Консультация для родителей "Зачем детея математика?"
статья на тему

Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность.

А это важнейшие виды прекрасного. Аристотель

«Природа  формулирует  свои  законы  языком  математики».  Эти  слова  принадлежат  Г. Галилею.  Действительно,  изменения,  процессы,  происходящие  в  пестром  мире  видимых предметов  и  явлений,  протекают  одинаково  для  целых  групп,  классов  объектов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_zachem_detyam_matematika.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Зачем детям математика?»

Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность.

А это важнейшие виды прекрасного. Аристотель

«Природа  формулирует  свои  законы  языком  математики».  Эти  слова  принадлежат  Г.

Галилею.  Действительно,  изменения,  процессы,  происходящие  в  пестром  мире  видимых

предметов  и  явлений,  протекают  одинаково  для  целых  групп,  классов  объектов  (что

позволяет, решив задачу в общем виде, не решать ее в каждом следующем частном случае

заново). Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чем бы ни шла речь  –  о песчинках или

планетах, о людях или цветах. Эту идею можно дать детям.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но

скорее  некая  тонкая  архитектура,  которая  имеет  канон  своего  создания,  и  человек

способен  прикоснуться  к  этому  канону.  Математика  дает  возможность  увидеть,  что

порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в

истинном  искусстве  интуитивное  ощущение  гармонии  как  соразмерности  позволяет

соединить  эстетическое  чувство  ребенка  и  его  интеллект.  Основная  цель  занятий

математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что

мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Величайший  учитель  древности  Пифагор  рассматривал  числа  как  божественные

принципы  мироустройства.  В  наши  дни  со  страниц  популярных  журналов  мы  узнаем  о

том, что в астрологии каждое число связано с планетой, а дата рождения человека может

помочь глубже понять его характер и природные задатки.

Из популярной книги  «За страницами учебника математики» (авторы И. Я. Депман, Н. Я.

Виленкин) можно почерпнуть много интересных исторических сведений, в том числе и о

том, как появились названия первых чисел.

Ученые  считают,  что  сначала  названия  получили  только  числа  1  и  2.  по  радио  и  по

телевидению  часто  приходиться  слышать:  «…  исполняет  солист  Большого  театра  …».

Слово  «солист»  означает  «певец,  музыкант  или  танцор,  который  выступает  один».  От

этого  же  латинского  слова  –  «солюс»  -  один  -  происходит  и  «солидарность»,  т.  е.

единство. Да и русское слова «солнце» похоже на слово «солист». Разгадка очень проста:

когда римляне придумывали имя числу 1, они исходили из того, что солнце на небе всегда

одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися

попарно, - крыльями, ушами… Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их

связывали  местоимениями  «я»  и  «ты»,  а  были  языки,  где  «один»  звучало  так  же,  как

«мужчина», а «два» - как «женщина».

Иногда  числом  3  обозначали  весь  окружающий  человека  мир  –  его  делили  на  земное,

подземное  и  небесное  царства.  Поэтому  число  3  стало  у  многих  народов  священным.

Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны

света  –  восток, юг, запад и север, знали четыре главных ветра. У этих народов главную

роль играло не число 3, а число 4.

Пальцы  оказались  на  столько  тесно  связаны  со  счетом,  что  на  древнегреческом  языке

понятие «считать» выражалось словом «пясть» - часть кисти руки.

Числа  мы  найдем  и  в  мире  природы:  у  вех  насекомых  по  6  ног,  а  пчелы  строят  соты  в

форме правильных шестиугольников.

Число 7 древние шумеры обозначали тем же знаком, что и всю Вселенную. В их храмах

было 7 ступеней, освещались эти храмы семи свечниками…

В  древних  памятниках  письменности  число  12  встречалось  очень  часто  и  всегда  играло

особую  роль.    У  пророка  оказывается  ровно  12  верных  последователей,  герой  должен

совершить  12  подвигов.  Древние  греки  имели  12  основных  богов,  которым  они

поклонялись.

Число  40  встречается  в  старинных  сказаниях.  По  одному  из  них  во  время  всемирного

потопа дождь шел 40 дней и 40 ночей. В арабских сказках рассказывали про Али-Бабу и

40 разбойников.

Следы же счета шести  десятками сохранились до наших дней. Ведь до сих пор мы делим

час на 60 минут, минуту на 60 секунд и т. д. Окружность делят на 360 градусов, а градус –

на 60 минут… Так что самые точные часы и угломерные приборы хранят в себе память о

глубочайшей древности…

Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире

природы  и  культуры,  наполнить  представление  о  каждом  числе  живыми  ассоциациями.

Обратите внимание, что в сказках числа тоже играют большую смысловую роль.

Знакомя  детей  с  формой,  важно  не  столько  добиться  запоминания  названий  3  –  4

геометрических  фигур,  сколько  дать  представление  о  многообразии  и  красоте  форм  в

природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формулировать, но нужно организовать

опыт  ребенка  так,  чтобы  он  мог  видеть  много  примеров  симметрии.  Это  же  касается

отношения подобия в природе, линии, цвета.

Развитие  чувства  пропорции  и  чувства  ритма  также  имеет  прямое  отношение  к

математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое

позволит  не  превратить  это  понятие  в  сухую  теорию.  Точность  и  строгость  математики

как науки никак не должны выливаться в  сухость ее преподавания детям; отвлеченность

понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации

обучения.  Тогда  маленькие  дети  будут  учиться,  не  зная,  что  это  математика,  а  старшие

будут ждать из этого источника особенно волшебных историй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Сценарий праздничного утренника, посвященного дню 8 марта, для детеей младшей группы

сценарий праздничного утренника, посвященного дню 8 Марта, для детей младшей группы. В гости к детям приходят Хрюша и Степашка и предлагают посетить Магазин игрушек....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Сценарий досуга ко Дню матери для детейи взрослых "Когда твоя мама с тобой"

Сценарий праздника, посвященный дню матери в старшей группе...