Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста (из опыта работы)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Ахмедова Гузяль Аглямовна

В этой статье речь пойдет о детях, которые  оказываются  трудными для родителей и воспитателей детских садов.

Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи включены результаты  проведенного мною обследования инертных (медлительных) детей и отмечены особые условия взаимодействия с инертными детьми.

Эта статья будет интересна для специалистов, работающих с дошкольниками, студентам и родителям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

Ахмедова Гузяль Аглямовна

педагог-психолог высшей категории

МАДОУ «Детский сад №60 «Иволга»

г Набережные Челны

Республики Татарстан

В этой статье речь пойдет о детях, которые  оказываются  трудными для родителей и воспитателей детских садов.

Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи включены результаты  проведенного мною обследования медлительных детей и отмечены особые условия взаимодействия с инертными детьми.

Эта статья будет интересна для специалистов, работающих с дошкольниками, студентам и родителям.

Павлов Иван Петрович, первый русский физиолог мира, открыл нервные процессы, в частности, разные виды внутреннего торможения, которые оказывают прямое влияние на социальное приспособление человека: усвоение правил поведения в обществе, понимание требований и их выполнение.

Он указывал, что усвоение правил поведения в человеческом обществе опирается на выработку различных видов внутреннего торможения и именно поэтому проблема внутреннего торможения имеет самое прямое отношение к практике педагогики. Павлов И.П. открыл и описал два основных вида торможения: 1.Врожденное, безусловнорефлекторное (внешнее); 2.Приобретенное, условнорефлекторное (внутреннее).

У инертных детей сильным  является лишь внешнее торможение (врожденное), внутреннее же торможение слабое. Внутреннее торможение постепенно вырабатывается под влиянием воспитания (!), а внешнее торможение с возрастом ослабевает.

Выработка всех форм внутреннего торможения - очень трудная задача и поведение детей  часто сопровождается капризами, плачем, обидами, они очень сердятся. Больше всего страдают от этого медлительные дети, так как взрослые раздражаются на них за их медлительность: их  то и дело торопят, бранят, наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры и они испытывают трудности в обучении. Темп объяснений и показа учебного материала в образовательных учреждениях для инертных детей оказывается слишком быстрым.

Еще в начале 80-х годов, учеными НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, при массовом обследовании детей дошкольников и младших школьников выявили, что 22% детей, имеют затруднения в обучении, связанные с медлительностью.

В условиях обучения в современной школе — ранее систематическое обучение детей, широкая компьютеризация учебного процесса, ускорение темпа ведения уроков, определяют важность, необходимость и актуальность, своевременного выявления и оказания помощи медлительным детям в период дошкольного детства, отвечая современным запросам в условиях внедрения ФГОС ДО.

Многолетние наблюдения ученых свидетельствуют о том, что в школе медлительные дети оказываются в неблагоприятном положении и у них плохая успеваемость. По результатам  наблюдений ученых, медлительные дети испытывают затруднения при обучении уже в детском саду и они больше подвержены развитию неврозов.

Кольцова М.М., занимавшаяся проблемами медлительных детей, отмечает, что медлительные дети нуждаются в помощи. Поэтому своевременное выявление, правильное выстраивание отношений с ними и оказание помощи медлительным детям дошкольникам, является не только физиологической, но важной социальной задачей.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на решение такой задачи: «Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Решение такой важной задачи в соответствии с ФГОС обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей и формирования высоких адаптационных возможностей детского  организма к социальным условиям.

Учеными разработан  эффективный метод тренировки нервных процессов и впервые учеными Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков Российской Академии Наук использована тренировка подвижности нервных процессов у детей дошкольного возраста, которая повысила максимальный темп двигательных реакций.

Учеными того же института установлено, что оптимальным периодом для тренировки подвижности нервных процессов является возраст от 4 до 6 лет, так как в этот период идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов: возбуждения и торможения.  

Эффективный прием — тренировка процесса торможения, это многократная переделка значений раздражителей. Тренировка привела к расширению адаптационных возможностей организма детей.

Ввиду того, что вопрос о медлительных детях, как о детях с типологическими особенностями в развитии не ставился, то сейчас в рамках ФГОС ДО рекомендую педагогам обратить пристальное внимание на эту категорию «особых» детей. Инертные дети относятся к группе риска по адаптации к ДОУ, школе.

Надо отметить, что наряду с теоретической значимостью, результаты выявления детей с низкой подвижностью нервных процессов  имеют практическое значение для тренировки низкой подвижности и могут быть использованы в практике воспитания и обучения.

С 2007-2008 учебного года по 2009-2010 учебный год мною проводилась работа по психологическому сопровождению медлительного ребенка в ДОУ. Результаты данной работы показали, что во вторых младших группах (3-4 года) преобладает в основном возрастная медлительность. Результаты отражены в статье «Психологическое сопровождение медлительного ребенка» в журнале «Наука и школа» №7-8, 2011г.

С 2013-2014учебного года мною была продолжена  исследовательская работа по выявлению инертных детей в два этапа – на начало и конец учебного года, с целью оказания своевременной помощи «особым» детям, через разработку рекомендаций администрации, родителям и воспитателям на учебный год и летний оздоровительный период.

Для выявления детей с низкой подвижностью нервных процессов (инертных) использовались следующие методики: наблюдение воспитателей в режимных моментах и в образовательной деятельности (бланк разработан автором); экспертная оценка воспитателей свойства подвижности  нервной системы в разных видах деятельности (разработана в лаборатории ВНД детей дошкольного возраста НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР); анкетирование родителей (анкета разработана автором),  для углубленной диагностики использовался теппинг – тест (Ильина Е.П.).

Необходимо отметить, что психологическое сопровождение  детей с низкой подвижностью нервных процессов в ДОУ предполагает оптимальное расходование средств и времени у специалистов для достижения положительных результатов.

В учебном году я провожу диагностику в два этапа: наблюдение воспитателей в режимных моментах и в образовательном процессе, анкетирование родителей. По результатам наблюдения и анкетирования  составляю список медлительных детей. Этим детям, воспитатели дают оценку свойства подвижности нервной системы в разных видах деятельности. Далее составляю список детей по результатам экспертной оценки воспитателей и, согласно списку, мной проводится индивидуальная углубленная диагностика свойства подвижности нервной системы.

На начало и конец 2013-2014 учебного года  мною проведена работа по выявлению медлительных детей в средних, старших и подготовительных группах (4-6 лет). По результатам наблюдения воспитателей, анкетирования родителей, экспертной оценки воспитателей, проведенной мной, углубленной диагностики по выявлению детей с низкой подвижностью нервных процессов (инертных), получена следующая статистика:

На начало 2013-2014уг

По списку на диагностику детей: 24

из них прошли диагностику: 22  

МД – 17д   77%; СП – 4д   18%; П – 1д   5%

Ср.гр детей:9,из них прошли диагностику: 8  

МД – 8  100%  ; СП – 0  0%; П – 0  0%

Ст.гр детей:10, из них прошли диагностику: 9

МД – 7  78%; СП – 2  22%; П – 0  0%

Пд.гр детей: 5, из них прошли диагностику: 5

МД – 2  40%; СП – 2  40%; П – 1  20%;

На конец 2013-2014уг

По списку на диагностику детей: 24

из них прошли диагностику: 12  

МД – 5д   42%; СП – 5д   42%; П – 2д   16%

Ср.гр детей: 9, из них прошли диагностику: 7  

МД – 5  71%  ; СП – 2  29%; П – 0  0%

Ст.гр детей: 10, из них прошли диагностику: 3

МД – 0  0%; СП – 3   100%; П – 0  0%

Пд.гр детей: 5, из них прошли диагностику: 2

МД – 0  0%; СП – 0  0%; П – 2  100%;

Из 7 детей, показавших на конец  2013-2014учебного года среднюю подвижность и подвижность нервных процессов,  5 детей из старших и подготовительных групп.

По результатам диагностики даны рекомендации администрации, родителям, воспитателям на учебный год, на летний период, по запросу проводилось консультирование.

На начало и конец 2014-2015 учебного года по результатам наблюдения воспитателей, анкетирования родителей, экспертной оценки воспитателей, углубленной диагностики педагога-психолога по выявлению детей с низкой подвижностью нервных процессов (инертных), получена следующая статистика:

На начало 2014-2015уг

Всего в ДОУ детей: 311

на углубленную диагностику детей: 38

из них прошли диагностику: 37, из них

МД – 36    97%; СП – 0  0%;  П – 1  3%

Ср.гр детей:16,из них прошли диагностику:15  

МД – 15  100%  ; СП – 0  0%; П – 0  0%

Ст.гр детей:12,из них прошли диагностику:12

МД – 11 92%; СП – 0  0%; П – 1  8%

Пд.гр детей:10,из них прошли диагностику:10

МД – 10 100%; СП – 0  0%; П – 0  0%;

На конец 2014-2015уг

Всего в ДОУ детей: 286

на углубленную диагностику детей: 37

из них прошли диагностику: 36, из них

МД – 24    67%; СП – 12  33%;  П – 0  0%

Ср.гр детей: 16, из них прошли диагностику: 16  

МД – 14  88%  ; СП – 2  12%; П – 0  0%

Ст.гр детей: 12, из них прошли диагностику: 12

МД – 7 58%; СП – 5  42%; П – 0  0%

Пд.гр детей: 9, из них прошли диагностику: 8

МД – 3 38%; СП – 5  62%; П – 0  0%;

Из 12 детей показавших на конец 2014-2015учебного года среднюю подвижность нервных процессов,  10 детей из старших и подготовительных групп. 

По полученным результатам даны рекомендации администрации, родителям, воспитателям на учебный год, на летний период, по запросу проводилось консультирование.

Проводимая мной работа показывает, что подвижность нервных процессов у медлительных детей тренируема и улучшает качество жизни ребенка, а это свидетельствует о том, что тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей возможно и очень важно. Для этого взрослым необходимо проводить ежедневные игровые занятия в детском саду и дома  в течение 10-15 минут с учетом возраста и эмоционального состояния.

Важно  знать, что организация жизни медлительного ребенка требует выполнения условий: четкий режим дня, не проявлять спешки, не подстегивать ребенка, а подбадривать, разговаривать с ним спокойно, проводить занятия в игровой форме, использовать песочные часы, использовать игры для малоподвижных и медлительных детей и другое.

Если не жалеть того незначительного времени взрослым дома и в детском саду и учитывать особенности организации жизни медлительного ребенка, то адаптация медлительных детей к социуму будет протекать в благоприятном русле, что улучшит, в свою очередь, качество жизни медлительного ребенка.

Литература

1.Ахмедова С.А. Автореферат диссертации по теме "Физиологический анализ ассоциативной функции мозга детей дошкольного возраста с разным уровнем подвижности нервных процессов". Академия наук республики Узбекистан, Ташкент, 1995

2. Ахмедова Г.А. Психологическое сопровождение медлительного ребенка /Г.А. Ахмедова //журнал Наука и школа.-2011.-№11

3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь, 3-е изд. 2008

4. Кольцова М.М. «Медлительные дети» СПб.: Речь, 2003.-96с

5. Ильина Е.П. теппинг – тест

6.ФГОС ДО http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ 

Страница  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...