семинар - практикум для родителей " Развиваем мелкую моторику"
консультация (старшая группа) на тему

Шабунова Людмила Александровна

"Истоки способностей и дарования находятся на кончиках пальцев",- писал В.Ф.Сухомлинский. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый "источник" творческой мысли, который  "питает" мозг ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Развиваем мелкую моторику».

Цель: оказать родителям помощь в целенаправленном развитии способностей ребенка, познакомить с играми и упражнениями, необходимыми для  развития мелкой моторики рук ребенка.

Задачи:

* Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.

*Научить  родителей элементам пальчиковой гимнастики для развития внимания, памяти.

1.Беседа с родителями: занимаетесь ли вы со своими детьми пальчиковой гимнастикой? Знакомы ли вы с упражнения для развития мелкой моторики рук ребенка? Как вы думаете, для чего нужно развивать мелкую моторику рук ребенка?

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: «все из рук валится»,   «руки опускаются», «руки не доходят», «Из рук вон (плохо)»,  «легкая рука», « с легкой руки». Однако, большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказываются на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при  рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности.

Существует тесная взаимосвязь и взаимосвязь речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохраненную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев»,- писал

 В. А.Сухомлинский.  Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый  « источник»  творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Рука настолько связана с нашим мышлением, переживаниями, с трудом,  что стала вспомогательной частью нашего языка. В ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы., если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием, и другими важными в учебном процессе трудовым навыками.

Помните, очень многое зависит от установки. Если вы сами будете воспринимать упражнения по развитию мелкой моторики как коррекционную деятельность, этот негатив передастся и вашему ребенку. Эти упражнения лучше проводить в форме игры. Для ребенка игра в движении – способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство детей с миром.

ВНИМАНИЕ: развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ребенка ЗАСТАВЛЯТЬ. Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, пусть он вначале выполняет движения с вашей помощью. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети будут выполнять их активнее.

С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти выполняйте следующие виды деятельности:

-«пальчиковый театр»;

-выкладывание узоров из мелких камушков, круп;

-вязание, шитье, вышивание;

-завязывание и развязывание узелков;

-застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;

-комканье и  сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-лепка из глины и пластилина;

-нанизывание бус, бисера, пуговиц;

-перематывание цветных клубочков ниток;

-складывание из кубиков домиков, машинок и т.д.;

-собирание мозаики по возрастающей сложности;

-собирание пирамидки, матрешки;

-узнавание предметов наощупь.

2.Показ детьми упражнений для развития мелкой моторики: «Рыбки», «Обезьянки», «На опушке дом стоит…», «Засолка капусты», «Зайки – попрыгайки».

3.Разучивание с родителями упражнений для развития мелкой моторики рук.

4. Показ детьми для родителей кукольного театра сказки «Колобок».

5.Показ детьми для родителей сказки с помощью кукол с живой рукой «Теремок».

Литература: Е.П.Пименова «Пальчиковые игры», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

                        Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва, ЭКСМО, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

семинар-практикум для родителей "Роль мелкой моторики в речевом развитии детей"

Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца...

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем мелкую моторику у детей» (Материал работы «Школа молодого воспитателя»)

Семинар-практикум для педагогов«Развиваем мелкую моторику у детей»(Материал работы «Школа молодого воспитателя»)...

Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»....

Семинар-практикум для родителей "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка"

Семинар-практикум "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка."...

Семинар-практикум для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

Семинар-практикум  «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»...