Коррегирующая гимнастика
консультация на тему

Консультация для родителей о значении коррегирующей гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korregiruyushchaya_.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

     

 Многие выдающиеся люди считали физические упражнения обязательными в своем режиме дня. Великий русский физиолог И.П.Павлов до глубокой старости ежедневно делал утреннюю гигиеническую гимнастику. Он прожил 87 лет и до самой смерти трудился, был бодрым.

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу для сохранения и коррекции осанки оздоровительной гимнастики, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она — обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли.

Период обучения в школе – это время интенсивного развития организма, который чутко реагирует на факторы, влияющие на уровень здоровья школьников. За последние годы выявилась неблагоприятная статистика показателей здоровья школьников. Современная жизнь увеличивает нагрузку на организм ребенка.

 К сожалению, с самого раннего возраста ребенок привыкает к неправильной осанке, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма.

Дети меньше двигаются, больше сидят (особенно за компьютером), неправильное питание (увлечение чипсами, сухариками, фастфудами), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения. Эти факторы создают предпосылки для развития у школьников отклонения в состоянии здоровья: нарушение осанки, зрения, возникновения плоскостопия, повышения артериального давления, накопление избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно–сосудистой, дыхательных систем, нарушения обмена веществ и т.д. Переход от здоровья к болезни происходит через усиление напряжения или перенапряжение.

 Чем раньше будет возможность предусмотреть такой исход, тем больше вероятности сохранить здоровье.

В настоящее время усиленно развивается программа оздоровления детей непосредственно в образовательных учреждениях, организовываются кабинеты корригирующей гимнастики, вводится третий час физкультуры, проводятся физкультминутки и динамические перемены.

Корригирующая гимнастика.

  Корригирующая гимнастика - это не просто вид лечебной гимнастики.

Это супер - физкультурный вид. Кому-то он нужен с самого рождения, кому-то позже или только в старости. Ведь корригировать - значит исправлять. А исправлять в своей фигуре и, тем более, в здоровье почти каждому есть что.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных  факторов за счет использования корригирующих упражнений.

Позвоночник ребенка не только выполняет свои функции, но и находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу. Если с раннего детства мышцы заставить работать в правильном режиме и организмом «руководить» со знанием дела, то можно не допустить развития нарушения осанки и многих заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушения осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребенка.

Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение в уроки физкультуры изучение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.

Таким образом, целью проведения корригирующей гимнастики является:

формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания у детей младшего школьного возраста, а так же раннее выявление и профилактика развивающегося сколиоза и кифоза.

При проведении занятий корригирующей гимнастикой должны соблюдаться следующие принципы:

  1. Индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;
  2. системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;
  3. регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;
  4. длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
  5. постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 – 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;
  6. разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 – 3 недели обновлять 20 – 30% упражнений;
  7. умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;
  8. соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;
  9. всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;
  10.  учета возрастных особенностей;

В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов, а также упражнения для профилактики плоскостопия.

Для проведения занятий корригирующей гимнастикой необходимо выполнять следующие условия:

  1. Наличие помещения: спортивного зала, кабинета оздоровительной гимнастики.
  2. Наличие коврика для занятий.
  3. Продолжительность занятия – 35–40 мин.
  4. Ежедневное выполнение комплекса специальных физических упражнений.
  5. Желание и терпение.

Корригирующая гимнастика оказывает:

•общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;

•осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата;

•способствует общему укреплению мышц туловища;

•укрепляет мышцы, формирующие свод стопы;

•воспитывает и закрепляет навык правильной осанки;

•формирует правильный свод стопы;

•развивает и совершенствует двигательные навыки детей;

Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.

Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального необходимо использовать психорегулирующие упражнения, приемы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приемов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствовать повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма. Данные упражнения направлены на стимуляцию согласованной работы полушарий головного мозга и применяются для улучшения памяти, внимания, навыков чтения, письма, интеллектуальных способностей.

Заключение

Итак, что даёт корригирующая гимнастика?

•  улучшают крово- и лимфообращение и тканевой обмен в зоне поражения;

• укрепляют мышечно-связочный аппарат позвоночного столба и мышцы нижних конечностей;

• устраняют мышечные контрактуры (малоподвижность) и низкую подвижность суставов;

• увеличивают объем движения позвоночного столба, корректируют его искривления и дефекты осанки, способствуют разгрузке позвоночного столба и стимулируют восстановление нервов;

• обеспечивают мягкое, постепенное вправление сместившегося позвонка.

Отмечу также противопоказания к занятиям физическими упражнениями:

— все заболевания в острой форме;

— хронические заболевания в стадии обострения;

— острые инфекционные заболевания и месячный период после выздоровления;

— злокачественные новообразования;

— клинически выраженная недостаточность кровообращения;

Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше.

При занятиях любым видом физкультуры я советую всем узнавать у тренеров или инструкторов о том, какие упражнения можно использовать как элементы корригирующей гимнастики. А родителям внимательно следить за развитием детей и не стесняться, чаще обращаться к учителям физкультуры или тренерам, если ребенок занимается в какой-то спортивной секции, с просьбой о дополнительном контроле, так как многие виды спорта без своевременной коррекции фигуры и физического развития вообще могут больше навредить, чем принести пользы. [2]

Комплекс упражнений корригирующей гимнастики

для коррекции осанки.

При составлении комплексов следует руководствоваться следующими принципами:

  1. Постепенное увеличение нагрузки;
  2. Постепенный переход от простых упражнений к более сложным;
  3. Рассеивание нагрузки (т. е. чередовать упражнения для различных групп мышц: верхних и нижних конечностей, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т. д.);
  4. Использование дыхательных упражнений после интенсивных упражнений. Например, следующее упражнения после подскоков выполнять только после полного восстановления дыхания.
  5. В комплекс включить от 8 до 16 упражнений в зависимости от их назначения и времени проведения занятия.

 Правила составления коррекционных комплексов.

 Первым упражнением в комплексе всегда должно быть упражнение на ощущение правильной осанки. Это упражнение дает возможность принять позу, соответствующую правильной осанке и запомнить ее. В процессе выполнения всех последующих упражнения комплекса нужно стремиться каждый раз принимать эту позу и сохранять ее. Следующие 2-3 упражнения предназначены для больших групп мышц. Это должны быть  упражнения на укрепление и развитие мышц спины, плечевого пояса, пресса, ног, оказывающие общее воздействие на организм.

После упражнений общего воздействия желательно  повторить упражнение на ощущение правильной осанки.

Особое внимание уделяется упражнениям для исправления имеющихся дефектов осанки. Таких упражнения в комплексе должно быть 4-6, и они всегда следуют после упражнений общего воздействия.

Последними в комплексе должны  быть упражнения на ощущение правильной осанки.

  Упражнения для исправления осанки.

1. Станьте прямо, руки на поясе. На вдохе разведите локти и сведите лопатки, выдохните, вернитесь в исходное положение (4-6 раз).
2. В том же положении (стоя, руки на поясе) отставьте левую ногу назад на носок, руки за голову, прогнитесь, голову с усилием отведите назад, надавливая на руки. Вернитесь в исходное положение, повторите то же с правой ногой

 (4-6 раз).
3. Из исходного положения "стоя, руки в стороны" выполняйте круговые движения руками назад в среднем темпе (8-10 раз).
4. Из исходного положения "стоя, ноги врозь, руки к плечам" выполняйте наклон вперед с прямой спиной — выдох, на вдохе вернитесь в исходное положение. Выполняйте это упражнение в среднем темпе 6-8 раз.
5. Исходное положение — упор лежа на животе. Прогнитесь, отведите голову назад, выпрямите руки и ноги, не отрывая бедер от пола и не сгибая колени. Упражнение делается в медленном темпе 3-6 раз.
6. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль туловища, поднимайте попеременно вверх прямые ноги. Темп средний, количество повторений — 6-8 раз для каждой ноги.
7. Лягте на живот перед столом, поднимите руки и возьмитесь за край стола. Выполните вис лежа. Отталкиваясь носками, покачивайтесь в этом положении вперед-назад.
8. Исходное положение — лежа на животе. Правую руку вытяните вперед, левую — вдоль туловища, кисти сожмите в кулаки. Прогнитесь и смените положение рук. Повторите 3-6 раз.
9. В том же исходном положении положите кисти под подбородок, прогнитесь, разведите локти в стороны, вверх — вдох. Вернитесь в исходное положение — выдох. Повторяйте упражнение 4—6 раз. По мере возрастания тренированности удерживайтесь в статическом напряжении, прогнувшись на 4-6 счетов.
10. Исходное положение — лежа на животе, руки на пояснице в замок. Выпрямите руки вверх, прогните туловище. Во время прогибания сосредоточьтесь на сведении лопаток. Повторяйте упражнение 3-4 раза.
11. Исходное положение — лежа на животе, руки в стороны, стопы под опорой. Отведите голову назад, прогнитесь и удерживайте это положение 5—7 секунд. Вернитесь в исходное положение, расслабьтесь. Постепенно старайтесь удерживаться в состоянии напряженности как можно дольше.
12. Исходное положение — стоя на четвереньках. Вытяните правую руку вперед, левую ногу — назад. Вернитесь в исходное положение, повторите то же самое с другой ногой и другой рукой. Количество повторений — 4-6 раз.
13. В течение 30 секунд ходите на носках, положив руки за голову и максимально отведя локти назад. 

Отдельные упражнения из комплекса полезно выполнять в течение дня по несколько раз. Это поможет выработать  привычку держаться прямо и следить за своей осанкой.

Список использованной литературы.

1. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. – Тобольск, 2003.

2.  Лечебная физическая культура : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / ( С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.) ; под ред. С.Н. Попова. – 10-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 416с. – (Сер. Бакалавриат).

3Оздоровительные основы физических упражнений: учебное методическое пособие / Л.Д. Назаренко - М., 2009. – 153с.

Электронный ресурс:

4. http://moyaspina.ru/

5. http://ped-kopilka.ru/

6. http://fizkultura-na5.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия с элементами коррегирующей гимнастики «Волшебная верёвочка»

Открытое физкультурное занятие с использованием разноцветных веревочек в средней группе детского сада. Используются нетрадиционные методы работы с дошкольниками. ...

Коррегирующая гимнастика. Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект занятия учителя - тифлопедагога в старшей группе детского сада...

Коррегирующая гимнастика после сна для детей старшего возраста.

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние годы приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья детей. Причин тому много: это социальные, экологические, ...

Коррегирующая гимнастика

Картотека коррегирующей гимнастики для детей дошкольного возраста предназначена для воспитателей ДОУ и родителей...

Коррегирующая гимнастика

Картотека корригирующей гимнастики...

Картотека коррегирующей гимнастики.

Картотека коррегирующей гимнастики....

Консультация для родителей "Коррегирующая гимнастика после сна"

В дошкольных учреждениях активно внедряются разнообразные формы оздоровления детей: прогулки, закаливание, полоскание горла и полости рта, гимнастики утренние и после сна. И если о большинстве ...