Семейный клуб в средней группе .Речевой игротренинг " В гостях у сказки"
материал (средняя группа) на тему

ДУБОВИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

 

Научить родителей применять полученные навыки развития речи в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_klub.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейный клуб в средней группе «Звуковая культура речи»

Речевой  игротренинг «В гостях у сказки»

Цель: познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на формирование звуковой культуры речи, научить родителей применять полученные навыки развития речи в условиях семьи.

Задачи:

  1. Оказать помощь каждой семье первоклассников в организации домашних занятий в игровой форме;
  2. Уточнить и расширить  понятий «звук и буква»,  
  3. Способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
  4. Прививать интерес к совместной деятельности.

План проведения тренинга:

1.Значение и взаимосвязь движений и речи.

2.Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

3.Применение полученных навыков в условиях семьи.

Ход тренинга

  1. Значение и взаимосвязь движений и речи.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

  1. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.
  1. Упражнения с пальчиками.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

-упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

-упражнения без предметов.

  1. Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Виды игр с мячом:

-игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование).

  1. Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т.д.). Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика».
  2. Артикуляционная гимнастика. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за 1 раз.
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  1. Игры и упражнения на развитие выразительных движений и снятие мышечного напряжения.

  1. Применение полученных навыков в условиях семьи (метод игрового моделирования).

Речевой игротренинг «В гостях у сказки»

Игра-приветствие «Мяч радости»

Цель: формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, переключение на ситуацию «здесь и теперь».

Психолог. Я хочу поделиться с вами радостным настроением. Для этого поверните обе руки ладошками вверх, а «мяч радости» покатится по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться!

Упражнение «Папа, мама, давайте играть!»

Цель:  развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, приобретение навыков равноправного общения.

Дети с родителями образуют пары и рассказывают стихотворение, выполняя движения:

Папа, мама, не спешите, не спешите,

(ребенок с родителем, взявшись за руки, делают руками движения внутрь и наружу)

Все дела на завтра, на завтра отложите.

(отводят в сторону правую руку, затем левую)

А сегодня поиграйте со мной.

(играют в ладушки)

Только, чур, не говорите,

Только, чур, не говорите,

(дети смотрят на мам и грозят им шутливо пальчиком)

Завтра милый мой!

(дети и родители делают взмах правой рукой вперед)

Папа, мама, будем играть,

Все дела должны подождать!

(играют в ладушки)

Пальчиковая игра «На пригорке»

Цель: закрепление представлений о роли пальчиковой игры в речевом развитии ребенка, развитие мелкой моторики рук.

На пригорке – три избушки…

(ладони сложены «биноклем», смотреть)

Что за чудо деревушка?

(развести руки в стороны, пожать плечами)

Зреют яблочки в саду,

(встать на носки, потянуться вверх)

Утки плавают в пруду,

(покружиться вразвалочку, руки прижаты к корпусу, ладони подняты вверх и в стороны)

Коровы травку жуют,

(приставить ко лбу указательные пальцы – «рожки»)

Петушки вовсю поют…

(встать на одну ногу, хлопать по корпусу руками – «крыльями»)

Дед и бабка там живут,

(поочередно подпирают кулачками щеки)

Сидят, внуков в гости ждут…

(призывают ладонями к себе)

Через речку брошен мостик,

(сложить руки «полочкой» перед собой)

Мы идем с тобою в гости!

(шагать на месте)

Пальчиковая игра «Дом и ворота»

Цель: закрепление представлений о роли пальчиковой игры в речевом развитии ребенка, развитие мелкой моторики рук.

На поляне дом стоит,

(пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев)

Ну, а к дому путь закрыт.

(большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)

Мы ворота открываем,

(ладони поворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

(руки разводятся в стороны ладонями вверх, русский поклон)

Дай-ка в глазки погляжу,

Сказку детям расскажу.

А сказка будет вот про что…

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

В земле засел он крепко.

Конечно, это… (репка)

Инсценировка сказки «Репка»

Цель:  развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, приобретение навыков равноправного общения, формирование представлений о драматизации сказок как средства развития речи.

Среди участников выбираются персонажи сказки: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка (желательно, чтобы роль репки, дедки, бабки исполняли родители). Психолог рассказывает сказку «Репка», каждый исполнитель своей роли должен быть внимательным, он должен говорить фразы каждый раз, когда услышит, что назвали его персонажа.

Фразы, которые должны произноситься:

Репка – «Вот я какая!»

Дед – «Пора за работу!»

Бабка – «Никуда без меня!»

Внучка – «Ля-ля-ля, вот и я!»

Жучка – «Гав-гав-гав!»

Кошка – «Мяу-мяу, мур-мур, мур»

Мышка – «Пи-пи-пи»

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал дед бабку. Тянут-потянут вытянуть не могут. Позвали внучку. Стали они тянуть репку втроем. Тянут-потянут – вытянуть не могут. Позвали на помощь собаку Жучку. Жучка услыхала, сразу прибежала. Опять все тянут-потянут – вытянуть не могут. Позвали они кошку. Пришла кошка по собачьим следам. Тянут-потянут вытянуть не могут. Позвали они мышку. Так всем миром и вытянули репку. Покатили все репку домой».

Русская народная игра «Репка»

Цель: формирование положительного эмоционального настроя, развитие двигательной активности, развитие координации движений, умения согласовывать свои действия.

Сверху репка зелена,

Посередке толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

(идут по кругу «вокруг» репки)

Раз, два, три –

(хлопают в ладоши)

Нас, ты, репа, догони!

(убегают, «репка» их догоняет)

Игра «Паутинка»

Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе на тему:«В гостях у сказки»

Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно. Учить самостоятельно, создавать узор....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике для детей средней группы на тему: «В гостях у сказки»

Учить детей ориентироваться в пространстве: возле, под, за, на стуле. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте. Закрепить представление деление целого на равные части, г...

НОД по речевому развитию в средней группе на тему: "В гостях у сказки"

Непосредственная образовательная деятельность по речевому  развитию в средней группе на тему: «В гостях у сказки»Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любим...

Семейный клуб в средней группе тема: «Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста»

Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений, а та же родителям дошкольников. Материал содержит интересные факты о влиянии мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе на тему: «В гостях у сказки».

Конспект Непосрественной образовательной деятельности по развитию речи с использованием ТРИЗ технологий в среденей группе "В гостях у сказки"Цель:Углублять и расширять знания детей о сказках...