы, обучать чте­нию в трех-четырехлетнем возрасте.

      5.  При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша
к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями - это может
привести к заиканию.

      6.     При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

      7.      Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми
и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.

      8.     Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует
создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_rechi.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

             Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.       

      Речь – это деятельность общения. Выражения, воздействия, сообщения реализуются посредством языка, речь – это язык в действии. Можно выделить две основные функции речи – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Они формируются одна через другую и функционируют одна в другой.                

     Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

       Речевое общение – это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А.Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного её построения и применения разных речевых средств».

     Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

    В речевой функции, носящий системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействие различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй.

      Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритмико-мелодические компоненты речи, фонемообразование) необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.

      Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Так, звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка.        Важно в это время не только формирование правильного произношения звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры. А это зависит от возможности удержания следовых образов. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивают операции сравнения, анализа и синтеза.  

          Накопление словарного, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.

          При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения. Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.  

       Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство над формированием его речи.

        Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые — спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.      

    Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является педагог. Поведение, речь педагога, его внешний облик всё является образцом для детей. Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

        Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

       1. Речь взрослого является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с педагогом.

      2. На занятиях дети, слушая речь педагога, упражняются в овладении русским языком.

        Пожалуй, перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае педагог проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему? Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и потому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

    Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

      В практике же педагоги иногда допускают ошибки при повседневном общения с детьми: педагог разговаривает с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно.
        Вот один из примеров. "Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда", - говорит воспитатель детям. Рядом стоящие дети утверждают: "И Нина взяла со старшей группы скакалку". Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь. Иногда воспитатель употребляет специально педагогические, непонятные детям термины: "Сейчас будем заниматься дидактическими играми". Нередко воспитатель допускает ненужную авторитарность в обращении к детям: "Вова, я тебя сейчас удалю из группы". Или: "Люся, мне не нравится, как ты сидишь". Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

          Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи ей, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить Вере Петровне «велела» невежливо; велеть — значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой,

т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Вере Петровне, что я ее прошу...»

      В зависимости от задач взаимодействия в ходе общения педагога с детьми  иногда наблюдаются разнообразные по форме, содержанию речевые конструкции. Однообразие лексики, обилие  штампов, не нужных заимствований, диалектизмов, не удачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно-грубых выражений, «лишних слов», к сожалению, встречаются  в речи педагогов.
      В любом общении, тем более с детьми недопустимы случаи бестактности, безликости, наличия грубовато-экспрессивной лексики. Необходимо усиление речевого этикета – неотъемлемого элемента вежливости, чуткости и деликатности по отношению к другому.

        Фонетический компонент общения связан с качеством выразительности и образности речи, темпом, ритмом, интонированием при соблюдении норм произношения. Быстрый темп речи, не внятность произношения, проглатывание фразы, речь с акцентом, с использованием не соответствующей смыслу жестикуляции, однообразие интонаций, неоправданно громкой силой голос не должны характеризовать коммуникативную компетентность педагога.    
    Таким образом, среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
         Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

           Грамматическая правильность речи педагога обязательна. Иногда, встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы" (здесь предлог "из" заменяется "со"). "Не ложь сюда" (вместо "не клади"). "Сложь скатерти и положь их на место". "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь".

         Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

        Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

      Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.  

            Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.  

      Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

     Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

       Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организует речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. Интонация включает следующие элементы:

 - мелодика речи (повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе);

- ритм речи (равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса);

- темп (скорость произнесения речи);

- тембр (эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д.);

- логическое ударение (смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения).

      Педагог должен старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

      Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное поручение. Осмыслению того, о чем говорит педагог, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.

      Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано.        Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.

      Голос — профессиональный инструмент педагога. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

    Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос педагога не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.

         Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства: фразовые   и   логические   ударения;
паузы; движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи. Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
       Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает    его    эмоциональный   оттенок. И здесь педагог является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат. Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

     Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица. Если мы говорим «работать, засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» — работать плохо, «вставлять палки в колеса» — препятствовать делу, «тянуть канитель» — медлить и т. д. Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать время  препровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором — лаконично, эмоционально, прицельно точно.

      Положительно влияет на развитие детей речь педагога, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность.
     У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Даши будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое».

        Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков — писателей и поэтов.

           Например, стараясь привлечь внимание ребят к красоте заснеженной березы, что стоит перед окном групповой комнаты, воспитатель вспоминает вслух четверостишие из стихотворения С. Есенина «Белая береза»:

Белая береза,

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

         Учить на лучших образцах родного языка — одна из важнейших задач педагога, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог — активный пропагандист чистоты родного слова. С этой целью он может использовать индивидуальные и групповые беседы с родителями, семинары, практикумы, лекции на родительских собраниях вне обучения.

       Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
В целом речь педагога должна быть полной, красочной, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлена, выразительна, между отдельными частями высказывания должна быть установлена логическая связь. В беседе с детьми, при рассказывании необходимо уметь пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

         К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

         Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

        Речевой образец педагога на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит педагог.
      Речевой образец педагога,  как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.  Между тем нередки случаи, когда педагог не продумывает своего обращения к детям. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.

      Пример. Воспитательница в старшей группе проводит занятие по рисованию. Она говорит детям: "Сегодня вы будете рисовать две девочки (вместо двух девочек) с санями. Вы все уже знаете, так как недавно рисовали мальчиков. А сейчас мы все повторим, с чего надо начинать". Ребёнок повторяет. Воспитательница подтверждает сказанное ребёнком: "Совершенно правильно, надо рисовать с головы, а потом с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч..." Затем воспитательница продолжает: "Совершенно верно, туловище надо, а то девочки упадут. Давайте договоримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек".

        На занятии в младшей группе воспитатель указывает трёхлетнему ребёнку: "Это говорит о том, что ты не аккуратный" (ребёнок рисует первый раз красками).
   Из этих примеров видно, что воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сделать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно важнейшее качество педагога.

       Если при рисовании зрительное восприятие образца (предмета или узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на занятиях по русскому языку образец имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи только на основе слухового восприятия, на основе услышанного от педагога.

       Образец как один из основных приёмов в обучении надо рассматривать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой образец.

        Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
Требования, предъявляемые к речи педагога в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий. Речевой образец педагога на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

      При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи педагога имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании. Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому педагогом.
   Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна.
В младшей и средней группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца педагога, так как малыши ещё не владеют самостоятельными навыками рассказывания.

     В старшей же группе на первом занятии с картинками образец педагога необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять.
Слушая рассказ педагога по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец педагога, ребёнок учится правильным оборотам, которыми он ещё самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребёнок привлекает свой речевой опыт.
     Педагог, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной приём. Как проводится, например, работа с картинкой. После самостоятельного рассматривания картинки и анализа её по вопросам педагог даёт детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине.

        Вот образец такого рассказа по картине "Шар улетел". "Девочка гуляла около дома. Подул ветер и вырвал у девочки шар. Шар полетел высоко и зацепился за дерево. Девочка заплакала: ей жаль шара. Мимо проходили школьники, они увидели, что девочка плачет. Один мальчик влез на балкон и отвязал шар от дерева. Он отнёс его девочке".

           Педагог предлагает детям повторить рассказ. В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца педагога. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи.
    В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того, что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло со бытие.
      Пример. "В доме жила маленькая девочка с мамой. Однажды мама была на работе, а девочка спала в своей кроватке. В это время в доме случился пожар. Вдруг запахло дымом, дышать стало трудно, и девочка проснулась, она закричала от страха: кругом был огонь.  Пожарные быстро подъехали к дому, они услыхали крик девочки, подставили лестницу и полезли на второй этаж. Пожар становился сильнее, но пожарные смелые, ловкие. Они спасли девочку из горящего дома".
   Данный образец творческого рассказа педагога раскрывает не только эпизод картины, но и переживание девочки, а также воспитывает у детей уважение к труду пожарных.

     Образцом может служить литературное произведение. Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

      Образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре. При помощи дидактических игр, загадок педагог упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. При проведении этих игр педагог даёт словесный образец, которому дети подражают.

    В заключение следует сказать, что речевой образец педагога при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого педагога безупречна. На всех занятиях в детском саду педагоги широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей.  Действительно, роль вопроса очень велика: прежде всего, вопрос собирает и направляет внимание детей. Вот, например, воспитательница ведёт занятие по картине "Новенькая". Первый же вопрос педагога: "Где собрались эти дети?", направляет внимание детей на основное в содержании картины. Кому они показывают свои игрушки? Кто к ним пришёл? спрашивает далее воспитательница. Эти вопросы раскрывают детям смысл картины: в детском саду очень приветливо встречают новеньких.

       Неправильно поставленный вопрос отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном. Так, например, в практике работы по картине воспитатели часто ставят такой вопрос: "Что нарисовано на этой картине?" Этот вопрос направляет внимание детей в равной мере на всё, что нарисовано на картине: и на основное, и на детали, и поэтому совершенно естественно, что дети начинают перечислять всё, что они видят.

      Нужно, чтобы первый вопрос сразу заставил детей обратить внимание на главное, на то, что надо выяснить при рассматривании картины, а затем задавать вопросы о подробностях, деталях, уточняющих основную идею.

    Не менее важное значение вопроса в том, что он будит детскую мысль. Но для этого вопросы должны стимулировать работу детской мысли. Так, в беседе об осени, на которой обобщались детские впечатления и наблюдения, полученные на прогулках и экскурсиях, воспитательница, выяснив с детьми, что многие птицы улетают осенью на юг, ставит вопрос" "Почему осенью птицы улетают от нас?». Этот вопрос заставляет детей думать над причиной, искать её, учиться устанавливать связь между явлениями.

   Большое значение имеет вопрос как средство повышения у детей умения слушать. Воспитатели мало внимания уделяют умению детей точно слышать вопрос и точно на него отвечать. Например, в беседе о школе воспитательница спрашивает: "Кого учит учительница?" (Учительница учит читать и писать). Воспитательница (не обращая внимания на ответ, данный не по существу заданного вопроса) не исправляет ошибку и говорит: "А ещё чему учит детей учительница?"

     Наконец, значение вопроса ещё в том, что вопрос активизирует детскую речь. Если некоторые приёмы обучения, как, например, разъяснение, образец, требуют от детей в первую очередь умения внимательно слушать, то вопрос по самой своей форме вызывает ответ ребёнка, т. е. активизирует его речь.

    Итак, вопрос педагога очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь. Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям.

    Первое требование вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасов "Грачи прилетели", воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?"

   Второе требование к вопросу точность и конкретность. Проводя занятие с детьми, педагоги часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитательница спрашивает: "Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?". Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке.

Наряду с требованиями к образцу педагога необходимо сказать и о требованиях педагога к детям:

1. Педагогу надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

     Таким образом, владеть родным языком — значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства — соответствующие интонации, логические паузы и ударения (т. е. выделять наиболее важные, «ключевые» слова), выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому и

т. д.

      Одна из первостепенных задач педагога -  подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Может ли служить моя речь образцом для ребят?
Дети учатся у педагога произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически    последовательно излагать мысль и т.д.        Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами, а не громоздкими и витиеватыми; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-сорняки («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); избегать просторечий, диалектизмов.

       Педагогу необходимо помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический багаж — одно из требований современности. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.
    Звуковая культура речи... Хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть педагог. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

      Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о»), или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то и сам станет так же говорить. Поэтому педагогу необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом   правильного   произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

     Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Компоненты профессиональной речи педагога

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

   Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

     Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

   Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).  К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное (речевое) развитие ребёнка.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи у детей раннего возраста. Примеры самых простых упражнений. Рекомендации по проведению занятий....

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное (речевое) развитие ребёнка.

Ещё во втором веке до н.э. в Китае было известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддержив...

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребёнка

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ма...

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребёнка

Для успешного развития речи ничего специально не нужно организовывать, надо лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей ...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....

Консультация для родителей Роль родителей в развитии грамматически правильной речи ребёнка

Роль родителя в формировании речи ребёнка одна из главнейших. Самые первые слова, которые произносит ребёнок – это «мама», «папа». И именно  мамы и папы учат произно...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...