Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Поляничева Лидия Алексеевна

Выстуление на родительском собрании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

        В результате многогранной, комплексной работы происходит нравственно - эстетическое становление человека.

        Большое значение имеет разностороннее знакомство детей с русским народным творчеством, оно создает соответствующий настрой, заранее готовит детей к эстетическому восприятию музыкально – поэтических источников.

        Так, радуя и развлекая, воспитываем мы в детях любовь к традициям русского народа. Фольклорный материал несет огромную воспитательную функцию – закладываются основы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое серьезное соприкосновение детей с музыкой своего народа, с красотой народной поэзии.

        Мне, как музыкальному руководителю, приходилось не раз быть свидетелем удивительных всплесков детской творческой фантазии, эмоционального исполнительства. Пожалуй, даже было неожиданностью, когда ребята под удалую музыку народного оркестра взяли музыкальные инструменты и пустились с ними в пляс.

        Они воспроизвели настоящую стихию народного празднества.

        Работая по программе воспитания, повседневно уделяем большое внимание русской народной музыке.

        Большинство малышей к моменту прихода в детский сад, уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой мелодии.

        Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски.

        С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться в младших группах. Они их слышат на музыкальных занятиях и вне занятий.

        В нашем детском саду стало традицией проводить развлечения на основе фольклорного музыкально-поэтического материала.

        Длинными, зимними вечерами собираемся в зале на «Посиделки», и тут происходит самое интересное  - встреча со стариной.

        Ланцова С.Н. Воспитатель старается воспитать в детях любовь к поэтичности, красоте русского слова.

        Часто в поисках нужной интонации помогает музыка:

Красна девица тонко пряла,

Звонко ткала, бело белила,

                                                                   На солнце сушила, за конца таскала – людям дарила. – плавно тянется воображаемая ниточка прялицы под нескончаемую певучую мелодию.

        Другая музыкально – литературная композиция «Береза моя, березонька» Задумана нами, как светлый, поэтический праздник, восходящий своими истоками к древнейшим традициям любви и поклонения величавой и спокойной русской природе. В композициях использованы Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Земелюшка – чернозем», «А я по лугу».  Так и видятся необъятные родные просторы, русские красавицы березки…

    Песне отвечает коростель в лугах

Песня замирает далеко в полях

                Звезды над полями, глушь да камыши…

   Так и льются сами звуки из души!

        Мы наблюдаем за детьми: застыли, затаив дыхание, и слушают. Были сомнения – детский ли это праздник?

        Дети должны радоваться, веселиться, на то и детство. Но нам особенно дороги именно эти моменты обостренной детской внимательности, серьезности, сосредоточенности. Мы глубоко убеждены – в эти минуты происходит встреча с настоящим, большим искусством.

        На празднике Лиза Чубуева спела без музыкального сопровождения русскую народную песню «А я по лугу». Когда она закончила, наступила удивительная тишина: ни ребята, ни зрители не могли хлопать – такова была сила эстетического воздействия прекрасной музыки, звонкого детского голоса и удивительно выразительного исполнения.

        Используя народные костюмы для оформления праздников, мы приобщаем детей к русскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость. С радостью дети примеряю костюмы. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда выступление становится более выразительным.

        Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступления детских и взрослых коллективов в русских костюмах. Это с одной стороны вызывает  у детей восхищение пластичностью, музыкальностью, красотой и образностью профессионального исполнения, с другой порождает у детей желание подражать.

        Своими творческими успехами дети непременно хотят поделиться с окружающими. Праздник – это не только радость для себя, но и возможность порадовать других, и в первую очередь своих близких., показать свои достижения.

        В ходе подготовки к фольклорным праздникам родители наших детей изготовили декорации деревьев, предметы народной утвари, расшили полотенца в русском стиле. Входя в зал, дети не могут удержаться от восхищения: «Как красиво!» Периодически меняются выставочные экспозиции и оформление зала в зависимости от темы предстоящего праздника. Обновление – неиссякаемый источник детского интереса.

        В один из осенних дней подарили мы детям замечательную «Золотую волшебную-осень».

        Яркая, красочная листва деревьев служила естественной декорацией к нашему сюжету.

Прекрасная русская музыка стала душой и этого праздника: широкой волной спокойно и величаво разливается мелодия русской народной песни «Лебедушка».

        Гордо и торжественно, как бы издалека, приближается к ребятам сказочная героиня Осень в золотом сарафане, расшитом осенними листьями, - щедрая царица урожая. В руках корзина с подарками: листьями, колосьями, овощами.

        Не только по рассказам, фильмам и репродукциям знают дошкольники о народных обрядах и обычаях.

        Хорошим помощником в нашей работе являются технические средства – музыкальные центры с дисками и аудиокассетами. И на занятиях и в часы досуга, дети слушают сказки и песни.

        С большой увлеченностью дети просматривают видеозаписи, в которых сами принимаю участие. Мы снимаем мелодии, которые дети исполняют на музыкальных инструментах, песни, стихи, инсценировки.

        Работа под фонограммы дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом.

        И конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность  –  все эти качества достигаются с легкостью, увлечением, а главное всеми детьми.

        Участие в фольклорных праздниках расширило детский кругозор, активизировало все музыкальные способности и у детей возникло горячее желание совместно действовать, самостоятельно творить.

        Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости.

        Наши маленькие человечки, немного волшебники. Они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.

Важно использовать всесильную детскую фантазию, направлять её в творческое русло.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "

Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Игровой народный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей.

В статье описан опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре  на простом и близком каждому ребёнку материале - потешках, попевках, закличках,  приводятся  примеры их инсц...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного  народного творчества....

""Фольклор как средство развития музыкальных способностей ребёнка дошкольника

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются: — понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к мир...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей (доклад на родительском собрании)

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей(доклад на родительском собрании)...