Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь через театрализованную деятельность»
консультация на тему

Муравьева Елена Геннадьевна

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение  детей, речь перестала быть   эффективным средством коммуникации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx87.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как ускорить процесс понимания сказки»

    Сказка -  один из жанров фольклора,  преимущественно  волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Все дети очень любят сказки, и знакомство детей со сказкой начинается с раннего детства. Но понимают ли они их? Или детям просто нравится,  что взрослые им что-то читают?  Если ребенку читать выразительно,  улыбаться ему, то на лице у  него  появляется явный интерес. Но, к сожалению получается так: интересно, но не понятно! Если ребенку читать часто, то происходит понимание.

 Можно ускорить этот процесс. Начнем с разбора того,  о ком рассказывается в сказке,  кто герои и что они делают.  Затем предложить ребенку рассмотреть  иллюстрации, найти героев сказки. Если у вас нет иллюстрации к сказке, можно найти картинку в другой книжке  или  нарисовать самостоятельно.  Когда вы читаете стишок, или сказку про зайца, или медведя, предложите вашему малышу показать как, например, зайка прыгает, медведь передвигается.

     Существует  эффективный  способ, позволяющий выявлять содержание, последовательность действий, отношения между персонажами. Этот способ называется – моделирование, т.е. метод  получения, описания и использования знаний.  Наша работа начинается с замещения одних объектов другими. (реальных – условными). При обращении к художественной литературе, замещаемыми объектами будут герои сказок, люди, звери, волшебники.  В качестве заместителей удобно использовать кружки, квадратики, разные по цвету и величине.

На первом этапе необходимо научить малыша правильно использовать заместители. Замещение должно основываться на каком – либо различии между персонажами. Например, слон  - большой кружок, а мышка – маленький,  или  колобок – желтый,  волк – серый. Родители изготавливают и предлагают  для  игры  набор разных кружков.  Если у ребенка в процессе игры происходит затруднение в выборе заместителя,  мама должна ему помочь . «Этот кружок будет солнышком – он такой же желтый, как солнышко».  Сначала  число кружков должно  быть не более двух-трех.  

       С помощью заместителей можно разыгрывать простые сюжеты. Например, «Мама и дочка пошли в магазин».  На листе бумаги рисуется два прямоугольника  - дом и магазин).  Предложите ребенку выбрать подходящие кружки (мама – большой,  дочка – маленький).  Ребенку предлагается провести маму и дочь в магазин и обратно домой.  Далее можно сюжет развернуть: «Мама пошла на работу, дочка осталась дома одна. Мама вернулась  с работы  вместе с папой» (нужен второй большой кружок). Если ребенок сам не сообразит, задайте ему вопрос: «Где у нас папа?  Найди какой кружок подойдет».

     С помощью заместителей с детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Колобок», «Маша и медведь», «Заяц,  петух и лиса» и другие. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. Если ваш малыш овладел моделированием,  то можно изменять полноту разыгрываемого сюжета. На этом этапе нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок затрудняется  как изобразить действие, ему на помощь приходят родители, которые  могут ему подсказать или показать правильное решение. При разыгрывании сказки «Три медведя» готовим полоски бумаги разной длины, разного цвета.  Маша – полоска, равная по длине «Мишутке», но другого цвета. Мама подсказывает, что у Маши платье красного цвета. «В доме у медведей стоят три стула ( квадратики разной величины), тарелки ( разные по размеру кружки), кровати (прямоугольники)».  Дом рисуем на листе бумаги.  Взрослый читает сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее.  Читайте сказку медленно, ведь ребенок разыгрывает каждую сценку. Взрослый может тоже  принять участие в разыгрывании.

    Далее можно перейти к следующему способу – «конспектированию».  

На этом этапе ребенку предлагается   зарисовывать расположение кружков, а взрослые зарисовывают ситуацию. В итоге получается серия рисунков, по которым позже ребенок  пересказывает сказку.   Нельзя настаивать на дословном пересказе! Нам необходимо научить ребенка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделяя основные события. Пересказывать можно и по серии иллюстраций к сказке.  Используя эти приемы, взрослые могут  помочь ребенку понять сказку, запомнить и пересказать ее.

Но ведь дети большие фантазеры. Ребенок трех лет вполне может сам придумать  сказку.   Задача родителей – подтолкнуть и направить малыша  в нужном направлении.

Папа рисует человечка.  Кто это будет?  Девочка  – говорит ребенок. Папа рисует человечку платье.  Далее со слов ребенка папа рисует волосы,  уточняет у ребенка имя, рисует дом, у девочки есть  собачка, девочка любит играть. Не страшно, если у папы не все получилось нарисовать, главное у ребенка  пробудить фантазию. Папа нарисовал , а ребенок это придумал.

В следующий раз можно начать рисовать не с человека, а  например, с озера или с корзинки.  У вас может получиться какая- нибудь  история.

     Поиграйте с ребенком в игру «Чепуха».  Игра пробуждает детскую фантазию.  В игре ребенку предлагается придумать всякую чепуху, то, чего никогда – никогда не бывает. Такая игра не только развивает фантазию, но и помогает ребенку лучше усвоить реальные зависимости между явлениями.  При игре «в чепуху» абсурдное рассуждение позволяет лучше понять, каким должно быть правильное.  Для игры можно предложить такие фразы:

- Кошка убегала от ….

- Коровы хорошо умеют….

- Мальчик надел ботинки для того, чтобы…. И другие.

     Уважаемые родители! Все эти  специальные виды работы  не должны вытеснять обычного, привычного  чтения  вслух сказок, заучивание с детьми  стихов наизусть.  Старайтесь делать это каждый  день.  Каждый день можно найти время  для общения с ребенком!

 

C:\Users\олег\Documents\free-clip-art-kids-reading-600x583.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и науч...

Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.

Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...

методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"

методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

консультация для родителей "Развиваем речь через театрализованную деятельность"

Театрализованная игра является необходимым условием развития речевой активности детей. Содержание театральных игр тесно связано со всеми разделами программ. они способствуют активизации разных сторон ...

Развиваем речь через театрализованную деятельность

Консультация для родителей на тему:«Развиваем речь через театрализованную деятельность» В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер...

Информационно-творческий проект "Развиваем речь через театрализованную деятельность"

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей....

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь через театрализованную деятельность» (сам.обр.)

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В наше время, где телевизор, компьютер заменили живое общение детей, речь перестала быть эффективным средством коммуникации....