Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии, в адаптационный период.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Топунова Светлана Константиновна

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии,  в адаптационный период.

 

Поступление ребенка в детское учреждение  вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Практика показывает, что год от года дети приходят в детское учреждение  с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati_dlya_sbornika_topunovoy_s.k_3.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Топунова С.К.

Развитие навыков общения у детей с проблемами в развитии,  в адаптационный период.

Поступление ребенка в детское учреждение  вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых и она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Практика показывает, что год от года дети приходят в детское учреждение  с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми.

От общения дома, только с матерью, ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом  возрасте ребенок чаще всего приходит в детское учреждение  и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, замкнутостью, снижением активности.

У детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость и т. д Наша  задача, как педагогов , сделать наиболее безболезненным переход малыша из домашних условий в детское учреждение , помочь легче адаптироваться в группе детей, создать условия для самовыражения, объединить всех детей совместной деятельностью, способствовать повышению уверенности в своих силах. Главное, что помогает объединить малыша со сверстниками - это игра - единственно важное средство быстрого привыкания малыша , к воспитателю и своим сверстникам, так как она наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует его и регулирует его поведение. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, в активных движениях, в общении. Игра - это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребёнок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, делая её более осмысленной и осознанной.

 Игра - самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве. Основная задача игр с детьми в адаптационный период - наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, проявить заботу, доброжелательность, внимание.

Дети, которые приходят к нам в группу, чаще всего не имеют опыта контактов со сверстниками. Отсутствие речи и неумение пользоваться невербальными методами общения приводили к тому, ч то ребёнок и не пытался обращаться к детям, у него были «свои» способы общения с родителями, чаще всего с мамой, которая старалась понять и понимала его мимику, жесты и невнятные звукоподражания.

 Дети в группу пришли самые разные, с разными задатками общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в зависимости от семейного климата в семье.

 Наблюдения каждого из малышей, анкетирование родителей помогли нам наметить перспективную коррекционную работу с детьми, продумать эффективные формы работы с родителями, привлекая их к совместной работе и активной позиции союзника по всем проблемным вопросам воспитания, оздоровления и жизни наших детей в группе.

 Наметили  задачи, над которыми будем работать с детьми на 1-ом этапе:

 1. Способствовать установлению добрых отношений с воспитателем и детьми, эмоционально - положительному самочувствию.

 2. Развивать разговорную речь детей, привлекая детей к контактам через совместную деятельность, игры.

 3. Учить употреблять формы вежливого общения, дружелюбный тон.

 4. Развивать интерес к сотрудничеству, обогащая опыт игрового общения.

 5. Развивать воображение, творческие проявления, интерес к играм- ситуациям, играм- драматизациям на фольклорном материале.

 6. Способствовать радостному проявлению от исполнения своих замыслов, желаний.

 Задачи эти многотрудные, особенно в первые месяцы работы с детьми, т. е. в адаптационный период. Главное, что поможет объединить малыша со сверстниками - это игра как средство социально - эмоционального развития ребёнка. Играя с детьми, можно не только помочь им преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, но и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу. Важную роль в налаживании социальных связей детей, установлении эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (меча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очерёдность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в игре «Передай мяч» (куклу, мишку и т. д.). Дети сидят  в кругу, что является наиболее удобной позицией для общения, и передают какой либо предмет. Это совсем не просто: получив игрушку, отдать её, и не просто сунуть, а посмотреть на того, кому передаёт игрушку, дать ему в руки, чтобы он не уронил, улыбнуться. В игре «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» дети последовательно обращаются друг к другу. Это игровое взаимодействие не носит характера личностного общения, но в нём всё же ребёнок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнёра, установить контакт с предпочитаемым сверстником. Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси - гуси», «Где мы были, мы не скажем...» и пр.). Игры эти любимы детьми; удовлетворяя естественную потребность в забаве, досуге, веселье, они создают основу для радостных совместных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формирую т коллектив играющих детей, и это ведёт к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

 Мы давали детям игровые задания, которые можно выполнить только вместе, например, «парные путешествия», когда нужно пройти к цели, преодолев ряд препятствий (перешагивание через «ручеёк», ходьба по узкой дорожке и т. д.) не в одиночку, а с кем - либо из детей, кого ребёнок выберет сам. Здесь важно не качество выполнения задания, а то, что их выполняли вместе. Мы  хотели  не только дать ребёнку почувствовать, что он принят и любим, но и помочь ему научиться также, относиться к окружающим. Такие игры обязательно включали моменты, когда в центре внимания оказывался каждый ребёнок, при этом все смотрели на него и были рады именно ему. Например, мы играли в игру, смыслом которой была встреча: дети поочерёдно прятались за ширму, все хором звали по имени того, кто спрятался, и когда он появлялся, хлопали, махали ему руками, обнимали - выражали радость по поводу его появления.

 Навыки общения и сотрудничества, которые постепенно формировались у детей, давали им возможность компенсировать свою неумелость за счёт других.

 Мы играли в игры, при помощи которых у детей формировались навыки культурного поведения, например, игра - занятие «Волшебные слова», игра - упражнение «Выполни задание», упражнение «Дружба начинается с улыбки».Игры, направленные на обращение друг к другу по имени: «Ласковые имена» «Дотронься до...» Игры загадки: «Угадай, кто это?» «Постарайся угадать».

 Очень любят ребята, когда мы  привлекаем  их индивидуально к общению посредством стихов, диалогов.

  -Здравствуй киса! Как дела? Что же ты от нас ушла?

  -Не могу я с вами жить, хвостик негде положить, ходите, зеваете... На хвостик наступаете.

 Сели куры на забор и пустились в разговор:

  -Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Мы взлетели высоко

 Касатки в небе вьются, над курами смеются:

 -Эх, вы куры, ко-ко-ко, разве это высоко?

 Такие стихи - диалоги помогают детям почувствовать общение с конкретным лицом в привычной для детей разговорной речи, как они разговаривают в жизни.

 В своей работе с детьми используем игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробушки машут крыльями, попрыгать как зайчик, походить как лисичка, медведь, волк). Имитации основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игры- импровизации под музыку «Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку» и т. д.

 Очень любят и увлекаются малыши играми перед зеркалом. Дети проговаривают, или распевают колыбельную песенку, укладывая любимую куклу, разыгрывают игры ситуации, подсказанные мной: ругают незадачливого щенка, опрокинувшего миску с едой, сопереживают котёнку, поранившему лапку.

 Так постепенно слово начинает отображать сложные стороны окружающей действительности, во взаимоотношениях со взрослыми, сверстниками, с братьями меньшими - животным миром - природой. В личностном отношении к персонажам песенок, потешек от чисто созерцательного и поверхностного реагирования у малышей появляется способность к образному мышлению, умению сопереживать, что очень развивает и обогащает речевую активность у детей.

Мы сообща обсуждаем, кто им больше нравится. Мы старались  научить их замечать детали: обращали  внимание на мимику (хитрый взгляд лисы, тяжёлая походка медведя и т.д.) Продолжая эту работу, привлекая самых активных, а затем и остальных к участию  в небольших спектаклях настольного театра, на фланелеграфе, пальчикового и перчаточного театра, к совместным инсценировкам, рассказывая сказку, демонстрировала игрушки и предоставляла  возможность детям производить самим с ними действия.

          Основу таких инсценировок составляют  короткие народные сказки,  потешки, стихотворения ( «Репка», «Ёж и лиса»). Игры драматизации занимают особое место в ряду организованных игр. Так же мы разыгрывали сказки: «Курочка ряба», «Теремок» и другие. На первых порах детям трудно было сосредоточиться. Поэтому, наряжая детей, мы  проговаривала отрывки из  сказки, реплики персонажей. Дети учились подыгрывать друг другу, ходили как «дед», как «баба», как «курочка ряба». Мимикой, репликами выражали радость, огорчение и т.д. Готовя детей к показу сказки, мы  давали детям свободу в выражении чувств, вовлекая каждого ребёнка в разговор. Этому способствует и организация детей при таком общении. Подытоживая работу с детьми над развитием навыков общения, мы с уверенностью можем  сказать, что только в интересной, насыщенной событиями, играми жизни детей общение между ними приобретает особую содержательность и проходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

 

 Список литературы:

 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2011г.

 2. «Хочу и могу» - Программа по развитию адаптационных способностей дошкольников. Плотникова Н.В. педагог-психолог издательство «Речь» 2011г.

 3. «Давай познакомимся» - тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. «Детство-Пресс»,Санкт-Петербург 2004г.

 4. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, №3. 2001г.

 5. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников» Сертакова Н.М. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

Общение без проблем через сказки... или развитие навыков общения.

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценко...

Развитие навыков общения у детей с нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий

Опыт работы по развитию навыков общения у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития с помощью групповых адаптивно-игровых занятий...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...