Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста по теме "Школьная готовность"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть  готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое школьная готовность217.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 "Югорка"

Сценарий тематического родительского собрания по теме "Школьная готовность"

в группе старшего дошкольного возраста

с 5 до 7 лет "Утята"

Стихи о школе 3 класс - Шаблоны

подготовил: Панина С.В.

Сургут, 11.02.15г.

Родительское собрание №2 "Школьная готовность".

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание  обучение при подготовке детей к школе.

Задачи: подвести итоги проделанной работы; вовлечь родителей в процесс определения понятия "Готовность ребенка к школе"; вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

План проведения:

1.Вступительное слово (введение в проблему).

2.        Просмотр видеороликов занятий  по грамоте.

3. Презентация "Готовность ребенка к школе". Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе "А вам пора в школу?".

4. Полезные советы и рекомендации. Памятка "Что должен знать каждый ребенок"

5.  Оформление выставки дидактических пособий и игр по подготовке детей к школе.

Ход собрания:

I.        Подготовительный этап.

  • Оформление памятки "Рекомендации родителям", "Что должен знать каждый ребенок", "Мудрые советы".
  • Организация выставки методических игр и пособий по теме собрания.
  • Подготовка мини презентации "Компоненты готовности к школе".
  • Подготовка видеороликов.
  • Разработка проекта решения родительского собрания.

II.        Вступительное слово ведущего.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть  готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)

        Тема родительского собрания  "Школьная готовность" выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Психолого-педагогический феномен "готовность ребенка к школе" складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой , интеллектуальной, специальной.

        Психологическая готовность к школе - это, собственно, и есть желание учиться. Для одних детей она выражается в стремление обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмете своего ребенка в магазин за такими покупками - доставите ему большое удовольствие. Правда со временем желание просто исполнять роль  ученика (приходить в школу, резвиться на перемени, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.

        Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют интерес к учебе.

        Итак как же определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

1. Мотивационная готовность.

        Купите ребенку или попросите на время несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите почитать сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дочитать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру. Так же вы можете предложить ребенку поиграть в школу - обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисованию мелом на доске.

2.        Волевая готовность.

        Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь "включать" волю - ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному образцу.

        Волю можно тренировать в игре - пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные игры, например "Зеркало": стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он - ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!

        По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошколенка будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т.е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполнения задания - это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

        Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствует развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируется как раз к 7 годам. Так что ваши требования к 6- летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.

3.         Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

        Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая  слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кукла, чашка, кровать, книга, потолок, стол, кукла, пила, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 607 лет с первого раза малыш воспримет не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизведет  9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если вши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

        Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина-мужчина, река-море-океан и т.д. Предложите ребенку запомнить5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

        Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

        Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки ()пример, кресло, кровать, стол, ложка. На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу - мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок расскажет почему сделал такой выбор. Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулок. Проходя мимо какому-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. картинки типа "Найди 10 отличий" также подходят для развития памяти.

4.        С шести или...? Стремление родителей некоторых самостоятельно обучить своих детей грамоте, счету, решению арифметических задач до поступления в школу не всегда оправданно. Так, навык чтения и письма пригодится младшим школьникам только в том случае, если они различают звуки, слоги, а не просто читают по буквам (это в дальнейшем мешает преподавателям). Что же касается арифметики, то именно понимание математических отношений будет хорошим фундаментом для школьных знаний. Если же усвоение правил счета строится на элементарной зубрежке, то впоследствии это окажется вредным.

        С 5 до 7 лет в жизни ребенка царит поистине золотое время, наполненное свободной игрой. Недоразвитие этой деятельности наносит ущерб мышлению, воображению, фантазии, волевой сфере, поскольку именно эти высшие психические функции малыша интенсивно развиваются во время игры. Школа предъявляет довольно высокие требования к психическому развитию ребенка. Поэтому родители, решившие отдать своего ребенка учится, должны все тщательно взвесить. Ведь 6-летние дети запоминают то, что интересно,  не то, что нужно запомнить. Им тяжело концентрировать свое внимание больше 10-15 минут. Неспособность легко адаптироваться к новым условиям, быстрая утомляемость, изменение привычного распорядка дня, неустойчивость настроения затрудняют овладение школьной программой. Усталость приводит к капризам. В такой ситуации ребенку нужна сильная эмоциональная поддержка семьи и немалый родительский такт. Все замечания по поводу промахов и неудач папы и мамы должны делать очень осторожно и мягко, чтобы малыш не боялся ошибиться в следующий раз.

        Родителям не следует опасаться того, что если дети приступят к школьной программе с 7 лет, то они будут отставать от сверстников, пошедших в школу в 6 лет. Для подготовке к школе вполне достаточно грамотных занятий с воспитателем, систематических самостоятельных уроков со свои малышом дома. Не стоит забывать: чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит в том, чтобы обучить кроху чтению и  письму. Главное - сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес, только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно тогда учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что почаще говорите при ребенке, что будущая учеба в школе - прекрасная возможность быть и считаться взрослым.

III. Заключительная часть.

        Школьная готовность- это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще - она - как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому не редко - порой даже полуосознанно - ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой -  не только умением получать знания, но и  самостоятельно думать и пользоваться ими.

        Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других - вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные "почивать на лаврах". При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых на всех "рецептов" нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: "Давай сделаем это еще лучше, ты ведь умеешь". Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

        Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе  и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохраняет ему здоровье.

        Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги "Педагогика для всех".

        

Мудрые советы.

        Подготовить маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижай без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметок не плач, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
  • Иди в школу, и  пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Анкета для родителей.

Уважаемые мамы и папы!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты: Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально?

  1. Способен ли ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда)
  2. Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мину? (Да, нет, иногда)
  3. Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда)
  4. Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда)
  5. Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда)
  6. Чему вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Умеет ли ваш ребенок читать? (Да, нет)
  2. Умеет ли писать? (Да, нет)
  3. Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет)
  4. Может ли составлять рассказ по картинке? (Да, нет)
  5. Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет)
  6. Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?

___________________________________________________________________________________________________

  1. С радостью ли пойдет ребенок в школу? (Да, нет)

  1. Готов ли по вашему мнению ваш ребенок к школе? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________

  1. Чем интересуется ваш ребенок больше всего?

_____________________________________________________________________________________________________

  1. Как часто он задает вам вопросы? Какие?

____________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________

  1. Отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры.

____________________________________________________________________________________________________

  1. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________

  1. Трудно ли вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________

  1. Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаем вам успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста Тема: «Азы воспитанности»

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважае­мые родители:      1.Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружа­ющим, тем более, по отношению к его и своим ...

Конспект родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) «Облачко»

Конспект  родительского собрания в подготовительной группе на начало года...

Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста "Будем знакомы"

Родительское собрание, направленное на знакомство с родителями. В него включены игры на сплочение, презентации, анкетирование....

Конспект родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста (дети 5-6 лет)

Конспект родительского собранияв группе старшего дошкольного возраста (дети  5-6 лет) ...

Конспект нетрадиционного родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста (дети 6-7 лет)

Конспект нетрадиционного родительского собрания старшего дошкольного возраста (дети  6-7 лет)...

Родительское собрание в группе старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование»

Показать, как опытно-экспериментальная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную активность, помогает ему углублять представления о неживой природе, обобщать результаты опытов...

План родительского собрания в группе старшего дошкольного возраста «Вся семья вместе, так и душа на месте».

Постер родительского собрания  (постер - то же, что и плакат, на котором представлена текстовая информация и иллюстративный материал; вся информация располагается на одном листе)  в гру...