Путешествие в страну детства
консультация (младшая группа) по теме

Колесникова Людмила Александровна

в данном материале раскрыты целевые ориентиры по ФГОС для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание во второй младшей группе.

Повестка дня:

  1. Целевые ориентиры в младшем возрасте
  2. Построение предметно-пространственной среды
  3. Разное (выбор родительского комитета)

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашем зале!

Я попрошу Вас, встать в круг .

 Дорогие родители, я предлагаю Вам совершить путешествие  в мир вашего детства, окунуться в тот возраст, когда вы были такими же детьми как сейчас ваши дети.

Сейчас мы поиграем в игру «Вспомни детство» - каждому из вас я буду бросать мяч и задавать вопросы, вы будете отвечать на них, возвращая мяч мне.

  • Скажите, пожалуйста,   какая  игра была  у вас любимой в детстве?
  • Скажите, как ласково называла Вас в детстве мама?
  • Какая у вас была любимая сказка?
  • Какая у вас была любимая песня?
  • Какая у вас была любимая игрушка?
  • Какой у вас любимый мультфильм из детства?
  • Какое любимое блюдо у вас было в детстве?

А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие  на  поезде времени. Вы согласны?

 Он повезет нас по стране детства, а  я – буду вашим проводником. Рассаживайтесь поудобнее в вагончики, занимайте места, я предлагаю вам выпить чашку горячего сладкого чая. И так мы отправляемся!

Наступил новый учебный год, дети наши стали взрослее и сейчас мы называемся второй младшей группой. В нашей группе 23 ребенка: 12 мальчиков и 11 девочек.

В Российской Федерации произошла модернизация системы образования – впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит , должно работать теперь в соответствии со  стандартом.

С 1 января 2014 года вступил в силу новый для нас документ – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Я постараюсь кратко познакомить вас с этим важным документом.

Итак, зачем нам понадобился стандарт?

Стандарт – это такой набор требований, предъявляемый как к семье, так и к доу, который помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию, творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, способность к волевым усилиям и любознательность

Стандарт – это не список навязанных знаний, умений и навыков, а договор между обществом, государством и семьёй об условиях развития равных возможностей ребенка. Главный упор в нашей работе будет сделан на развитие детей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьёй, воспитателями, призванное сформировать у ребенка предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Ребёнок должен овладеть умениями жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться.

Хочется напомнить, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей. (Конвенция о правах ребенка

(статья 18)

Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (статья 44, часть 1), а мы будем помощниками в вопросах воспитания и развития ваших детей.

На основе стандартов в нашем учреждении разработана основная образовательная программа дошкольного образования, на основе которой мы и осуществляем развитие, воспитание и образование детей.

Стандарт определил нам ориентиры для каждого возраста, к которым мы должны стремиться – это целевые ориентиры.

Я коротко познакомлю вас  с ними.

  • Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и т.д. Способен выбирать себе  род занятий, участников по совместной деятельности.

Хочется сказать, что все дети активны, любознательны, интересуются окружающими предметами, особенно новыми, все умеют себя занять.

  Инициатива в нашем возрасте только зарождается. И я считаю, большим приобретением, что у некоторых детей уже есть это качество.

Говоря об инициативности и самостоятельности детей, хотелось отметить, что многие дети могут сами организовывать игры, сами что-то предлагают.

Например, завсегдатай  зачинщицей подвижных игр на прогулках является Маша Душенко, её идею поиграть подхватывают все остальные. ФОТО

Савва Рипка, Милана, Соня – очень любят играть с животными – они придумывают с ними разные истории и к ним присоединяются другие дети. Наши дети с удовольствием играют «в сказку»  - на основе хорошо знакомых сказок.  Фото

Максим Садовский, Максим Шабанов, Саша Тицкий и Саша Колмыков,   Савва Колесников,  Матвей Малышевский  большие любители игр со строительным материалом – они самостоятельно умеют организовать такие игры и к ним присоединяются другие.

Артём,   Маша Петрушина, Лиза,  Лера,  Савва Рипка   инициаторы сюжетных игр, таких как «Доктор», «Магазин», «Семья» .

Некоторые дети подают инициативу в общении   - сами задают вопрос. Например, Ваня, Настя, Савва Рипка, Соня, Саша К.  часто задают вопрос «а почему….?» и мы вместе рассуждаем на интересующую тему.  

Следующий целевой ориентир –

  • Положительное отношение ребёнка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы других детей.

Говоря об этом ориентире можно сказать, что на нашем возрастном этапе ребёнок владеет простейшими навыками трудовой деятельности – самообслуживание.

 На нашем возрастном этапе это значит, что дети уже умеют правильно мыть лицо,  руки с мылом, тщательно вытираться полотенцем. Сложнее приходится с носовым платком (возьмите, пожалуйста, это себе на заметку).  Мы учим детей правильно пользоваться столовыми приборами – ложкой и вилкой, салфетками. Учим есть с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом – просим и вас обращать на это внимание. Очень хотелось выделить   несколько детей,   у которых эти навыки уже сформированы – Рита , Лиза ,  Матвей Малышевский, Катя  .

Во время одевания и раздевания у многих детей есть успехи –Матвей Черняков, Матвей Малышевский, Катя – могут полностью одеться сами (застегнуться помогаем мы, взрослые);  в основном почти все  сами могут одеться и раздеться с небольшой помощью взрослых. Вам хотелось пожелать – не делайте за ребенка то, что он уже может сделать сам, а именно он сам уже может одеть колготки, штанишки, обуть обувь, сложить вещи, убрать за собой игрушки. Видно, что некоторые родители   уделяют   этому  внимание. Уже получается складывать свои вещи у  Севы, Риты, Матвея Чернякова.    

 А первыми помощниками в уборке игрушек являются Саша Колмыков, Рита, Настя, Маша Душенко, Катюша,  Артём.  

Многие дети самостоятельно помогают убирать свои рабочие места  после занятий, которые теперь называются образовательными событиями.

Так же этот ориентир направлен на духовно-нравственное развитие детей. Это и уважение к старшим и сверстникам.   Так же мы учим детей уважительно относиться к труду взрослого – так, на прогулке я предложила детям собрать в ведерки и кузовки опавшие листья и ссыпать их в кучу. А Саша Колмыков сказал: «Хозяюшке поможем», это он так ласково назвал Веру Алексеевну, нашего дворника. Учим называть по имени и отчеству нас, воспитателей, помощника воспитателя, заведующую и других педагогов и сотрудников нашего сада.  Учим здороваться, благодарить.

Мы учим детей договариваться, если спор зашел об игрушке – то есть просить, а не забирать. Учим мириться , если поссорились и разучили мирилочку. фото

Следующий целевой ориентир –

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, прежде всего в игре. Ребёнок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Девиз нашего учреждения  – играя, обучаем! Именно игра является основным видом деятельности дошкольника. В игру ребенок переносит реальные действия, свой небольшой приобретенный  жизненный опыт. В игре происходит общее развитие ребёнка как личности. Фото

В игре дети обучаются, учатся взаимодействовать друг с другом, не замечая этого. Например Соня сидела за кухонным столом, играла с посудой, пришёл Артём и сел рядом, Соня стала возмущаться и кричать что она здесь будет играть одна – назревал конфликт. Я подошла и говорю, что Артём ведь пришел к тебе в гости, он конфеты тебе принес, и я тоже хочу к тебе в гости, Соня заулыбалась, а я продолжаю – скорее ставь чайник, сейчас и другие гости придут. Дети слышали и тоже стали приходить в гости. Когда уселись за столом пить чай я стала спрашивать из какой посуды мы пьём чай, какого цвета тарелочки, чашки, с чем мы пьём чай. То есть мы, не только разрешили конфликт, но ещё собрали  в игру других ребят и заодно закрепили названия посуды, её цвет и многое другое. Именно в таких играх у детей развивается воображение, именно в них у детей воспитываются нравственные качества – уступить, договориться. Не всегда попытки договориться увенчаются успехами, бывает всякое – кричат, плачут, дерутся, но мы учимся быть  культурными и высоконравственными людьми

 Для развития воображения я предлагаю детям такую игру: «Покажите какие вы грустные, радостные, а покажите как крадётся лиса и как хитро она смотрит. ФОТО

Хорошо развивается воображение в играх – драматизациях – это игры по мотивам знакомых сказок. Не раз наблюдала как дети используя героев какой-либо сказки (маленькие игрушки) развивали    игру .

Как выразительно они передают речь героев –   как меняют силу и тембр голоса (маленький  зайчик и   хитрая лиса, медвежонок, медведица и медведь), как разнообразны мимика и жесты детей. фото

Следующий целевой ориентир –

  • Ребенок  достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. У ребёнка складываются предпосылки к грамотности.

Постоянно в течение всего дня мы разговариваем с детьми, Во всех режимных моментах моем ли мы руки, одеваемся ли мы, кушаем, игра ем - мы учим их общению. Задаём вопросы и учим на них отвечать, рассматриваем игрушки, иллюстрации, книги  – вовлекаем детей в разговор об увиденном. Расширяем словарный запас детей – названиями разных предметов и их качеств: одежды, обуви, посуды, мебели, транспорта и другого.

Учим детей говорить правильно, грамотно – много ленточек (ленточков), груш (грушей) и т.д. Учим употреблять  предлоги (игра «Где спрятался мишка»)

Работаем над звуковой культурой речи и для этого проводим  артикуляционную гимнастику – это гимнастика язычка, которую дети очень любят. Фото

На прогулках мы наблюдаем за природой и учимся описывать её. Например подошли к дереву и узнали кА оно называется, рассмотрели его листик – какой он? (его цвет, форма, величина) и сравнили с листиком другого дерева

Напомню, что речь тесно связана с моторикой рук и для лучшего развития речи мы с детьми играем  в различные пальчиковые игры «Моя семья», «Пальчик – мальчик», «Скачет зайка», «Замок» и другие.  

Уделяем внимание театрализованным играм – это игры по знакомым сказкам, на них у детей хорошо развивается не только монологическая речь, но и диалогическая.  На празднике осени вы могли увидеть наш дебют в этом направлении. ФОТО

Следующий целевой ориентир –

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Развитие движений происходит  в течении всего дня . Большое внимание уделяем прогулкам на свежем воздухе (утренний приём, дневная и вечерняя прогулки).  Утром дети с довольствием делают зарядку, с удовольствием играют в подвижные игры «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Лиса и зайцы». 3 раза в неделю проводятся образовательные события по физическому воспитанию (2 раза в группе и 1 раз на улице в виде подвижных игр) Фото Дети с довольствием ждут Ирину Ивановну – инструктора по физкультуре и  выполняют всё что она предлагает.

 Развитию моторики способствуют игры такие как «мозаика», «пазлы», конструкторы разные по величине и форме, игры – «шнуровки»,  настольные игры «Вкладыши». Фото.  У же многим удаётся правильно сложить пазлы – это Маша Петрушина, Савва Рипка, Милана. Любят «шить» веревочками Савва Колесников, Лера, Вика, Ариша, Лиза.  Также развивают моторику пальчиковые игры, о которых я ранее рассказывала. Могу рекомендовать вам приобрести  для дома такие игры.

 

Следующий целевой ориентир –

  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Именно этот ориентир направлен на приучение ребёнка к социальным нормам, к правилам: в игре, в группе,  в жизни. Ребёнок должен принять эти правила и выполнять. Именно в этом возрасте мы должны с вами  сформировать у  детей    «надо». (Например – не хочу убирать игрушки, а надо. Не хочу одеваться, а надо.)

У нас в группе   есть свои правила – не драться, не кусаться, не ломать то, что сделал другой. Ещё есть правило не носить в детский сад игрушки, символизирующие оружие. И для вас, родители тоже есть такие правила – не разрешайте детям брать  с собою в садик монеты, жвачки, острые предметы, договаривайтесь с детьми дома.

  Правила выполняются ещё  не всеми   - бывают конфликты, зачастую мы слышим от детей «а я хочу!». Давайте будем вместе помогать детям  - формировать в них доброжелательность, вежливость (умение здороваться и говорить до свидание, говорить спасибо и пожалуйста), уметь просить прощение, сочувствовать и жалеть, помогать друг другу. фото.

Такие качества мы формируем у детей через разные ситуации, игры, сказки – где учим различать добро от зла. Ведь в этом возрасте ребёнок ещё не может до конца разграничить добро от зла и поэтому мы с вами должны помочь им в этом. Если ваш ребенок смотрит мультфильм  - присядьте рядом с ним и расскажите, где герой поступил хорошо, а где плохо. Потому что один ребёнок не сможет этого понять. И у нас бывают такие ситуации, когда кому-то больно или кто-то упал, а другие начинают смеяться над ним.

  Выполнение  этих  норм  и правил  влечет за собой безопасное поведение в группе (не бегай – не толкнешь другого и сам не упадёшь), дома (не бери ножницы – не порежешься), и на улице (не выходи на дорогу  -не будет беды, не    полезешь к  собаке – не укусит).

И последний,   ориентир –

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается сам придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает  элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики и т.п.

Ребёнок учится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Наши дети очень любознательны. Мы с детьми постоянно наблюдаем за различными природными явлениями ,как я уже говорила. Многие дети задают вопросы, некоторые даже  пытаются сами найти на них ответы, найти объяснения чему-либо.

В: (НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НЕБОМ) – почему движутся облака?

Д: ветер на них дует

Ваня: - а почему ветер дует? Кто его гонит?

В: (РАССКАЗ О ДИКИХ ЗВЕРЯХ) как вы думаете почему волк воет на луну?

Д: это он песню так поёт

Д: (на прогулке обратили внимание на работающую вытяжку на кухне) – почему труба гудит? Кто её включил?

Дети сравнивали листья и плоды разных деревьев, многие запомнили их названия. Наблюдали за птицами.  (Сева – увидел вдалеке птиц – решил, что это монстры, потом предположил что это всё-таки летучие мыши, и наконец я пояснила, что это вороны)

Всё лето дети экспериментировали с песком (сухой – сыпется, мокрый  -лепится). Детям это нравится, для них это своего рода чудеса – как из песка сделать тортик  в виде мишки или машины. фото

Мы знакомим детей с разными жанрами художественной литературы – стихами, потешками, сказками  и рассказами. Например, чтобы детям было интересно слушать сказку – я показываю её в виде кукольного театра. А знакомство со стихами обязательно сопровождается картинкой.

Многих из вас интересует вопрос чему мы научимся на математике в этом году. Поясняю, что  у детей уже сформировались представления о количестве предметов – один, много. Мы научимся сравнивать группы предметов по количеству, понимать вопрос «чего больше, чего меньше». Что касается счета, то в этом году мы освоим счет до 3х и познакомимся с цифрами 1,2,3. Мы  учимся сравнивать предметы по величине –  больше-меньше,  выше-ниже,  длиннее-короче.

Многие дети уже различают и называют геометрические фигуры (перечислить).

Мы будем учиться понимать где «лево», а где «право», понятия «вверху» и «внизу» дети уже освоили.

Наконец мы формируем у детей представления о названиях частей суток – утро – вечер, день – ночь.

В этом возрасте ребенок уже может выстроить элементарные причинно-следственные связи – холодно, потому что осень;  мокрые дорожки потому, что дождь прошел.

           Очень интересно проходят  музыкальные события  у Людмилы Ивановны – она готовит детям презентации на новые песни, разучивает новые танцы. фото

Очень нравится детям изобразительная деятельность – аппликации, лепка и рисование. Одна тема проходит у нас через все эти виды деятельности. Грибы наклеили, слепили, нарисовали. фото

Итак, дорогие родители, наш поезд совершил остановку и я предлагаю Вам выйти  на чудесную цветочную поляну, которую приготовили для вас мы с детьми. Найдёте   на поляне свой самый любимый цветочек и возьмёте его в руки и встаньте пожалуйста в круг. Я предлагаю вам такую игру – на первую букву имени вашего ребенка придумайте слово – прилагательное, характеризующее  ребёнка.

Так вот как цветку нужны  вода, свет, тепло и воздух – так и детям нужна та среда, которая поможет нам с вами взрастить развитых, любознательных, самостоятельных и инициативных детей.

А сейчас я приглашаю вас  проехать на поезде времени в детство ваших детей, в нашу группу.

Конечно для того чтобы у ребенка   развились   все   представления о которых я говорила, накопился такой ёмкий багаж знаний – необходима соответственная развивающая  окружающая среда.

Мы, благодаря вам, дорогие родители, насыщаем и организуем соответствующую среду, в которой дети смогли бы реализовать все свои потребности и интересы.

 И хотя вы все примерно знакомы с нашей группой, я всё же расскажу вам подробней о развивающих секторах в ней  (проводится обзор секторов: творческий (изо), книжный, сенсорный, сюжетно-ролевой, конструктивный, физкультурный.

Уважаемые родители, в заключении своего выступления хочется сказать вам – проявляйте как можно больше интереса к занятиям ребенка в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте его рисунки. Только при доброжелательном и терпеливом участии взрослого у ребёнка разовьются все те качества, о которых мы сегодня говорили.

 



Подписи к слайдам:

Детство от нас не уходит,Детство всегда вместе с нами,Те, кто от детства уходят,С детства живут стариками.Детство от нас не уходитДетство живет в нас всегда,Просто из детства уводитЖизни сует-суета.
Федеральный государственный стандарт

Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка, интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей (Конвенция о правах ребенка статья 18)
Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно -исследовательской деятельности, конструировании и т. д. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
І целевой ориентир
Самостоятельность в играх(фото детей)
ІІ целевой ориентир
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство себя, старается разрешать конфликты;
(фото детей)
ІІІ целевой ориентир
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видам: различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным прав] социальным нормам;
Игровая деятельность — учимся договариваться(фото детей)
ІV целевой ориентир
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и ж может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
(фото детей)
V целевой ориентир
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
(фото детей)
Физическое развитие
VІ целевой ориентир
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
(фото детей)
Друг другу помогаем и жалеем
VІІ целевой ориентир
Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, о элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь знания и умения в различных видах деятельности.
(фото детей)
Юные натуралисты
Я подарю ТЕБЕ улыбкуИ пусть летитОна по свету.Вдруг, словноЗолотую рыбкуПоймаешь ТЫУлыбку эту!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа"Путешествие в страну детства"

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Эта программа дает возможность развития у детей танце...

Сценарий мероприятия "Путешествие в страну Детства"

Сценарий ко Дню защиты детей. Главные герои праздника Лиса Алиса, Кот Базилио и ведущая. Вся программа построена в игровой форме....

Сценарий проблемно-эвристического досуга для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Детства"

Сценарий проблемно - эвристического досуга для детей подготовительной группы...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Путешествие в страну детства».

Предлагаю вашему вниманию конспект  родительского собрания по итогам года во второй младшей группе....

Путешествие в страну-детства.

Сценарий развлечения для старших дошкольников, с привлечением родителей дошкольников....

НОД "Путешествие в страну детства"

Конспект интегрированной НОД по музыкально-ритмической деятельности в старшей группе....