Игра в жизни ребенка дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

 

В данном методическом материале рассматриваются особенности педагогической и профилактической работы с родителями воспитанников  детского сада "Морозко".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_zreniya.docx21.01 КБ
Файл igra.docx18.06 КБ
Файл igra_v_sisteme.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Болезнь всегда легче предупредить, чем лечить, это касается и зрения.

Самое главное - не допускать раннюю и непомерную нагрузку на глаза:

  • нельзя на близком расстоянии рисовать, лепить, смотреть картинки более 10-15 минут;
  • нельзя слишком рано (до 4 лет) начинать учить с ребенком буквы.

Необходимо следить за осанкой ребенка, правильность его посадки (от привычки низко наклоняться к работе очень трудно отучить); при низком наклоне создаются условия искривления позвоночника и развития близорукости.

Очень важно правильное освещение, сочетание местного освещения и общего. Настольные лампы должны быть мощностью 60-75 ватт, нить накаливания не должна быть видна. Лучше использовать галогеновые лампы, они наиболее рационально освещают поверхность стола. Заниматься нужно в положении сидя. При работе вблизи необходимо иметь подставку, обеспечивающую расстояние до глаз 30-35 сантиметров. Очень вредно читать в транспорте.

Важно также качество бумаги печатных изданий и тетрадей для детей: чем больше контрастность печатных элементов, тем меньше зрительная нагрузка.

Допустимая длительность просмотра телепередач для детей 3-4 летнего возраста -15-20 минут, для детей 5-6 лет не более 30 минут в день - с расстояния 2,5-3 метра.  



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей воспитанников

Еще раз об игре дошкольника

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является  игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой  обучения и воспитания.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные игры.

Игры на развитие памяти

Очень часто родители требуют от своих детей выполнение точных математических действий, написание текстов без малейших ошибок. Желают, чтоб дети преуспевали в учебе. Но наверняка мало кому из таких родителей приходила мысль в голову о развитие памяти ребенка задолго до школы.

С хорошей памятью у ребенка в учебе и в дальнейшей жизни не будет проблем, он будет схватывать буквально все на лету.  Обучать навыкам запоминания лучше с детства, когда сознание малыша готово ко всему новому. Развивать память лучше в виде игр. Ведь согласитесь  если вбивать ребенку битый час сложные имена, он даже их и не запомнит.  А вот если он увидит интересный мультфильм, или же сыграет с вами в увлекательную игру, то всех персонажей  он будет знать по именам, и заметьте, некоторых из них не сразу смогут повторить даже взрослые. Кстати, такой метод запоминания используется в школах. Многие учителя начальных классов проводят свои уроки в игровой форме. Детям очень нравится, и запоминают они эти уроки надолго. Давайте тоже рассмотрим некоторые существующие детские игры на развитие памяти, в которые вы можете сыграть дома с вашим малышом.

 Рекомендуемые игры для развития памяти ребенка.

•        Угадай, что изменилось?

Для этой игры  на развитие памяти, нужны игрушки ребенка. Их количество определяйте сами, их может быть и 5 и 10. Разложите их на столе и попросите малыша запомнить их и отвернуться. Когда он выполнит вашу просьбу, вы либо спрячьте одну игрушку, либо добавьте к уже имеющимся игрушкам еще одну. Потом ребенок должен угадать, какие произошли изменения на столе.

•        Назови правильно животных

Возьмите книжки с картинками животных. Покажите их малышу, пусть он назовет их. Со временем немного усложняйте задание. Например: чтоб ребенок рассказал, чем они питаются или же где они живут.

•        Игрушки в круге

Для этой игры нужно 5 небольших игрушек. Проведите черту на полу, потом в нескольких шагах от этой черты начертите 5 кругов с расстоянием между ними 2 метра и с диаметром 20-30 см. Далее ребенок должен запомнить расположение кругов. Теперь завяжите ему глаза, и малыш должен попытаться разложить игрушки по кругам.

•        Расскажи маме сказку

Возьмите книжку, которую вы малышу часто читаете. Предложите ему помочь вам на  этот раз  рассказать эту сказку. Вы начинаете, малыш пусть подхватывает и рассказывает второе предложение, следующее предложение снова говорите вы и так по очереди. В скором времени ребенок сможет и сам рассказать вам сказку с самого начала и до конца.

•        Кто что кушает?

На лист бумаги наклейте картинки, на которых изображены разные животные. Расскажите ребенку о каждом животном, о том, чем они предпочитают питаться. Пусть малыш нарисует или тоже приклеит к каждой картинке любимую еду животного. Например: зайчику — морковку, курочке — зерно, коровке — сено и т.д.

•        Цвет и предмет

Для этой детской игры нужно выбрать с ребенком какой-нибудь цвет, и потом по очереди надо называть предметы, которые имеют этот цвет. Предметы могут быть различные, мебель, овощи, посуда, все что угодно. Выиграл тот, кто назвал последним предмет. Не поддавайтесь ребенку, именно от вас он узнает много новых предметов.

•        Игра на развитие памяти — Очередь в кино

Возьмите игрушки и поставьте их в очередь в кино. Пусть ребенок запомнит их последовательность. И тут вдруг неожиданно пошел сильный дождик, и все звери разбежались искать себе укрытие. Дождь закончился, и пусть малыш теперь поможет правильно восстановить очередь из игрушек в кино.

•        Что в мешочке лежит?

Вместе с ребенком соберите небольшие игрушки, которые различаются по форме и размерам. Сложите их в мешочек. Далее ребенок должен просунуть туда руку, схватить одну игрушку и попытаться назвать, не глядя какой предмет находится у него в руках.

•        В магазин за покупками

В этой игре пусть к вам на помощь придёт папа, побудет продавцом. Отправьте ребенка в магазин и перечислите ему список необходимых покупок, для начала достаточно 3-4 предмета. Купив все, что надо у папы в соседней комнате, за покупками отправляет малыш уже вас. Со временем увеличивайте список предметов, которых надо купить.



Предварительный просмотр:

Игра в системе

оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенствованию, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми.

Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе. Игра как вид деятельности в коллективе для дошкольника является важным фактором в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. В дошкольном возрасте с развитием речи растут познавательные возможности окружающего мира, усвоение знаний на основе словесных объяснений и наглядных представлений правил игры. Основой развития ребенка являются чувственное познание и наглядно-образное мышление. Формирование пространственного представления играет большую роль в психическом развитии ребенка и служит основой для овладения математическими понятиями. В игре у детей развиваются продуктивные виды деятельности, совершенствуется внимание, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность и внутренняя оценка ситуации, поступка. Дети в коллективной игре учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению. Ориентировочно-познавательное действие становится основной единицей нервно психического развития (НПР) ребенка. Ребенок от хаотических действий в период бодрствования, использования различных вариантов и целенаправленных проб в сюжетной и сюжетно-ролевых играх подходит к зрительной ориентировке и практическому применению приобретенных знаний в жизни.

В дошкольном возрасте проявляется стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию, лепке, рукоделию, компьютерным

играм и др.). Умение ребенка решать задачу методом зрительной ориентировки и практического подбора деталей конструктора или предметов другой предложенной игры является важным показателем его НПР. В старшем дошкольном возрасте развивается воля, совершенствуется внимание. Ребенок способен оценить ситуацию, выделить позитивные побуждения и отвергнуть безнравственные предложения. Воспитание детей предусматривает привлечение их к обсуждению целей и задач планируемого игрового праздника, оформления помещения для его проведения. Установление положительного эмоционального   контакта между детьми при выполнении заданий легкого варианта поддерживает интерес к празднику, доступные задания игрового характера способствуют достижению успеха.

В быту, играх и занятиях, организованных в дошкольном учреждении, дети овладевают простыми счетными операциями и математическими понятиями. Это еще одна ступень в становлении ребенка, его умственном развитии, формировании абстрактного мышления.

Развитие ловкости базируется на развитии способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ребенок овладевает новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что развивает функциональные возможности двигательного анализатора. Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но особенно важно включать новые элементы, новые движения. Лучше всего развивают ловкость физические упражнения, при выполнении которых ребенок должен многократно, быстро и эффективно выполнить разнообразные движения. Игры в мяч, прыжки через скакалку, челночный бег, метание с поворотами при изменении пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, прекрасно развивают быст-5ту, выносливость, прыгучесть и являются важными средствами развития ловкости. Столь же эффективно изменение способа выполнения упражнения, усложнение задания посредством дополнительных движений, зеркального выполнения упражнения, например, упражнения со скакалкой (прыжки на двух; ногах, поочередно на одной ноге, скакалка вращается вперед, назад, прыжки на месте и при беге вперед), упражнения с мячом (отбивание от пола, земли, стенки, броски вверх, отбивание ногой, броски в кольцо, фиксированное на соответствующей возрасту ребенка высоте) и т. д. Мячи могут быть маленькими, большими, прыгучими, легкими, набивными.

Способствует развитию ловкости создание непривычных условий выполнения упражнений при использовании естественных особенностей места проведения физкультурного занятия, а также использование различных устройств и снарядов. Разнообразие нагрузок повышает требования к координации движений, которые сводятся к точности и взаимной согласованности движений при внезапном изменении обстановки. В игре развитию ловкости способствуют интенсивность движений, сложность задания и количество повторений одного задания.

Силу у дошкольников развивают в пределах необходимой гармонии всех физических качеств. Совершенствуется это качество как необходимый компонент для развития быстроты, выносливости, ловкости детей при выполнении физических упражнений. С целью развития силы у дошкольников можно рекомендовать различные упражнения: отжимание в упоре; приседание на двух ногах; прыжки на месте и в длину с места; ходьба гусиным шагом; ходьба с подниманием на носки; упражнения с набивными мячами; прыжки на песке; бег с прыжками вверх через 2-3 шага и др. Чередование упражнений в различных сочетаниях поддерживает интерес детей к занятиям, развивает группы мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Первыми выполняют упражнения для рук и плечевого пояса, затем - упражнения для ног, туловища и отдельных мышечных групп. Завершаются физкультурные занятия силовыми играми, позволяющими при относительной усталости детей использовать положительный  эмоциональный фактор. Силовые упражнения должны занимать по времени не более трети всего физкультурного занятия. Несколько упражнений выполняют по А—5 раз. Оцениваются силовые качества путем контрольного тестирования. Движение является результатом сочетания возбуждения и рационального расслабления в мышцах. Отсутствие расслабления ведет к скованности движений, к напряженности. В упражнениях, требующих выносливости, выполнения скоростных движений, отсутствие рационального расслабления приводит к излишней трате сил и способствует более быстрому проявлению утомления и снижению скорости. Движения, применяемые для развития способности к произвольному (рациональному) расслаблению мышц, представлены четырьмя группами:

  • свободное раскачивание руками в плечевых и локтевых суставах;
  • движения в плечевом поясе за счет поворотов туловища;
  • потряхивания руками, поочередное встряхивание ногами;
  • расслабленное «падение» туловища, поднятых рук и ног.

Упражнения повторяют 5-6 раз; между ними предусматривают минутный отдых. Основой различных методик овладения произвольным расслаблением мышц в покое являются самовнушение, самоуказания, самоприказы. В дошкольном возрасте детей следует учить выполнять движения легко и свободно.

Равновесие — это способность к сохранению устойчивости положения тела в условиях разнообразных движений (динамическое равновесие) и поз (равновесие в статических положениях). Для развития равновесия используются упражнения с уменьшением площади опоры (на носках, на одной ноге), ограничения ширины дорожки, обозначенной спортивными снарядами и предметами, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании мячей и других предметов. Частая смена положения центра тяжести тела, переходы от динамической работы мышц тела к спокойной статической позе, остановка после ходьбы или бега, перешагивание через препятствия тренируют ощущение положения тела в пространстве, развивают умение удерживать правильную позу.

Управление дошкольных подразделений

ООО «Газпром Добыча Уренгой».

Детский  сад «Морозко»

               

  Консультация:

«Игра в системе   оздоровительной и воспитательной  работы с детьми».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, пе...

Значение игры в жизни ребенка дошкольного возраста

Консультация для родителей, которая раскрывает важное значение игровой деятельности для развития дошкольника....

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

Малыш растет и развивается. И ни для кого не  является секретом, тот факт, что детская игра служит ему не только развлечением, но и знакомством  с взрослым миром, с его правилами и законами....

Игра в жизни ребенка дошкольного возраста

В  статье  рассматривается  роль  игры  как  ведущий вид   деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста ,а  также  виды  игр  и  их...

Консультация для родителей "Компьютерные игры в жизни ребенка дошкольного возраста"

Компьтерные игры и их влияние на обучение и воспитание ребенка в целом....

«Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста».

​Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связа...