Главные вкладки

    Учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему:
    родительское собрание "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

    Сезонова Лариса Владимировна

    сценарий собрания сопровождается презентацией и анкетрй для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon sezonova_l.v._roditelskoe_sobranie.zip621.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в детском саду «Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста» (старшая группа).

     Цель:  повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания  детей, привлечь родителей к активному осмыслению проблем влияния анимации на развитие детей, объединить усилия гимназии и семьи в вопросах  развития ребенка.

    Вид: информационно- просветительское.

    Форма: вечер-размышление.

    Предварительная работа:

    1. Написать объявление о предстоящем  групповом родительском собрании (за две недели до собрания).

    2.  Совместно с детьми изготовить пригласительные билеты (за неделю до собрания).

    3. Рекомендовать  родителям просмотреть документальный фильм «Влияние мультфильмов на сознание детей» (на диске или на сайте http://yandex.ru/video/ - за неделю до собрания).

    4. Предложить родителям поразмышлять: «Мультфильмы  для Вас – это...»

    3. Провести  анкетирование родителей «Роль мультфильмов  в жизни моего ребенка» (приложение 1) (за две недели до собрания).

    4. Подготовить памятку «Влияние мультфильмов на развитие ребенка»

    5. Подготовить презентацию по теме собрания.

    6.Организоват выставку детских рисунков «Мой любимый мультяшный герой».

    План собрания.

    1. Вступительное слово. Упражнение «Продолжи фразу».

    2. Анализ анкетирования родителей «Роль мультфильмов в жизни моего ребенка».

    3. Этап педагогического всеобуча (о пользе мультфильмов).

    4. Просмотр видеоролика «Влияние мультфильмов на психику ребенка».

    5.Просмотр выставки детских рисунков «Мой любимый мультяшный герой».

    6.Этап педагогического всеобуча. Работа с памятками.

    7. Рекомендации родителям «Как смотреть мультфильм?»

    8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.        

     Ход собрания:

    Родители сидят полукругом. На столах лежат памятки и фишки красного, синего  цветов (по 7 штук на каждого), конвертики.

    - Добрый вечер, уважаемые родители. Мы  рады видеть всех, кто нашел время прийти, особенно отцов. Тема собрания «Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста».

    Прежде чем мы начнем обсуждать вопрос о том, как мультфильмы влияют на детское развитие, предлагаю Вам продолжить фразу «Мультфильмы  для Вас – это...». Высказывайте свое мнение. Ответы не оцениваются и не комментируются. Итак, «Мультфильмы  для Вас – это...». (Для большей организованности родители передают друг другу мячик).

    - Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что  нравится - полезно.

    Например, в раннем детстве им нравилось совать пальцы в розетку, трогать огонь, совать в рот иголки или мелкие предметы. От всего этого вы своих детей уберегли. Почему же родители не задумываются, как влияет информация на развитие ребенка? А именно в детстве формируются  качества личности, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Малыш нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую взрослые настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания  усаживают ребенка перед телевизором и включают им мультфильмы. Вы можете сказать, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. Но именно родители  должны различать, что благо для  их детей, а что - нет.

    - При подготовке к собранию вы отвечали на вопросы  анкеты.  В анкетировании приняло участие 20 родителей. В  анкетах  Вы указали, что все дети ежедневно смотрят мультфильмы. 7 ребят тратят на просмотр больше двух часов в течение дня, 9 -около часа, 4 ребенка - не более 15-20 минут в день. Следующие ответы заставляют задуматься о том, всегда ли родители  контролируют то, что смотрят их дети.  При выборе мультфильмов вы опираетесь на  следующие факторы:  9 родителей – на смысловую  нагрузку мультфильма, 5 человек-  зрелищность, 3 – популярность, 3  родителей не задумываются над этим вопросом. Смотрят мультфильмы с детьми 3 родителя, иногда смотрят-11человек.  Обсуждают с детьми просмотренное  от случая к случаю 12 человек, постоянно-3 родителя.  Все родители признают  ценность мультфильмов,  считают, что мультфильмы нужны для развития и воспитания детей. В анкетах  Вы отметили, что мультфильмы способствуют развитию таких положительных качеств, как  дружба, смелость, доброта, щедрость, сопереживание, любовь. Мультфильмы развивают речь, память, внимание, интеллект, дают образцы правильного поведения.

     Обратимся к мнению специалистов. В работах российских психологов отмечено, что правильно подобранные  мультфильмы способны:

    • Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют словарный запас и могут использовать в повседневной речи интересные фразы.
    • Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
    • Обучать, расширять кругозор. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.
    • Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм заставляет ребенка фантазировать,  могут стать началом творчества.
    • Воспитывать и социализировать. Герои мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, примеры хорошего и плохого поведения, полоролевого  поведения, формируют у них способность к сопереживанию, разрешению конфликтов, получают представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами, усваивать социальную информацию, развивают самооценку.

    Однако, психологи утверждают, что далеко не все мультики полезны для детской психики. Просмотр мультфильмов может оказаться опасным, так как дети не всегда могут  критически оценить поступающую информацию.

    Какие же отрицательные качества в развитии ребенка, сформированные под воздействием мультипликации, выделили Вы в своих анкетах? Это- агрессия, возбужденность, перенос негативного поведения в жизненные ситуации,  жестокость, страхи, раздражительность.

     И вы абсолютно правы. В подтверждении ваших мыслей  приведу два примера:

    * Более пятисот детей дошкольного возраста были госпитализированы в Японии с симптомами эпилепсии, а причиной послужил просмотр 38-ой серии мультсериала "Покемоны".

    * В России родители подали в суд иск на телеканал за трансляцию мультфильмов "Гриффины" и "Симпсоны", основываясь на утверждении психологов, что данные фильмы развращают детей, вызывают агрессию и апатию.

    Прежде чем приступим к обсуждению  вопроса о «вредных» мультфильмах, предлагаю вспомнить просмотренный дома документальный фильм «Влияние мультфильмов на сознание детей».

    - Какие чувства испытывали, когда смотрели  этот фильм?

    - Какие мысли возникали?

    - А сейчас предлагаю посмотреть небольшой ролик о том, как реагируют дети на «хорошие» и «плохие» мультфильмы.

    ( показ  видеоролика «Влияние мультфильмов на психику ребенка», снятого каналом ТВ3. http://yandex.ru/video  Длительность5 минут).

     После просмотра предлагаю родителям  обратить внимание на  выставку детских рисунков «Мой любимый мультяшный герой».

    - На мольберте вы видите рисунки ваших детей по теме «Мой любимый мультяшный герой». Рисунки не подписаны. Рассмотрите их повнимательней.  Как Вы думаете, о чем рассказывают рисунки ваших детей? (родители рассуждают, делятся впечатлениями).

    -  Каждый день нам приходится  наблюдать, какими мультяшными  игрушками и как играют  ваши дети, что ребенок «вынес» из увиденного мультфильма. Тут и понимание сюжета, и эмоционального  состояния, и способность применить в жизни увиденные модели поведения. Следует отметить, что у дошкольника чрезвычайно развито подражание, а через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дети подражают поведению героев мультфильмов.  Известный детский психолог В.С.Мухина отмечает, что «некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный  эталон в поведении». Так вот,  у нас наблюдается каждодневная битва за первенство, поведенческая и вербальная  агрессия, дикие выкрики, неприличные высказывания.

    - Давайте же обобщим, какие  мультфильмы  не стоит  смотреть нашим детям? Если Вы согласны с услышанным утверждением, отложите  на столе красные фишки, если не согласны - синего. Фишки не подсчитываются.

     Итак, не стоит смотреть мультфильмы, в которых:

    • Выражена  агрессия.  Разумные родители не разрешат смотреть ребенку кадры, где все  дерутся, наносят вред друг другу, и показывают предметы смерти (орудия убийств или кровь). Смотреть мультфильмы, где явно выражена агрессия можно только тогда, если она подана в смешном виде. Например, всем известный мультфильм "Том и Джерри". Кот на протяжении многих серий гонится за мышонком, агрессия проявляется со стороны обоих героев. Один сажает другого на кактус, ударяет сковородкой, подсаживает на мышеловку и пробивает в стену. Но, в конце концов, добро побеждает и никто не умирает, а это очень важно для ребенка;
    •  негативное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В мультике герои могут обижать, грабить, убивать. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не осуждает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя.  У маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости  неприемлемых форм поведения, вседозволенности;
    • демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи лихачат, прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Склонность к  подражанию любимым героям может обернуться травмами и страшной бедой для семьи;            
    •  главные герои выглядят уродливо. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение. Резкие угловатые супергерои могут восприниматься девочками как образец будущего мужчины, а большеглазые таинственные и загадочные героини – как идеал для мальчиков;
    •  присутствует нецензурная лексика, где герои показывают неприличные жесты, иначе все эти нехорошие слова и жесты вы увидите в собственном доме в исполнении вашего ребенка;
    •  кричащие   цвета с яркими вспышками света и громкими звуками. Для вечернего просмотра такие мультфильмы не подходят вовсе. В противном случае у малыша будет не ночной сон, а ночное бодрствование. Яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка, а громкие звуки- вызвать головную боль и повышенную тревожность ;
    •  транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам,  девочки думает, что это они должны «добывать пищу, и ходить на войну»;
    •  распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показаны насмешки, глумление  над старостью, беспомощностью, слабостью.

    - Надеюсь, что все перечисленные утверждения приняты вами к сведению.

    - Возникает вполне закономерный вопрос: «Как правильно смотреть мультфильмы»? Как  сделать так, чтобы мультфильм был  эффективным средством воспитания?

     На государственном уровне своеобразным помощником родителей выступает федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010г., поправки-2012г.). Согласно данному закону, все продукты средств массовой информации (программы, фильмы, мультфильмы, реклама, журналы и др.) в обязательном порядке должны содержать данные о возрастных ограничениях. В целом этот закон действительно способен помочь взрослым в выборе мультфильмов, которые можно демонстрировать детям того или иного возраста. Но, к сожалению, он содержит и ряд двойственных моментов. Остается непонятным, кто должен проводить экспертизу продукта, т.к. в тексте закона даются два объяснения: либо специалист, обладающий соответствующими знаниями в области возрастной психологии, педагогики, физиологии, детской психиатрии, либо «производитель продукта»,а это уже  совершенно другой уровень анализа. Ситуацию усугубляет и то, что по телевизору почти все мультфильмы маркированы знаком «6+», «12+». Мультфильмы, которые разрешены к просмотру детям дошкольного возраста («0+») можно встретить не часто. В этом случае родителям самостоятельно нужно подбирать мультфильмы для своего ребенка-дошкольника.  

    В качестве напутствия для вас, родители, предлагаю   рекомендации специалистов. Если рекомендация вами принята, положите фишку любого цвета в чудесный конвертик. Это будет означать, что Вы хотите взять  рекомедацию с собой в будущее.

    Во-первых, просмотр мультфильмов  не должен превышать 30-40 минут в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

    Во-вторых, сначала читаем, потом смотрим. Чтение произведения предшествует просмотру мультфильма по нему. Книга –  первоисточник (за исключением книг по мультфильмам). Мультфильмы не всегда прямо следуют тексту, поэтому  сначала  лучше ознакомиться с оригиналом, а затем с его интерпретацией. Если мультфильм заметно отличается от самого произведения, т.е. поставлен «по мотивам», очень интересно обсудить с ребенком эти отличия: какие герои есть в мультфильме и отсутствуют в книге? как изменилась концовка? При чтении книги с опорой на картинки у ребенка работает воображение, тогда как мультфильм предлагает готовый видеоряд, и работа воображения блокируется. Поэтому лучше, дать ребенку возможность самому представить себе героев и сюжет книги, а затем предложить мультипликационный вариант.

     В-третьих, с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, тогда  у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего.

     В-четвертых, не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Не стоит использовать «мультики» вместо няньки, повышать их привлекательность, отказывая в их просмотре в качестве наказания.

    В-пятых, выбор мультфильмов. В первую очередь старые отечественные мультфильмы. Преимущества их  очевидны: хороший сюжет (экранизирована классика сказок и не очень известные, но хорошие произведения), качественное  изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), красивая музыка (часто симфоническая), правильная речь героев, нравственные (ценностями являются доброта, верность, смелость, дружба, любовь).

    В-шестых, при выборе мультфильма, не стоит забывать о возрасте вашего ребенка, потому как «всему свое время». Да, дети могут многое смотреть, но при этом не понимать, что происходит на экране. Поэтому лучше, показывать мультфильмы по возрасту, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями перипетии сюжета.

    И последнее, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим ребенку немного нашего внимания!

    В заключении хотелось бы отметить, что мультфильм сам по себе не плох и не хорош; то, что ребенок вынесет из просмотра  мультфильма, какой опыт он получит,  зависит от взрослых. В наших руках вырастить детей воспитанными, образованными, любящими и почитающими родителей. Чтобы избежать негативных последствий, пользуйтесь нашими рекомендациями.

    Рефлексия. Родителям предлагается по очереди высказать свое впечатление о прошедшем собрании:

    - Какие открытия сделали для себя в процессе собрания? Что вас удивило? Что оказалось полезным для вас? Благодарю всех за участие в собрании. Принятие решения.

    Примерное решение.

    1. Принять к сведению полученную информацию.
    2. Объединить усилия гимназии и родителей в приобщении дошкольников к просмотру «полезных» мультфильмов. Создать в группе уголок «Советуем посмотреть вместе с детьми».
    3. Создать в уголке для родителей «Копилку полезных форм взаимодействия родителей  с детьми».

    Приложение 1

    Анкета для родителей

    «Роль мультфильмов  в жизни моего ребенка».

    Уважаемые родители! Нам интересно узнать Ваше мнение о влиянии мультфильмов на развитие ребенка. Просим ответить на следующие вопросы.

    1. Считаете ли Вы, что мультфильмы необходимы для развития ребенка?
    2. Развитию  каких положительных качеств вашего ребенка способствует просмотр мультфильмов?
    3. Развитию  каких отрицательных качеств вашего ребенка способствует просмотр мультфильмов?
    4. Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы?
    5. Сколько времени  в режиме дня  отводите на просмотр мультфильмов?
    6. Какими факторами Вы руководствуетесь при выборе мультфильма (смысловой нагрузкой, зрелищностью, популярностью, не задумываюсь над этим вопросом)?
    7. Смотрите ли Вы мультфильмы вместе с ребенком (да, нет, иногда)?
    8. Обсуждаете ли Вы с детьми просмотренные мультфильмы(постоянно, от случая к случаю, никогда)?

    Литература и источники.

    1. Кашкина С.В. Формирование личности ребёнка посредством советского мультиматографа - Справочник педагога-психолога № 3, 2014

    2. Широкова И.Б. Ваша любимая проблема. Как помочь ребёнку? – СПб.: Речь, 2009.

    3. http://revolution.allbest.ru

    4. http://nsportal.ru

    5. http://www.vashaibolit.ru

    6. http://ds2147.mskobr.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста

    Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по...

    влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

    “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

    Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

    Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста

    Влияние пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста...

    Влияние здорового и безопасного образа жизни на развитие детей дошкольного возраста

    Как нужно формировать у детей культуру, приучать к активному образу жизни, соблюдению правил личной гигиены и режима дня, к правильному рационально-сбалансированному питанию, к занятиям физкультурой...

    Статья "Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста"

    Очень важно обратить внимание на то, как часто наши дети смотрят телевизор, ведь количество просматриваемых мультфильмов влияет как на их физическое, так и психическое развитие. Давайте будем внимател...