Занимательные упражнения для детей 6-7 лет
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для родителей по организации      игровой деятельности для закрепления  знаний полученных на логопедических занятиях.     Данные задания не требуют специальной подготовки для  родителей, но важное здесь условие – желание  педагогов, мам и пап вместе с ребенком поиграть, пообщаться, подумать, порадоваться успеху ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-3.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                 Занимательные упражнения

                        для детей 6-7 лет

   со звуками, слогами, словами, предложениями.

      Любая деятельность детей дошкольного возраста связана с речью, а, следовательно, главной задачей педагогов и родителей является работа над речью ребенка, стимулированием речевой познавательной активности, а так же совершенствованием навыков правильного звукопроизношения.

     Предлагаемые вашему вниманию задания и упражнения  помогут ребенку использовать знания, полученные в детском саду, стимулировать его речь, мышление, внимание, память, мыслительные операции – анализ и синтез, учебные качества – усидчивость, целеустремленность, выдержку, доводить начатое до завершения, то есть те качества, которые необходимы будущему первокласснику.

     Данные задания не требуют специальной подготовки для  родителей, но важное

здесь условие – желание  педагогов, мам и пап вместе с ребенком поиграть, пообщаться, подумать, порадоваться успеху ребенка.

  1. «Подбери слова на звук…»

Условие: подобрать как можно больше слов на заданный звук из любого источника – сюжетной или предметной  картинки из журнала, рекламный буклет, иллюстрация из книги), а также из окружающей обстановки.

Цель: развитие фонематического слуха, различения схожих звуков, дифференциация звуков по категории твердости и мягкости, закрепление звука в речи.

- Найди и назови слова, которые начинаются на «С»; …на «СЬ».

2. « Назови предмет, животное и т.д»

Условие: назвать на заданный звук  предметы одной классификации:

- Назови животных , которые начинаются на звук «С». (слон, собака, суслик),

- Назови животных и птиц на «СЬ». (синица, сервал).

Цель: та же, как и в №1, а так же умение  классифицировать предметы, закрепление звука в речи.

  1. «Назови лишнее слово» 

Условие: по названным 4-5 словам – определить и назвать «лишнее» слово- которое начинается на другой звук.

- Послушай, как звучат слова, найди 1 лишнее слово среди них: сом, сок, зонт, соль, сахар. ( «Лишнее» - зонт, так как начинается на звук «З», а остальные на звук «С».  Звук «З» - согласный, твердый, звонкий, а звук «С» - согласный, твердый, глухой.)

- Варианты: на твердость -  мягкость : сено, сито, зима, село, сердце.( лишнее- зима, так как начинается на «ЗЬ», а другие на «СЬ» - «ЗЬ» согласный, мягкий, звонкий, а  «СЬ» - согласный, мягкий, глухой.

- Вариант: на дифференциацию  гласного и согласного: осы, обувь, булка, облако, ослик ( лишнее – булка, так как на звук «Б», согласный, а остальные на «О» - гласный.

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация  звуков по категориям: гласный – согласный, твердый – мягкий, глухой – звонкий, закрепление звука в речи.

  1. «Добавь недостающий звук»

Условие: педагог называет слова,  в которых недостает 1 или последнего звука, либо в середине слова, а ребенок называет слово с уже добавленным звуком. Можно ограничить определение слов и нужного звука в слове одной лексической тематикой («Мы будем говорить о предметах… школьных принадлежностях;  игрушках; одежде; посуде; сказочных героях; животных и т.д.)

А)  Я назову слово, а ты добавишь недостающий звук : .арандаш ;

Ребенок:- « Карандаш,» - добавил звук  «К».

- Где находится этот звук? Какой  это звук? ( в начале слова, согласный, глухой, твердый)

Б)  Педагог: Кошк… (ребенок- Кошка (А).

- Какой звук добавили – «А».

- Где он находится? Какой это звук? (в конце слова, гласный).

В) Педагог:  Ча…кА – ребенок – Чашка(Ш).

- Какой звук добавили? Где он находится? (звук Ш, в середине слова)

- Какой это звук? (согласный, глухой, твердый)

Цель: развитие фонематического слуха, определение места звука в слове ( в начале, середине или конце слова), его характеристики (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

  1. «Что изменилось?»

Условие: по произнесенной паре  словам  определить – что изменилось – какой звук поменялся на другой и где он находится.

- Слушайте внимательно, назову слова, а вы определите, что в них изменилось:

Том - дом( звук «Т» поменялся на «Д», в начале слова), голод –холод, кот –год, сок –шок, сайка – шайка, сайка – чайка, соль – мольи т.д.

Цель: тренировка фонематического слуха, дифференциация звуков по глухости и звонкости, по определению места звука в слове.

  1. «Назови ударную гласную»

Условие: педагог называет слово, а ребенок называет ударную гласную.

- Ударная гласная – это звук, который дольше произносится, как бы пропевается  сильнее.

- Назови ударную гласную в слове: КОТ (О), РЮКЗАК (А), СОЛНЦЕ (О), МАШИНА (И).

Цель: тренировка фонематического слуха, определение более сильно произносимого звука.

  1. «Назови слова»

Условие: педагог просит ребенка звать слова, которые состоят из 1,2,3,4слогов.

-Вспомни слова, которые состоят из 1 слога .(дом, ком, дверь, торт, корт, мост)

-Назови слова из 2 слогов. (кош-ка, но-га, лу-жа).

-Назови  слова из 3 слогов. (ка-ран-даш, го-ро-док, со-ро-ка).

-Назови слова из 4 слогов. (о-ду-ван-чик, ко-ло-коль-чик, ко-ро-ле-ва).

Цель: закрепление понятия «слог» как единицы слова, умение четко делить слова на слоги, мысленно определяя их количество.

  1. «Добавь недостающий слог»

Условие: игра проводится с мячом, дети становятся в круг, в шеренгу. Педагог

называет часть слова, бросив мяч ребенку, а последний слог нужно сказать ребенку:

- Педагог: Ли-  (ребенок) -  СА,  ко – СА, коле- СА,  рель-СЫ, бу-СЫ.

Игра необходима для закрепления звука в речи, например, звук «С».

- Педагог: - Какой звук вы  постоянно  слышите в слогах? («С»)

  Так же нужно  предварительно (перед игрой) оговорить с детьми, что во всех слогах этот звук будет присутствовать.

Цель: развитие фонематического слуха, восприятие и дифференциация слогов в слове, усвоение слоговой структуры слова.

9. «Слова-друзья»

Условие: нужно подобрать и назвать слова-предметы (отвечающие на вопросы кто? что?), слова- действия (что делать?) слова-признаки (какой? какая? Какие?). (игра может проводиться с мячом, как в варианте игры №8)

Педагог: мы говорим друг другу разные слова: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, а эти слова дружат между собой, потому что  мы собираем их потом в предложения.

- Назовите слова-предметы (можно так же ограничить задание одной лексической темой), обозначающие фрукты.(яблоко, груша, слива, банан).

- Назовите слова-действия, связанные с фруктами. ( собирать, мыть, чистить, складывать, выращивать).

- Назовите слова-признаки, связанные с фруктами.( красный, спелый, большой, гладкий, мелкий, крупный).

В данном  задании так же используем  слова-антонимы (слова, противоположные по значению):

- «Скажи наоборот»:

-Педагог: - «Слова-признаки бывают противоположными по значению:

- Белый, а наоборот – черный ( большой - маленький, крупный – мелкий, гладкий – матовый, шероховатый, кислый – сладкий ит.д.)

- Педагог: - «Слова-действия так же бывают противоположными по значению:

Стоять – идти, бежать; плакать – смеяться; говорить – молчать; заболеть – выздороветь; откапывать – закапывать; одеваться – раздеваться, и т.д.

- Педагог: - «Слова-предметы так же бывают противоположными по значению:

- Мир – война, дружба – ссора, болезнь – здоровье, молодость – старость, труд – безделье, трусость – храбрость, зло – добро и т.д.

- «Слова-синонимы»

- Педагог: «Есть слова, которые звучат  по-разному, но имеют похожее значение – это слова-синонимы:

- красивый – или прекрасный, привлекательный,

- хороший – добрый, замечательный и т.д.

- плакать – рыдать, хныкать и т.д.

Цель: активизация словаря детей, дифференциация слов на слова-предметы, слова-признаки, слова-действия ( опираясь на их вопросы), закрепление понятия слов-антонимов, слов-синонимов, использование их в активной речи.

  1.  «Собери предложение»

Условие: по заданному слову  придумать предложение,  используя слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

- Педагог: - Придумай предложение со словом-предметом. ( Ребенок: В доме живет собака.)

- Какие слова-предметы в этом предложении? (собака, дом)

- Придумай предложение со словом-действием. ( Мама готовит обед)

- Назови слово-действие в этом предложении. (готовит)

- Придумай предложение со словом-признаком. ( Мама приготовила вкусный обед.)

- Назови слово-признак в предложении (вкусный).

Цель: закрепление понятий слов-предметов, признаков, действий, умение использовать их в речи при составлении предложений, формирование навыков связной речи.

  1. «Сломанное предложение»

Условие: педагог называет ряд слов (вразбивку), из которых дети составляют предложение.

- Педагог: составьте верное предложение: охранять, злая, дом, собака, большая. ( Большой дом охраняет злая собака.)

Цель: закреплять навыки логического построения предложения из слов, заданных вразбивку, формирование навыков связной речи.

  1. «Прочитай и найди»

Условие: ребенок, прочитав текст небольшого детского произведения, должен найти:

- слова на заданный звук (например,«Найди в тексте слова со звуком «С», «СЬ»);

- слова-предметы, слова-признаки, слова-действия ( «Найди данные слова в рассказе);

- слова из 1,2,3,4слогов ( пример, «Найди все слова, которые состоят из 2 слогов»).

Цель: развитие навыков сознательного чтения, зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления, памяти.







 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию занимательных упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР

Представлены игры и игровые упражнения, позволяющие решать ряд задач: закрепление произносительных умений, развитие фонематического восприятия, уточнение расширения словаря совершенствование грамматич...

Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений

«Чувство времени» у детей старшего дошкольного возраста развивается  и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени как в непосредстве...

Использование дидактических игр и занимательных упражнений в развитии представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение  дидактической игр...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...