«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЁЙ»
статья (младшая группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Наблюдения показали, что у детей, у которых сформированы тонкие движения пальцев рук уровень развития речи выше, чем у детей с несформированной моторикой. Отсюда пришли к выводу, что степень развития речи напрямую зависит от тренировки движений пальцев рук и всей кисти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С СЕМЬЁЙ»

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. Родителей прежде всего волнует то, почему ребенок не разговаривает. Они часто спрашивают, в чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими: обычно мы советовали родителям больше общаться с детьми, но это не давало ощутимых результатов. Дети продолжали объясняться отдельными звуками и жестами.

Наблюдения показали, что у детей, у которых сформированы тонкие движения пальцев рук уровень развития речи выше, чем у детей с несформированной моторикой. Отсюда пришли к выводу, что степень развития речи напрямую зависит от тренировки движений пальцев рук и всей кисти.

Были определены основные задачи для решения данной проблемы:

* сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

* систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

* повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

* привлечь к работе по коррекции мелкой и общей моторики родителей.

В начале года был среди родителей проведен блиц – опрос: что их больше всего волнует по данной теме, чтобы хотели поделиться с другими из опыта семейного воспитания.

Сначала разработали для родителей цикл консультаций, информационных листов по теме, но вскоре убедились, что это не приносит почти никаких результатов. Родители либо не знакомятся с содержанием консультаций, либо, прочитав, не могут применить их на деле.

Тогда было решено провести родительские собрания в нетрадиционной форме и показать родителям многообразие приемов и методов по развитию моторики и сенсорики с использованием личного опыта воспитания детей в семье и закрепить полученные знания на практике. Были продуманы задания не только практического характера, но и задания творческого направления. Работа разносторонняя и многообразная велась в трех направлениях:

* массаж, специальные игры – упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Этому было посвящено родительское собрание в форме практического семинара «Влияние мелкой моторики и сенсорики на развитие речи детей», где родители обучались специальным играм – упражнениям и тут же их закрепляли со своими детьми:

- бытовых обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, развитию навыков самообслуживания у детей.

Часто приходится наблюдать, что мамы и бабушки мешают малышу проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, молний, потому, что то ли торопятся или считают своих малышей маленькими.

Попросили родителей изготовить игрушки своими руками на пуговицах, молниях, липучках, шнуровку. Дети с удовольствием занимаются с этими игрушками, сделанными их мамами и бабушками.

Провели мини – презентацию «Игры на кухне», позволяющую родителям знакомить своих детей с разными продуктами, действовать с ними: перебирать разные крупы, насыпать сахар в сахарницу, а соль в солонку. А также размешивать, отливать, переливать, подливать. Малышу доставляет удовольствие раскатывать тесто, лепить из него простейшие предметы.

Такие игры тоже полезны для развития мелкой моторики рук. Итогом этой работы стало собрание в форме круглого стола с элементами игр и продуктивной деятельности «Наши верные друзья – полезные привычки», где обобщился опыт семейного воспитания по развитию самообслуживания детей раннего возраста.

- формирование моторики в специально созданных ситуаций, с использованием настольных, подвижных игр, в конструктивной и изобразительной деятельности (лепка, рисования).

Этому направлению были посвящена собрание «Моторика и рисование» и проходило под девизом «Учись, играя!»

Родители знакомились с разной техникой рисования, материалами. Учились составлять коллажи, используя разные материалы и приемы рисования, лепки. Вспомнили потешки, прибаутки и запевки, сказки и использования их в деятельности детей по развитию моторики.

Совместно оформили альбом подвижных игр «Бабушкин сундучок», игры нашли применение во всех видах деятельности детей, в НОД, прогулках.

Совместная деятельность с родителями по развитию моторики и сенсорики обсуждался, обобщался и вносился в копилку педагогического мастерства, что позволило

эффективно влиять на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и воображения.

Проводимая работа по данной проблеме дала положительный результат, показавший, что уровень речевой деятельности малышей стал значительно выше и соответствовал норме для данного возраста. Родители отметили, что речь детей стала богаче, что дети с удовольствием рассказывают потешки, запевки, стихи, используя пальчиковые игры. Охотно общаются со сверстниками и взрослыми.

Взаимодействие с семьей – необходимое условие полноценного речевого развития детей. Родители стали активно включаться в жизни группы, приобщаться к проблемами своих детей. Не боятся обращаться за консультацией к специалистами, делятся эффективным опытом семейного воспитания и развития детей с другими родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста

Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...

Использование сенсорных модулей в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

В данной работе говорится о важности сенсорного воспитания детей раннего возраста. Описываюся разнообразные сенсорные модули, способствующие развитию мелкой моторики руки ребенка. Таже раскрыта цель и...

Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          В настоящее время всё большее значение приобретает дошкольное образование, поскольку оно является тем фундаментом, от которо...

Кинетический песок как средство развития сенсорных представлений и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

      Игра с песком – это естественная для каждого ребёнка форма деятельности. Кинетический песок, при этом, имеет ряд преимуществ: отлично лепится, собирается в ком ...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...