Рекомендации родителям и воспитателям (по инертным -медлительным детям)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Ахмедова Гузяль Аглямовна

Оптимистическая сторона Павловского учения в том, что инертность (подвижность нервных процессов)  тренируема, поэтому тренировать подвижность нервных процессов у инертных (медлительных) детей возможно и необходимо. Для этого достаточно проводить ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут с учетом возраста и эмоционального состояния ребенка.

Если не жалеть того незначительного времени взрослым дома и в детском саду и учитывать особенности организации жизни медлительного ребенка, то адаптация медлительных детей к социуму будет протекать в благоприятном русле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям и воспитателям

(по инертным- медлительным детям)

Ахмедова Гузяль Аглямовна

педагог-психолог высшей категории

МАДОУ «Детский сад №60 «Иволга»

г Набережные Челны

Республики Татарстан

Многолетние наблюдения ученых свидетельствуют о том, что в школе инертные дети оказываются в неблагоприятном положении и у них плохая успеваемость. По результатам  наблюдений ученых, медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду и они больше подвержены развитию неврозов.

Кольцова М.М., занимавшаяся проблемами медлительных детей, отмечает, что медлительные дети нуждаются в помощи. Поэтому своевременное выявление, правильное выстраивание отношений с ними и оказание помощи медлительным детям дошкольникам, является не только физиологической, но важной социальной задачей.

В первые годы жизни ребенка его поведение испытывает очень сильное влияние внешнего торможения, а все проявления внутреннего постепенно вырабатываются (под влиянием воспитания!) и постепенно подавляют внешнее торможение, которое с возрастом ослабевает.

Инертность (медлительность) не является каким-то недостатком, однако это  доставляет немало неприятностей детям, их родителям, воспитателям.

Оптимистическая сторона Павловского учения в том, что инертность (подвижность нервных процессов)  тренируема, поэтому тренировать подвижность нервных процессов у инертных (медлительных) детей возможно и необходимо. Для этого достаточно проводить ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут с учетом возраста и эмоционального состояния ребенка.

Если не жалеть того незначительного времени взрослым дома и в детском саду и учитывать особенности организации жизни медлительного ребенка, то адаптация медлительных детей к социуму будет протекать в благоприятном русле.

ИГРЫ для инертных детей

Дома в игровой форме: использовать игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная;

2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;

3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе; можете посоревноваться;

4) сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым;

5) прыгать через прыгалку, меняя темп;

6) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);

7) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;

          8) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.

Игры для медлительных детей:

"Бегу, иду, гуляю"

В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди - малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.

Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней еще нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем со своим ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит правила, чтобы не вызывать у него лишних комплексов. Сигналы для переключения темпа движений можно придумать самостоятельно, а еще лучше поручить это самому ребенку - не сомневайтесь, он обязательно предложит какие-нибудь идеи.

"Кошачьи коготки"

Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.

В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.

Примечание. Если ваша девочка (или мальчик) очень любит животных и отказывается ловить воображаемую мышку, то можно сделать пояснение, что это мышка-игрушка, а не настоящий живой мышонок.

"Быстрый дятел"

Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.

Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить "лесной чемпионат", где вы будете бороться за звание "самого быстрого дятла".

Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть. 

Игры для инертных детей 5-7 лет

Игра: «Дом-улица-детсад-школа».

Ведущий по очереди кидает детям мяч, одновременно с броском произнося одно из четырех слов, вынесенных в название.

Ребенок, поймав мяч, тотчас отправляет его назад, сопровождая словом, впрямую относящимся к только что произнесенному.

-Дом: мама, завтрак, кровать (другое)

- Улица: машины, светофор, асфальт, прохожий (другое)

- Детсад: воспитатель, игрушки, группа (другое)

- Школа: учитель, доска, звонок (другое)

Кто сбился или замешкался - выходит из игры.

Для пятилетних детей: каждую новую игру можно предварять коротким рассказом о школе, постепенно расширяя список предметов и понятий, связанных с ней.

Для шестилетних детей: перед каждой новой игрой можно устраивать маленький "мозговой штурм", предлагая детям добавить в каждый раздел по два-три новых слова.

Второй вариант той же игры.

Ведущий становится в центр круга, образованного участниками и, как будто ведя считалку, по очереди указывая на каждого, перечисляет: "Дом, улица, садик, школа, дом...). Внезапно ведущий замолкает.

Тот участник, на которого указали последним, должен тотчас назвать понятие, соответствующее последнему названному слову.

Игра: «Рассеянный Ваня».

Дети усаживаются по кругу, между собой делят названия предметов, наполняющих портфель первоклассника:

-ручка

-карандаши (два)

-линейка

-тетрадки (две)

-учебники (два)

-дневник

Водящий произносит:

- Ваня ищет карандаш!

- Здесь! - откликается "карандаш", вскакивая. Затем опять садится.

- Ваня ищет тетрадки!

- Здесь! - откликаются обе "тетрадки" и быстро меняются местами.

В случае, когда названы парные предметы, водящий во время перемены мест пытается занять освободившийся стул. Если ему это не удается, он продолжает игру, по очереди выкликивая названия предметов. Выкликнув всех, можно не по одному разу, он произносит:

- Ваня ищет весь портфель! Все играющие вскакивают и быстро меняются местами. Ведущий занимает место зазевавшегося, и игра начинается заново.

ПОМНИТЕ!

Во время самообслуживания, выполнения поручений, заданий инертного (медлительного) ребенка не торопить, не подстегивать, а подбадривать; развивать крупную и мелкую моторику;  проводить систематически игры (начинать играть нужно обязательно в хорошем настроении); хвалить ребенка и радоваться даже самым маленьким его достижениям; чаще использовать в играх  смену скорости движений - от медленных к очень быстрым и обратно. Задавать периодически максимально высокий темп, но не затягивать этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение и следствием его может стать переутомление.  

Страница  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста (из опыта работы)

В этой статье речь пойдет о детях, которые  оказываются  трудными для родителей и воспитателей детских садов.Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи в...

Рекомендации родителям и воспитателям по снижению уровня агрессивности у детей.

      Часто родители и педагоги обращаются за помощью к педагогу -психолу с целью разобраться в агрессивном поведении ребенка.  Бывает и такое, что вспыльчивый и агрессивный...

Консультация для родителей на тему "Психологические особенности медлительных детей"

Консультация для родителей на тему "Психологические особенности медлительных детей". Общая информация, памятка, игры....

Рекомендации родителям по теме «Мой ребенок - медлительный. Что делать?»

В данной статье дается описание- медлительным детям, раскрывакются причины медлительности, а также предлагаются рекомендации по воспитанию медлительных детей...

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДЕЛИТЬСЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ

Что будет, если заставлять ребенка отдавать своеЕсли вы заставляете ребенка поделиться своей вещью, то естественная и психически здоровая реакция – это защита своих ценностей...

Рекомендации родителям по теме «Как помочь медлительному ребёнку адаптироваться»

Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Задача родителей медлительного ребенка - попытаться пон...

Как научить детей делиться. Рекомендации родителям и воспитателям

В статье – рекомендации, которые помогут справиться с жадностью детей, не нарушив их психического здоровья. Расскажите родителям и воспитателям, в чем причина ...