Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую деятельность этого возраста называют предметной, прежде всего потому, что мотив деятельности (то, что тол­кает ребенка к действию) заключается в способе употребления самого предмета. Общение, которое выступало на первый план в младенчестве, не исчезло, но при­няло форму предметной деятельности. Другими словами, мотивы ребенка переме­стились с личности взрослого на предмет.

Активное овладение предметами не означает, что ребенок не развивается в дру­гих областях. Посредством ведущей деятельности ребенок учится общаться со взрослыми, развивает мышление, память, речь].

Особенности общения.

В раннем возрасте, особенно в первой половине, ре­бенок только начинает входить в мир социальных от­ношений. Через общение с мамой и папой, бабушкой и дедушкой он постоянно овладевает нормами поведе­ния, и хотя это делается под наблюдением взросло­го, ребенок не может сразу усвоить отношения к лю­дям и вещам, которого от него ожидают. Ребенок бу­дет рвать книги, раскидывать вещи и не будет испол­нять все ваши просьбы или приказы просто потому, что он еще маленький.

Особенности развития речи.

В раннем возрасте речь развивается двумя путями: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная речь. Подобно тому, как Адам в раю давал имена животным, ребенок начинает понимать, что реальный мир предметов и мир слов отражают друг друга.

Умение соотносить слова с обозначаемыми ими предметами или действиями приходит к ребенку далеко не сразу. Ребенок сначала осмысливает ситуацию, а не конкретный предмет или действие. Например, если  по просьбе мамы ребенок показывает носик, ушко, глазик, то на просьбу другого человека он не будет реагировать, потому что ребенок учитывает ситуацию: кто говорит с ним, с какой интонацией. Позднее ситуация преодолевается, ребенок воспринимает интонацию и начинает понимать слова независимо от того, кто их произносит и какими жеста­ми сопровождает.

После полутора лет ребенок становится более инициативным, и он не только постоянно требует назвать ему предметы, но и сам делает попытки произнести сло­ва. Темп развития речи сразу же возрастает. Прежде всего, ребенок слушает речь взрослого, следовательно, произношение слов взрослым существенным образом повлияет на развитие речи ребенка. В этот момент нужно исключить всякие «сю­сюканья» и искажения в произношении слов, чтобы ребенок смог правильно их ус­лышать и проговорить. Учтите, фонетический слух (слушая речь взрослого, ребе­нок учится выделять звуки в словах) еще не развит: ребенок картавит, пропускает слоги, звуки. Если взрослый человек при этом будет «засорять» речь ребенка сво­ей искаженной речью, это может привести к занятиям с логопедом.

Наряду с обогащением словарного запаса в раннем детстве происходит усвое­ние грамматического строя родного языка. Вначале, примерно до одного года де­сяти месяцев, дети ограничиваются простыми предложениями, состоящими из од­ного, позднее двух слов, не изменяющихся по родам, числам, падежам. Взрослым важно правильно строить предложения, потому что усвоение грамматических форм родного языка развивает у ребенка «чувство языка». К концу раннего возраста дети довольно хорошо согласовывают слова в предложении. Очень важно, чтобы роди­тели молились вместе со своими детьми вслух несложными словами. Посредством этого раннего опыта дети уже приобретают язык молитвы и понимание того, как можно общаться с Богом.

Особенности умственного развития.

В раннем детстве ребенок начинает выделять свой­ства окружающих предме­тов, улавливать простейшие связи между предметами и манипулировать ими. Это предпосылки дальнейшего умственного развития, ко­торое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью].  

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления- использование связи между предметами для достижения цели, например, притягивание подушки, на которой лежит любимый плюшевый мишка, для того, чтобы его достать. В течении раннего детства ребенок все чаще и чаще использует готовые связи подобного рода. При этом ребенку не приходится самостоятельно решать задачу, это за него делают взрослые, кото­рые показывают примеры действий, способы употребления предметов. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, — важная сту­пень в развитии детского мышления.

В этот период действия ребенка направлены не на выявление и учет внешних свойств предметов, а на отыскивание связей между предметами и действиями, да­ющих возможность получить определенный результат. Мышление ребенка, осуще­ствляемое при помощи внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным.

Если перед ребенком стоит задача, он решает ее путем действий, которые сам видит перед собой. Он экспериментирует с предметом, наблюдает, что с ним будет, ищет решение проблемы.

К концу раннего детства ребенок способен перенести знакомые образы в ра­зум и решает сложившиеся проблемы «изнутри», в голове. Ему не надо заново проделывать с предметами действия, чтобы посмотреть на результат, он внутренне выбирает необходимое действие и переносит его на предмет. Это свидетельству­ет о появлении наглядно-образного мышления.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Использование сенсорных модулей в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

В данной работе говорится о важности сенсорного воспитания детей раннего возраста. Описываюся разнообразные сенсорные модули, способствующие развитию мелкой моторики руки ребенка. Таже раскрыта цель и...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЁЙ»

Наблюдения показали, что у детей, у которых сформированы тонкие движения пальцев рук уровень развития речи выше, чем у детей с несформированной моторикой. Отсюда пришли к выводу, что степень развития ...