Дополнительная образовательная программа"Путешествие в страну детства"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

 

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития. Эта программа дает возможность развития у детей танцевальных, музыкальных ,творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_neogranizovannyh.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       «Детство - важнейший период человеческой жизни, не

                                        подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

                                        самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

                                        прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

                                        годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

                                        мира, - от этого в решающей  степени зависит, каким

                                        человеком станет сегодняшний малыш.»

                                                                                  В.А. Сухомлинский.

       Необходимой предпосылкой общедоступности качественного общего образования является обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, обеспечивающего успешность в школе, - одна из приоритетных  задач развития образования в Российской Федерации.

        Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное образование.

        Проблема общедоступности дошкольного образования решается за счет использования внутренних резервов системы образования.

        В настоящее время организована такая форма работы , которая обеспечивает равные стартовые возможности получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.

        Эта форма характеризуется тем, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях  кратковременного пребывания детей (в течение 3-5 часов в день от 3 до 5 раз в неделю ) на базе образовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей, в которых созданы соответствующие условия.

       Нормативные механизмы .

       Нормативные механизмы – совокупность законодательных, нормативно-правовых актов различных уровней. Для внедрения этой формы необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативными правовыми актами федерального уровня:

  1. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 6 октября 19999г. № 184 –ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  5. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»;
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении ( утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995г. №677);
  7. Приказ Минобразования России от 11 февраля 2002г. № 393 « О Концепции модернизации российского образования на период до 2010года»;
  8. Приказ Минобрнауки России от 15 июня 2005г. №178 « Об  обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года».

Для реализации этой формы необходимо:

  1. Определение потребности населения в группах кратковременного пребывания через опрос и анкетирование родителей;
  2. Оформление и оборудование помещений групп, проведение родительского собрания, на котором определяется оптимальный режим работы группы;
  3. Подбор программ и технологий для работы в группах кратковременного пребывания.

  Одним из способов решение этой проблемы является реализация данной программы.      

       Главной целью программы является развитие творческих, музыкальных и танцевальных способностей  у детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования.

      Программа составлена из нескольких модулей по различным видам деятельности, таким как:    

  1. «Путешествие в мир музыки, ритма, движения.»
  2. «Путешествие в волшебную страну ИЗО»
  3. «Путешествие в страну кукол»
  4. «Путешествие в страну ножниц, бумаги и карандаша»
  5. «Школа для девочек»

Комитет образования, делам  молодежи и детства муниципального района

(Петровск-Забайкальский район)

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей районный

 Дом детского творчества

П.Новопавловка

ПРОГРАММА

                                                                            Составила: Забелина О.В.

                                                                                  Педагог дополнительного

                                                          образования

2008г.

Концепция программы

 

       Основной целью программы является осуществление преемственности обучения дошкольников и младших школьников.

       В процессе занятий ритмикой происходит формирование всех психических процессов связанных с обучением, развитие индивидуальной культуры танца, положительного , эмоционального восприятия окружающего мира.

       Важным представляется то, что формирование навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с народным творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

       Освоение основных разделов программы помогает естественному развитию организма, функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по данной программе создает необходимый двигательный режим, положительный психический настрой. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

       Во время занятий прослеживается четкая взаимосвязь между ребенком и педагогом, это позволяет готовить танцы к разным праздникам.

Пояснительная записка.

    В комплексном развитии детей дошкольного возраста ритмика по праву занимает одно из важнейших мест. Занятия ритмикой способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, координации движений, пространственной ориентировки, гибкости и эластичности мышц, укрепляет здоровье детей. Вместе с тем совершенствуются музыкально-эстетические чувства, чувство ритма, музыкальный слух и память. Эти задачи решаются через овладение детьми разнообразными формами движения: выполнение с музыкальным сопровождением ходьбы, бега, подскоков, прыжков, танцевальных упражнений и этюдов. Бесспорно также большое значение этих занятий для формирования произвольного внимания обучающихся, для развития их памяти. Музыкальные произведения, сопровождающие занятия, кроме эмоционального действия, оказывают на ребёнка организующее и дисциплинирующее воздействие благодаря присутствию в них ритма. Ритм пронизывает все занятие, регулирует движения, благодаря ему, движения детей становятся чёткими и целесообразными, преодолевается хаотичность, суетливость движений, нормализуется двигательное беспокойство.

           Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка. Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, углублением знаний об окружающей действительности. У ребенка появляется потребность участвовать в жизни взрослых. В этот период происходит первое знакомство с культурой, общественными ценностями, освоение способов и средств отображения действительности в деятельности, протекающей в воображаемом, условном плане. Значительные качественные изменения происходят и в физическом развитии ребенка. У детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается координация, совершенствуются двигательные способности. Этот возраст характеризуется наличием наилучших предпосылок для развития ловкости, выносливости, силовых качеств.
Дети дошкольного возраста непоседливы, в них очень много энергии. И педагоги не должны разрушать их потребность в движении. Педагог не имеет права заставить детей двигаться, при этом "заковывая" их в какие-либо рамки, ограничивая их, пусть даже всем известными и устоявшимися законами хореографии. Если в раннем возрасте мы будем выдавать детям только теоретические знания, то отнимем у них даже малейшее желание заниматься танцами. Поэтому на занятиях ритмикой педагог должен органично сочетать как теоретические, так и практические знания; удовлетворять их потребность в движении, вместе с тем давать детям отдохнуть, снять эмоциональное напряжения.      В условиях массового обучения остро стоит вопрос индивидуализации и личностного подхода в обучении. Групповой характер обучения входит в противоречие с тем, что каждая личность имеет свой уровень способностей, и это проявляется в нестандартности получаемых результатов. Данное противоречие порождает проблему учета особенностей индивидуального восприятия детей в процессе обучения и воспитания. В процессе деятельности любого педагога – руководителя хореографического коллектива, проблема личностного подхода и эффективности обучения является актуальной. Эти задачи решаются через овладение детей разнообразными формами движения, выполнения с музыкальным сопровождением, ходьбы, бега, прыжков, подскоков, гимнастических и танцевальных упражнений.

       Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений.

       Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движений, поставленных перед необходимостью совместной коллективной деятельностью с ее важнейшими воспитательными функциями.

       Занятия ритмикой положительно влияют на развитие мышления детей: каждое занятие нужно понять осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Эти занятия создают благоприятные условия для творческого воображения. Бесспорно также воздействие этих занятий на формирование произвольного внимания обучающихся, на развитие их памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядочную и осмысленную деятельность.

       Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия оказывают на ребенка организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму . Ритм пронизывает весь урок, регулирует движение. На занятиях ритмикой резкие динамические контрасты в музыке помогают детям двигаться энергичнее, активнее преодолевать вялость мышц.

       Особенность танцевальных игр заключается в коммуникативной направленности, построение доверительных отношений среди субъектов образовательного пространства. Ребенку предлагается имитация с несложными движениями, включающими элементы невербального общения, смену партнеров, различные игровые задания соревновательного характера и т.д. В пантомимике присутствуют игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Пантомимические упражнения развивают не только выразительность движений, ориентировку в пространстве, но и доверительное отношение к себе и к другим субъектам образовательного пространства: педагогам, родителям, сверстникам.

       Перед педагогом встает задача развивающего обучения, в процессе занятий необходимо развивать танцевальные способности каждого ребенка. Притом, что дети отличаются разными природными данными, педагогу нужно будет стремиться выравнивать их природные возможности в согласии с закономерностями танцевального исполнения, где необходимым компонентом является единство внутреннего ритма движений с внешними источниками ритма, единство ровного метрического восприятия ритма и его ритмического слушанья.

       Но главное, научиться, не стесняться друг друга, не гримасничать, чувствовать взгляд окружающих, научиться  быть интересным для них.

  Методы работы с детьми дошкольного возраста.
Репродуктивные:

Метод показа и объяснения является ведущим в хореографическом обучении. В целях эффективного обучения педагог должен не только опираться на способности детей к подражанию, но и научить их сознательному выполнению изучаемого.
Метод повторения и систематичности применяется как для разучивания, совершенствования и закрепления танцевальных навыков, так и для того, чтобы их не утратить, сохранить в памяти ранее пройденный материал.

Творческие:
Чтобы сам процесс обучения был активным и творческим и не сводился к механическому заучиванию и воспроизведению тех или иных движений, необходимо использовать широкий арсенал активных методов. Прежде всего - это танцевальная импровизация, т.е. самостоятельное создание пластических образов на базе использования элементарных движений и перемещений.
В ходе изучения и исполнения танцевальных этюдов также проявляются творческие способности каждого ребёнка. Дети могут придумать характер персонажа, в соответствии с условиями, заданными педагогом, характером и настроением музыки.
Поскольку для дошкольников основным видом познавательной деятельности является игра, чрезвычайно важно, чтобы каждое творческое задание содержало элемент игры, каждое упражнение носило оригинальный, не трафаретный характер.

   

 

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмыслить поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения. При словесном методе используются следующие приемы:

  1.  Краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающихся;
  2.  Пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
  3. Беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры.

       Успешность работы по программе определяется не количеством пройденных движений, игр, песен, танцев, а подвижностью пластических преобразований, способностью учеников переживать их содержание, художественно интерпретировать литературные и музыкальные произведения, умение придумывать новые интересные варианты развития образов и сюжетов.

             Программа рассчитана на -30 минут  в неделю (групповые занятия)

             Учебная нагрузка для обучающихся -15 часов в год.

Цель программы является развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание национального самосознания через приобщение к танцу, воспитание музыкально-двигательной культуры. Дать учащемуся необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать танцем, дать возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальным ритмам. Это будет способствовать гармоническому развитию души и тела ребёнка.

Основные задачи.

Обучающая.

  1. Овладение детьми основами хореографического мастерства.
  2. Исполнение хореографических этюдов.

Воспитывающая.

  1. Приобщение детей к народному творчеству.
  2. Создание условий для общения, дружеской среды.

Развивающая.

  1. Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.
  2. Развить чувство ритма.
  3. Развитие способности самовыражения посредством танца.

Возрастные особенности  детей.

       Формирование человека на всех этапах его развития находится в неразрывной связи с движением, с активной мышечной деятельностью. Хореография позволяет использовать заложенные в каждом ребенке возможности к движению, что необходимо для всестороннего развития и гармоничного роста детей.

       Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но стимулировать память, внимание, мышление и воображение ребенка. Занятия танцами оказывают положительное влияние на организм и вызывают изменения во всех органах и системах, повышая их функциональные возможности.

       К 6 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Дошкольник способен дифференцировать свои мышечные  усилия, а это значит, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям.

        В этом возрасте ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность; внимание относительно устойчиво, но в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм.

       У занимающихся хореографией детей заметно укрепляется сердечно-сосудистая система. Сердце работает экономно, его сокращения становятся мощными и редкими.

       Регулярные занятия хореографией улучшают кровоснабжение мозга,

нормализуют процесс возбуждения и торможения, благоприятно влияют на психическую деятельность ребенка, улучшают умственную деятельность и творческие возможности.

          На занятиях ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.

       В основе занятия как творческого процесса лежит сценарий, а не план

 урока. Сценарий составляется учителем исходя из его конкретного опыта художественной практики. Сюда входит знание стихов, сказок, песен, инструментальных произведений. Сам сценарий может иметь несколько форм развития: опорные точки, сюжетный урок, композиционное решение.

       Главное, на что нацеливает сценарное решение – это продуманная

система импровизации, позволяющая корректировать спонтанный процесс поиска, как учеников, так и самого учителя.

Развитие сценария основано на окружающих ребенка образах и различных

 вариантов воплощения.

«Детский мир» - мир игрушек;

«Дикий мир» - образы животных, птиц. Стихии природы;

«Волшебный мир» - фантастические персонажи;

«Путешествия» - образы, зависящие от того, куда плывем, на чем едем, что видим;

«Гармония природы» образ солнца, радуги, дождя. Цветов, деревьев, облаков;

«Потешные образы» - образы, возникшие при чтении скороговорок, прибауток, считалок.

     Наиболее удачным вариантом реализации программы является

 групповая форма. В этих условиях у педагога появляются большие возможности в регулировании спонтанных процессов, первоначальное образование которых обычно бывает, связано с перевозбуждением детей. Задача педагога – преобразовать их возбуждение средствами пластического выражения и осмысления художественного варианта.

       Главное, что для детей различного темперамента должны быть созданы

 условия для максимального выявления их творческих способностей.

       Очень значительная роль в сюжетной линии урока роль

концертмейстера. Концертмейстер – такой же участник художественного тренинга, как и педагог. В одних случаях ему приходится играть по нотам, в других – импровизировать, а иногда создавать музыкальные характеристики.

       Программам по ритмики содержит 3 раздела: «Ритмико-

гимнастические упражнения»; «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».

      На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы.

Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может, отводит на каждый раздел различное количество времени.

        РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

     

     Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока,

являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу,

бег , подскоки и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и

 ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправление таких недостатков,

 как косолапость, шаркающая походка и т.п.

     В этот же раздел входят упражнения на равновесие, динамической и статистической координации. К ним относятся шаги и прыжки через обруч, палку, повороты на пальцах, бег между кеглями. Партерная гимнастика- для развития гибкости.

 

ИМПРОВИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ, ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ.

       В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной темы или песни, а также пластическая интерпретация потешек, скороговорок, считалок, небольших стихотворений. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.

    Произносить слова знакомых танцевальных песен с танцевальными шагами.

 

НАРОДНЫЕ ПЛЯСКИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ.

       В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения. Народные танцы приобщают детей к народной культуре, заражают оптимизмом, создают положительные эмоции. Работа по этому разделу всегда вызывает радость у детей, помогает развитию у них эстетического чувства, способствует формированию коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру поведения. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой.        

                                     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    Подготовительная группа

       Ритмико-гимнастические упражнения.

       Основные движения под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4: ходьба, бег, прыжки. Начало и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы. Передача в движении шагом различного характера музыки, различной силы звучания, различного темпа.

        Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку.

        Свободное, естественное движение под четко ритмически организованную доступную музыку. Изменение направления или формы движения в соответствии с изменением темпа или громкости звучания музыки. Простейшие подражательные движения под музыку.

Игры под музыку.

       Народные пляски и современные танцевальные движения.  

       Элементы танца и простые танцевальные движения: простой шаг – мягкий, перекатный, с высоким подниманием бедра, на полупальцах. Приставной шаг, шаги галопа – прямой, боковой.

 Разучивание и отработка танцев по показу.

       Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Термины: громко-тихо, высоко-низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);
  2. Название простых общеразвивающих упражнений
  3. Название простых танцевальных шагов (мягкий, на полупальцах, приставной, галоп).

 Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения под музыку 2\4 и 4\4;
  2. Слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;
  3. Выполнять простейшие подражательные движения;
  4. Участвовать в танцах.

                                   

         

  II. Тематический план

Подготовительная группа .

 №          

Название  темы

 Количество часов

  1.

Знакомство.

30 мин

  2.

Необычные потешки.

30 мин

  3.  

Музыкальное сопровождение потешек.

30 мин

  4.

Зверобика

30 мин

  5.

Мы и музыка

30 мин

  6.

Знакомые потешки

30 мин

  7.

Резервный урок

               30 мин

  8.

Урок - повторения

30 мин

  9.    

Красные сапожки

30 мин

 10.

Танцевальная азбука

30 мин

 11.

Не перепутай место

30 мин

 12.

В зеркальном зале

30 мин

 13.

Разучивание элементов танца.

30 мин

 14.

Разучивание элементов танца

30мин

 15.

Разучивание элементов танца.

30 мин

 16.

Жук и Золушка

30 мин

 17.

Наш первый бал

30 мин

 18.

Надуваем шар

30 мин

 19.

Детский мир

30 мин

 20.

Путешествие

30 мин

 21.

Бабочки

30 мин

 22.

Мир сказок, мифов и легенд.

30 мин

 23.

Времена года - весна

30 мин

 24.

Резервный урок

30 мин

 25.

Профессия - мама

30 мин

 26.

Часы.

30 мин

 27

Разучивание элементов танца

30 мин

 28.

Разучивание элементов танца

30 мин

 29.

Топ и Хлоп

30 мин

 30.

Заключительное занятие

30 мин

                 

Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творчестве, воображении и его воплощении.  Исходя из этого закона, очень необычна структура урока, сильно отличающаяся от уроков в последующих классах. Он включает в себя все подразделы учебно-тематического плана: элементы музыкальной грамоты, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание отдельных элементов и движений классического и народного танцев, упражнение для развития воображения, фантазии, танцевальные игры. Учитывая возрастные особенности детей (высокая самооценка, предрасположенность к игровому представлению и перевоплощению, быстрая утомляемость), каждому из разделов отводится 10-15 минут.

 

Особенности урока: насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма урока – не дать заскучать на уроке, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного сокращения мышц, волевого усилия при исполнении движений, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры урока даёт ощутимые результаты: к концу 2 года обучения, используя простые движения и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах и миниатюрах.
С каждым,  как с избранным и это несмотря на то, что ещё не ясно,  станут ли занятия хореографией будущей профессией, серьёзным увлечением или почти забудутся.

                               

                               Оценка качества обученности ребенка

Методика диагностики

       Таблица отражает мониторинг основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения программы. Каждый уровень обученности соответствуют баллы :

Высокий уровень -11-15 баллов

Средний уровень – 6-10 баллов

Низкий уровень – 1-5 баллов

                                        МОНИТОРИНГ

                              результатов обучения детей

Критерии

         Степень выраженности

           оцениваемого качества

Кол-во

баллов

Методы диаг-ки

Уровень сформированности музыкальности и чувства ритма у ребенка.

Высокий уровень:ребенок музыкально исполняет движения, у него развито чувство ритма: он безошибочно вступает и заканчивает движения в соответствии с музыкальной фразой, легко справляется с ритмическими заданиями.

Ребенок реагирует на интонационные оттенки звучания, чувствует темп. Его движения гармоничны с музыкой.

Средний уровень: достаточно музыкально и ритмично исполняет движения. Двигаясь, ощущает построение музыкальной фразы.Иногда неуверенно исполняет движения – торопится или опаздывает. Движения не всегда совпадают с музыкой.С трудом вступает на нужную долю такта.

Низкий уровень: слабо владеет музыкально-ритмическими навыками. Не чувствует ритм и темп музыки. Движения неуверенны, часто не совпадают с музыкой. Не умеет самостоятельно вступить на нужную долю музыкального такта.

наблюдение

Уровень развития микрокоординации тела – умение четко исполнять движения под музыку, правильно координировать свои движения.

Высокий уровень: у ребенка развита координация движений тела и движений. Способно справляться со сложнокоординационными движениями, легко выполняет игровые задания . Марширует и бегает уверенно, красиво.

Средний уровень: ребенок достаточно правильно координирует свои движения. Умеет точно и уверенно выполнять простые движения. С более сложными элементами справляется после длительного изучения. Марширует и бегает не совсем красиво, корпус не подтянутый, отмашка рук вялая.

Низкий уровень:  не умеет координировать свои движения. Маршируя и бегая, не владеет приемом «противохода»


Наблюдение

Уровень умения концентрировать свое внимание – умение ребенка сосредоточиваться, быть внимательным.

Высокий уровень: ребенок собранный. Оперативно выполняет полученные игровые задания. Точно и музыкально выполняет танцевальные элементы или движения, уверенно справляется с более сложным заданием.

Средний уровень:ребенок может быть собранным и внимательным. Движения выполняет правильно, согласно своему счету, но часто отвлекается.

Низкий уровень: у ребенка рассеянное внимание. Редко справляется с выполнением задания самостоятельно, в основном, с помощью педагога.


Наблюдение

                                      Используемая литература:

 

Литература для педагога:

1.Богомолова Л.В. Художественная ритмика для 1-3 классов

      Москва – 1991г.

 2. Власова Т.И. Фонетическая ритмика.- Москва- 2001

 3.Ритмика- Министерство образования –Москва –

 4. Михайлова М.А.. Развитие музыкальных способностей детей.-

       Ярославль.- Академия развития -1997

 5..Барышникова Т. Азбука хореографии – Москва – Айрис пресс

        рольф,- 2000.

 6..Окунева В.В. Ритмика. 1977

 7. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. – Ростов-на-Дону –«Феникс», 2003

 Литература для обучающихся:

1. Люси Смит – Танцы – М. Астрель АСТ – 2001.

                                                                                     

                                                                                         

                                                                                          Приложение №1

           Забавные физкультминутки.

        Движения исполняются вмести с учителем ритмично в сочетании со словами стихотворной строфы.. Одним из условий исполнения пластической интерпретации является выразительное проговаривание текста всем классом. Ясно произнесенные вслух слова позволяют ученикам не только ориентироваться в исполнении последовательности движений, но и создадут единство внешнего, звукового источника ритма и синхронно исполняемых движений, активизируют процесс ритмичного дыхания. Речевая артикуляция позволяет быстрее войти в образ предлагаемых движений.

       Пластические ощущения, эмоциональность исполнения, звуковая организация ритмично-исполняемых движений – все это позволит быстрее восстановить  энергию сосредоточенного действия, живость учебного восприятия. Участие в шуточных ситуациях позволит гармонизовать личностное общение детей и взрослых, столь необходимое детям.  

  «Ехал Грека»

Предлагаем сесть в позу «седока» \присесть\ и быть при этом очень «осторожными», невнимательных «путешественников» может сцапать рак, который прячется в речке.

       Ехал Грека через реку,            Дети присев, имитируют образ

                                                          седока                                                                                      

       Видит Грека в реке рак            пружинят корпусом.

       Сунул Грека руку в реку          Сцепив руки «лодочкой»

                                                          наклоняются

                                        вниз, «под воду».

       Рак за руку Грека – цап!           Учитель выполняет движение

                                                            «клешня рака», а дети резким

                                                                            движение поднимают

                                                           руки вверх, «чтобы рак не сцапал».

«Аты – баты»

Предлагаем  всему классу превратиться в веселых солдат. Эти солдаты умеют очень дружно, в такт четко и быстро отвечать на вопросы, которые задает воевода, но в конце игры нужно не проговориться.

Учитель: Аты-баты шли солдаты

Ученики: Аты-баты на базар.

Учитель: Аты-баты , что купили?

Ученики: Аты-баты самовар.

Учитель: Аты-баты он какой?

Ученики: Аты-баты золотой.

Учитель: Аты-баты, сколько стоит?

Ученики: Аты-баты три рубля.

Учитель: Аты-баты, кто выходит?

Ученики: Аты-баты,чур не я!

В конце выбираем нового воеводу.

                                                                                      Приложение №2

ПОТЕШКИ И ПЕСЕНКИ

 

Колобок

Жили-были дед да баба                 Колобок спрятан за спиной     

На поляне у реки                             работает голова

И любили очень-очень                    Перебирают за спиной колобок

На сметане колобки                      

                                                           

Хоть у бабки мало силы                  Перекатывают колобок по телу  

Бабка тесто замесила.                   От груди до носков

 

Но, а маленькая внучка                  Катаем колобок в ладонях

Колобок катала в ручках.               На вытянутых руках

 

Вышел ровный, вышел гладкий,      Взяли в обе ладони колобок

Не соленый, и не сладкий,               и подносим по очереди к плечам.

 

Очень круглый, очень вкусный,       Подбрасываем колобок и ловим.

Даже есть его мне грустно.

Мышка по полю бежала                 Кладем колобок на пол

Колобочек увидала,                         оббегаем вокруг него.

Ах, как пахнет колобочек               Приседаем и нюхаем колобочек. 

Дайте мышке хоть кусочек.

С колобком хлопот не мало,          Садимся на пол – ноги прямые и

                                                         перекатываем колобок от груди

Скачет глупый где попало.          до носков.

Может в лес он укатиться,        По очереди поднимаем ноги  Может съесть его лисица.          проносим колобок под ногой

 

Лучше взять нам колобочек,        Кладем колобок между ног

И запрятать под замочек,           и крепко зажимаем

И тогда из под замочка                колобок между ног,

Не украсть нам колобочка.          Прыжки с ним. 

 Зверобика   (дети изображают сами, что слышат)

 

  1. Уселась кошка на окошко,

И стала ушки лапкой мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можно повторить.

Припев: Раз-два-три, ну-ка повтори.

               Раз-два-три, ну-ка повтори.

               Три-четыре-пять, повтори опять.

               Три-четыре-пять, дружно повторять.

  1. Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит,

И мы движение такое,

Рукою можем вам изобразить.

Припев.

  1. Весь день стоит в болоте цапля,

И ловит клювом лягушат.

Не трудно нам стоять ни капли,

Для нас для тренированных ребят.

Припев.

  1. Мартышка к нам спустилась с ветки

Мартышку нужно уважать.

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки надо подражать.

Припев.

«Скок, скок, поскок»

Текст исполняется с прыжками то на правой ,  то на левой ноге.

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел,

Молодиченька,невеличенька,

Сама с вершок

Голова с горшок.

 

«Котик»

Пропеть слова в спокойном темпе. Одновременно то левую, то правую руку, вытянутую в сторону, превращаем «в спинку кота» и поглаживаем ее противоположной рукой от пальчиков до плеч

                                                                                           

                                                                                         

                                                                                                 Приложение №3

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ.

 Игра  «Музыкальные змейки»

 Класс делится на три группы. Для каждой группы звучит определенная мелодия. Например: вальс, полька, марш. Звучит мелодия, колонна двигается по залу в любом направлении. Звучит другая мелодия, двигается другая колонна, первая остается в стойке или принимает упор присев и т. д. Чья змейка внимательнее , та и выигрывает.

           Игра «Птица без гнезда»

Игроки располагаются по кругу парами в затылок друг другу. Игроки внутреннего круга – гнездо -ставят руки на пояс, а игроки наружного круга – птицы – кладут руки на плечи впереди стоящим. В центре - водящий – птица без гнезда.

С началом музыки птицы в колонне по одному бегут за водящим, имитируя руками взмахи крыльями. Водящий движется в любом направлении. С прекращением музыки все останавливаются. По команде водящего «Птицы в гнезда» - занимают любое место. Игрок без гнезда становиться водящим.

           Игра «Снежный ком»

Начинает танцевать одна пара. Во время паузы (звук убавляется ) партнеры останавливаются и выбирают себе новых партнеров. Танец продолжает танцевать уже две пары и т. д.

Игры на развитие внимания, координации движения.

«Раз,два»

1, 2 – мы в пути                     Хлопок в ладоши, руки в стороны.                                  

3,4 – мы приплыли,              хлопок в ладоши, руки вниз.

5, 6 – вы спросили,                Хлопок в ладоши, руки пере собой.

7,8 – сколько сосен,               Хлопок в ладоши, руки вверх.

9, 10 – мы пришли ,               Хлопок в ладоши, имитируем шаги

                                                 пальцами  рук вперед.

До считав  .                            До считав до десяти.

                                                                             

                                                                               

                                                                               

                                                                                             Приложение № 4

 

Тема: «Знакомство»

Задачи: 1. Научиться спокойно и ясно произносить собственное имя и

                  изобразить его в пластической интерпретации.

              2. Заинтересовать учащихся в посещении занятий ритмикой.

Ход урока: 1. Учащиеся входят в зал под музыку 2\4 – идут на полупальцах, руки на поясе, локти смотрят в сторону.

Учитель расставляет детей в шахматном порядке.  «Ребята, здравствуйте! Давайте научимся здороваться на языке танца - это поклон.

                  2. Разучиваем поклон: девочки - три шага вперёд с носка, руки в свободном положении, медленно поднимаются руки вверх – поклон обоими руками, спина прямая.

   Мальчики – шаг в сторону вправо – кивок головой, шаг влево, кивок головой.

        3.  Игра « не перепутай место» - звучит музыка учащиеся разбегаются в разные стороны, музыка затихает дети должны встать на место  ( игра повторяется 3-4 раза)                                        

        4. Учитель начинает знакомиться с учениками. Просит каждого назвать своё имя очень ясно и уверенно.,  В качестве примера педагог представляется первым. Затем предлагает детям произнести своё имя с одновременным показом собственного пластического движения. Заканчивается последний звук и заканчивается движение.

        5. Игра на внимание и развитие речи:

                      У оленя дом большой,

                      Он глядит в своё окно.

                      Заяц по полю бежит,

                      В дверь к нему стучится, Тук-тук дверь открой,

                      Там в лесу охотник злой

                      Заяц , заяц забегай    

                      Лапу мне давай.

       Учащиеся изображают оленя, дом, бег, стук, и т. д., за учителем и проучивают одновременно слова.              

  1. Заканчивается урок – Поклон. Учащиеся перестраиваются, идут по кругу на полупальцах на выход.

 

Комитет образования, делам  молодежи и

детства Муниципального района

(Петровск-Забайкальский район)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей районный

Дом детского творчества

П.Новопавловка

ПРОГРАММА

                                                                                         Составила: Усова О.А.

                                                                                         педагог дополнительного

                                                                                         образования .                            

                                                                                         

                                                   2008 г.

                                   

                                        Пояснительная записка

       Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками. В свою очередь, будучи сопряжено с изучением детьми произведений искусства, художественное творчество пробуждает у них  интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

       Целостный курс изобразительно и декоративно-прикладного искусства включает в себя несколько направлений художественной деятельности: живопись, графику, пластику малых форм, а также изучение народного художественного творчества. Детям, занимающимся в изостудии, важно попробовать себя в ряде направлений – это позволит найти наиболее близкий ребенку вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные возможности, а также поддержать интерес к художественному творчеству. Именно такую возможность и предоставляют занятия художественным творчеством в системе дополнительного образования детей. Настоящая программа как раз и предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

       Программа «Путешествие в волшебную страну ИЗО» основана на опыте автора, который считает , что в первую очередь у детей необходимо поддерживать устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Это возможно в том случае, если ребенок в конце каждого занятия может унести с собой  законченный рисунок, показать его родителям и получить в ответ слова восхищения.

       Цель и задачи программы.

       Целью программы является расширение знаний и приобретение навыков в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.

1.Обучающие:

  1. Формирование у обучающихся творческого мышления;
  2. Овладение различными художественными материалами и техниками изображения в декоративно-прикладной деятельности;
  3. Развитие эстетической взыскательности.

2.Воспитательные:

  1. Воспитание у детей уважение и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
  2. Формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
  3. Развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
  4. Развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Возраст детей.

       Программа рассчитана на 6-7 лет. В студию принимаются все желающие, без спец отбора.

       Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы от 10 – 15 человек.

Срок реализации программы

 Программа рассчитана на один год. Общая продолжительность обучения составляет 15 часов

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:

  1. Беседа;
  2. Практическая работа с постоянным индивидуальным консультирование обучающихся;
  3. Игра;
  4. Викторина;
  5. Выставка и др..

       В пределах одного занятия виды деятельности могут несколько раз меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления. При этом полученные детьми знания и практические навыки закрепляются через задания, связанные с созданием понятных им образов ( «снегирь», «веселый клоун», «ваза для мамы»), иллюстрации знакомых сказок.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

1.Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

2.Практические умения и навыки.

3.Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

К концу обучения:

1.Дети будут знать:

  1. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в изостудии;
  2. Виды линий;
  3. Основы соотношения света и тени;
  4. Понятие цветового круга, правила смешивания цветов;
  5. Понятие композиции и принципы построения;
  6. Принципы работы с цветными карандашами и фломастерами;
  7. Пропорции человеческой фигуры.

2.Дети будут уметь:

  1. Выполнять графические работы, передавать форму и объем предметов;
  2. Работать кистью по готовому фону;
  3. Делать роспись объемной фигурки;
  4. Составлять композиции (в технике аппликации, с использованием орнамента)

 3.Дети приобретут:

  1. Навыки аккуратности и трудолюбия;
  2. Основные навыки работы в группе;
  3. Навыки культурного общения со сверстниками.

Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение в программу

1

0.5

0.5

2.

Линия и цвет

5.5

2.1

Волшебный карандаш

0.5

0.1

0.4

2.2

Волшебная кисточка и ее друзья

0.5

0.1

0.4

2.3

Главные краски в стране ИЗО

0.5

0.1

0.4

2.4

Секрет волшебства главных красок

0.5

0.1

0.4

2.5

Теплое и холодное

0.5

0.1

0.4

2,6

Цветные города в стране ИЗО

0.5

0.1

0.4

2.7

Волшебная белая

0.5

0.1

0.4

2.8

Волшебная черная

0.5

0.1

0.4

2.9

Волшебная серая

0.5

0.1

0.4

2.10

Весенний колорит

0.5

0.1

0.4

2.11

Летний колорит

0.5

0.1

0.4

3.

Композиция на заданную тему

2

3.1

Рисуем сказку

0.5

0.1

0.4

3.2

Иллюстрация к сказке «Муха-цокотуха»

0.5

0.1

0.4

3.3

Аппликация «Осень»

0.5

0.1

0.4

3.4

Путешествие на север

0.5

0.1

0.4

4.

Рисование с натуры, по памяти, по представлении

4.5

4.1

Снежные деревья

0.5

0.1

0.4

4.2

Снежинки

0.5

0.1

0.4

4.3

Дед Мороз

0.5

0.1

0.4

4.4

Снегурочка

0.5

0.1

0.4

4.5

Веселый клоун

0.5

0.1

0.4

4.6

Пробуждение природы

0.5

0.1

0.4

4.7

Одуванчики

0.5

0.1

0.4

4.8

Бабочка

0.5

0.1

0.4

4.9

Портрет друга

0.5

0.1

0.4

5.

Декоративно-прикладное творчество

1

5.1

Новогодняя гирлянда

0.5

0.1

0.4

5.2

Аппликация «Цветы весны»

0.5

0.1

0.4

6.

Лепка

1

0.1

0.4

6.1

Барельеф «Снеговик»

0.5

0.1

0.4

6.2

Ваза для мамы

0.5

0.1

0.4

ИТОГО

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                          Раздел 1. Введение в программу

Цели, задачи, содержание программы обучения. Оснащение изостудии. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в изостудии.

Раздел 2. Линия и цвет.

Тема 2.1 Волшебный карандаш.

Знакомство с карандашом – главным и старейшим жителем страны ИЗО. Виды линий. Техника проведения разнохарактерных линий. Типы карандашей.

Тема 2.2 Волшебная кисточка.

Знакомство с кисточкой.Краски – друзья и помощники кисточки. Основы работы с кистью и красками.Выполнение кистью несложного орнамента.

Тема 2.3 Главные краски страны ИЗО

Знакомство с тремя основными красками – красная, желтая, синяя.Основные отличия краски от цвета.

Тема 2.4 Секрет волшебства главных красок.

Рассказ о сложных взаимоотношения в мире цветов и красок. Группа составных цветов: оранжевый, зеленый,фиолетеовый.Способы составления составных цветов.

Тема 2.5 Теплое и холодное.

Деление цветов на теплые и холодные. Самый теплый цвет и самый холодный цвет в стране ИЗО. Сказка о красках, веселых и грустных.

Тема 2.6 Цветные города в стране ИЗО

Выполнение самостоятельного задания – город в стране ИЗО, где живет один цвет.

Тема 2.7 Волшебная белая

Особое положение белой краски в стране ИЗО. Как меняется цвет при добавлении в него белой краски. Понятия «легкость», «воздушность».

Тема 2.8 Волшебная черная

Таинственное положение черной краски в стране ИЗО. Что меняется с использованием черной краски. Понятие меры в работе с черной краской. Силуэт.

Тема 2.9 Волшебная серая

Что могут белая и серая вмести. Сказка про белого ,черную и серых. Все оттенки серой палитры.

Тема 2.10 Весенний колорит

Самостоятельный подбор палитры, передающий весеннее настроение. Работа на наблюдательность, воображение.

Тема 2.11 Летний колорит

Самостоятельный подбор цветовой палитры, отражающей летнее настроение. Какие цвета ассоциируются с летней жарой. Работа на развитие воображения.

Раздел 3. Композиция на заданную тему.

Тема 3.1 Рисуем сказку

Понятие композиции, умение передавать основной замысел произведения.

Тема 3.2 Иллюстрация к сказке «Муха-цокотуха»

Чтение сказки. Выбор эпизода. Составление композиции с использованием зарисовок насекомых. Умение передавать характер героев сказки.

Тема 3.3 Аппликация «Осень»

Понятие аппликации. Техника аппликации. Использование мелких деталей в изображении круглых предметов. Навыки пользования ножницами. Воспитание аккуратности.

Тема 3.4 «Путешествие на север»

Знакомство с животными, живущими на севере. Закрепление знаний о холодной цветовой гамме. Самостоятельное составление композиции. Северное сияние.

Раздел 4 . Рисование с натуры, по памяти, по представлению.

Тема 4.1 Снежные деревья

Умение передать состояние зимнего холодного вечера. Закрепление приемов изображения деревьев. Использование законов перспективы.

Тема 4.2 Снежинки.

Навыки работы кистью по общему фону. Развитие воображения и фантазии.

Тема 4.3 Дед Мороз.

Рисование Деда Мороза. Приемы изображения в статической позе. Развитие наблюдательности. Принцип смешивания техник.

Тема 4.4 Снегурочка.

Рисование Снегурочки. Приемы изображения в статической позе. Развитие наблюдательности. Принцип смешивания техник.

Тема 4.5  Веселый клоун.

Изображение фигуры клоуна, жонглирующего шарами. Обращается внимание на индивидуальность костюма клоуна, который должен передавать его характер.

Тема 4.6 Пробуждение природы.

Работа на развитие наблюдательности. Какие признаки прихода весны мы находим в природе.

Тема 4.7 Одуванчики.

Приемы изображения одуванчика, желательно с натуры. Развитие наблюдательности. Закрепление умений работы с кистью.

Тема 4.8 Бабочка.

Понятие симметрии. Ось симметрии. Развитие наблюдательности. Умение украсить бабочку индивидуальным узором.

Тема 4.9 Портрет друга.

Изображение головы человека – основные закономерности и приемы.

Раздел 5. Декоративно-прикладное творчество

Тема 5.1 Новогодняя гирлянда.

Изготовление новогодней гирлянды из бумаги. Использование техники оригами. Развитие аккуратности, терпения. Умения пользоваться ножницами.

Тема 5.2 Аппликация «Цветы весны».

Закрепление знаний об аппликации. Умение работать ножницами. Развитие аккуратности. Использование мелких деталей.

Раздел 6. Лепка

Тема 6.1 Барельеф «Снеговик»

Лепка барельефа из соленого теста. Роспись изделия. Развитие аккуратности и наблюдательности.

Тема 6.2. Ваза для мамы.

Изготовление вазы для подарка маме. Возможно несколько вариантов работы: использование техники папье-маше или же украшение вазы природными материалами. Развитие аккуратности, фантазии.

Оформление выставки.

В конце года – выставка лучших работ за год.

Методическое обеспечение занятий.

       Изобразительное творчество детей младшего возраста имеет свои особенности. Как правило, в работах обнаруживаются признаки аналитического восприятия действительности. В то же время заметна неравномерность развития учащихся: одни демонстрируют сравнительную зрелость и умения в отдельных видах изобразительного творчества; у других отмечается колебания и медлительность в рисовании, трудность в выполнении декоративно-прикладных работ; многие болезненно реагируют на замечания.

       Главная трудность педагога – преодолеть склонность детей рисовать готовыми штампами. Работа с детьми в этом возрасте требует преимущественно индивидуального подхода и большого разнообразия вариантов заданий.

       Формы занятий, планируемых по основным разделам программы, подобраны таким образом, чтобы наиболее эффективно достигать поставленных целей. В разных разделах и темах используются традиционные формы : беседа, практические упражнения детей с различными материалами.

Раздел 1. Беседа, показ иллюстраций, инструментов.

Раздел 2. Беседа, показ иллюстраций, игра, мастер-класс.

Раздел 3. Ролевая игра, показ иллюстраций.

Раздел 4. Демонстрация натуры, конкурс творческих работ.

Раздел 5. Беседа, показ иллюстраций.

Раздел 6. Беседа, показ иллюстраций, конкурс творческих работ.

       Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса соответствуют возрастным особенностям детей, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем.

       Обязательным элементом по окончанию каждого раздела должно стать оформление выставок работ учащихся. Пусть это будет учебные выставки, но их воспитательный эффект значителен: они содействуют развитию художественного вкуса детей; способности самостоятельно формировать экспозицию.

Для успешной реализации программы необходимы соответствующие материалы и техническое оборудование. В их числе:

  1. Репродукции картин, фотографии скульптур.
  2. Литература по искусству.
  3. Аудиозаписи музыкальных произведений.
  4. Натюрмортный фонд.
  5. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, уголь, тушь, кисти, бумага, глина, пластилин).
  6. Магнитофон.
  7. Столы, стулья ,мольберты.

       Помещение для занятий должно быть просторным, хорошо освещенным, проветриваемым.

Список литературы:

Литература для педагога:

1.Алехин А.Д. Изобразительной искусство. – М.:Просвещение, 1984.

2.Дранов С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – Санкт-Петербург: Каро,2004.

3.Коротеева Е.И. Искусство и ты. – М.:Просвещение,2000.

4.Мосин И.Г. Рисование. – У-Фактория,г.Екатеринбург,1997.

Литература для обучающихся:

1. Пал Корчмарос «Хорошо-заточенный карандаш рассказывает волшебные истории. Москва, Тип.МГПУ им.В.И.Ленина.

2. Ивасенко А. Когда я буду художником. – М.: Детская литература,1980.

Комитет образования, делам  молодежи и детства муниципального района

(Петровск-Забайкальский район)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей районный

Дом детского творчества

П.Новопавловка

ПРОГРАММА

ШКОЛА ДЛЯ ДЕВОЧЕК

                                                                       

                                                                       Составила: Банникова Т.В.

                                                                       Педагог дополнительного

                                                                       Образования

2008г.

                                                       

         

Комитет образования, делам  молодежи и детства муниципального района

(Петровск-Забайкальский район)

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей районный

Дом детского творчества

П.Новопавловка

                                                                                                                Утверждена

_______________________

_______________________

                                                                             М.П.

Дополнительная образовательная комплексная

программа объединений

(хореографического, изобразительного искусства, кукольного, начальное моделирование, школа для девочек)

возраст детей - 6 лет

срок реализации -1 год

Автор: Забелина Ольга Викторовна

                                                                                Захарова Наталья Валентиновна

Усова Оксана Анатольевна

Банникова Татьяна Викторовна

П.Новопавловка

2008г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Ступеньки детства" предшкола

Программа по предшкольной подготовке «Ступеньки детства» модифицированная, разработана на основе программы-концепции для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дош...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа "Путешествие цветных ладошек"

В дополнительной образовательной программе «Путешествие цветных ладошек» (далее – Программа) определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование н...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в стране Наурандии»

В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадо...

Дополнительная образовательная программа образовательной услуги «Проведение занятий по развитию художественных - творческих способностей у детей: «Пластилиновая страна» на 2020-2021 учебный год

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необ...

Дополнительная образовательная программа «Фантазии бумажной страны» (конструирование из бумаги методом оригами) для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка с тяжелыми нарушениями речи средствами конструирования из бумаги методом искусства оригами.Отличительной особенностью данной дополнительной обра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...