Мультфильмы: их негативное влияние на дошкольников
статья на тему

Великих Наталья Анатольевна

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multfilmy.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

                Мультфильмы: их негативное влияние на дошкольников

                     Современные мультфильмы и дети.

        Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком. По прогнозам ученых, деструктивные манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями, могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, А.В. Романова и др., — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

       Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные. С одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями, ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

        Духовно-нравственное воспитание детей – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и духовных чувств. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Уровень представлений детей о нравственности и духовности во многом зависит от того, какое содержание отобрано для изучения, какие методы используются, какие формы деятельности организуются. Больше всего на свете дети любят смотреть мультфильмы, поэтому необходимо организовать нетрадиционную увлекательную работу на основе воспитательного потенциала отечественных мультфильмов.

 Они несут в себе потенциал народной культуры и делают ребенка обладателем духовно-нравственных ценностей. Почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла, любви, позитивной энергии. Каждый персонаж индивидуален и неповторим. Даже злые герои часто становятся добрее, потому что добро, участие, понимание - великая сила, способная и самого злого крокодила превратить в довольно симпатичное и дружелюбное существо.

    Прекрасными воспитательными сказками могут послужить мультфильмы по сценариям Г.Сапгира «Мой друг зонтик» и «Сказка о жадности», сказки С.Прокофьевой «Самый большой друг» и «Лоскутик и облако», поучительные истории «Живая игрушка», «Чьи в лесу шишки», «Сладкая сказка», «Варежка», «Ох и Ах», «Пятачок», «Каникулы Бонифация», «Самый маленький гном», «Нехочуха» и другие.  Мультфильмы «Мама для мамонтенка» и «Приключения малыша Гиппопо» еще раз подтвердят, что мама – самое дорогое существо на свете. О дружбе и взаимовыручке расскажут мультсказки  В.Сутеева «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Снеговик-почтовик». Много замечательных и нравственно поучительных  мультфильмов снято по сказкам А. Пушкина, П.Ершова, К.Чуковского, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и др. Не менее интересны мультфильмы-сказки «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик», «Халиф-аист», «Чиполлино».

Таким образом, мультфильм — это эффективное средство воспитания ребёнка и методично-грамотно организованная  работа на основе мультфильмов – это хорошо организованная деятельность детей. А при умелом подборе и систематическом руководстве обсуждения мультфильмов, детям никогда не придется скучать, зевать на занятиях по формированию духовно-нравственных ценностей.

Признаки «вредного мультика».

        К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Опираясь на мнения Д.В. Андрющенко, Н.Е. Марковой, И.Я. Медведевой, которого стоит оградить ребёнка:

  • Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся

нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Исследования  А. Бандуры, проведённые им и его коллегами ещё в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера. Более того, регулярный просмотр агрессивных телепередач 8-летними детьми является предвестником совершения ими серьёзных уголовных преступлений к 30-летнему возрасту.  

  • Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев

мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

  • Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы

поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. Ещё несколько десятилетий назад Е.В.Субботский описывал эксперименты, проводимые с детьми дошкольного возраста, в которых демонстрировалась склонность ребёнка к подражанию. Ещё тогда он задавался вопросом: как преодолеть «всеядность» подражания, сделать так, чтобы ребёнок, копировав хорошее, воздерживался от подражания дурному?

  • Транслируются формы нестандартного полоролевого

поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Можно представить, какие последствия просмотр подобных сцен может иметь, например, для дошкольника, если известно, что дошкольный возраст — это период активной половой идентификации ребёнка.

  • Распространены сцены неуважительного отношения к людям,

животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

  • Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои.

 По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.

       Перечень признаков вредных для ребёнка мультфильмов, несомненно, не закончен. Можно спорить о том, кто и с какой целью, осознанно или не очень допускает выход в прокат подобной продукции.

        Как «правильно» смотреть мультфильмы? Мультфильм — это эффективное средство, в одном случае решения благородных задач воспитания малыша, в другом — манипулирования, скрытого управления им. Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам Н.Е. Марковой, Э.Н. Успенского, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов».  От нас, взрослых, зависит будущее наших детей.

       В качестве напутствия для родителей можно привести следующие рекомендации специалистов.

  • Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных

передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, малышам с нарушениями центральной нервной системы, а также детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

  • Во-вторых, при выборе детской телепередачи или

мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

  • В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения

ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается.

 

        Неблагоприятное влияние мультфильмов можно ослабить или и вовсе свести к минимуму, если увеличить время провождения с ребенком, общаться с ним в разным социальных ситуациях. Разговаривать с ребенком на прогулках, читать вместе книги, учить стихи, заниматься ручным трудом.       Так же для полноценного развития ребенка необходимо живое общение со сверстниками. Необходимо окружить ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которых должно быть в меру.Необходимо также быть примером для своего ребенка, пытаться познакомить его с миром благодаря добру в разных его проявлениях.

  Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!

Литература.

  1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие, М., 2009год;
  2. Джейн Нельсен Воспитание без наказания. «ИнтерДайжест», 1997год;
  3. Красный Ю.Е. Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. М., 1990год;
  4. Тимофеева Л.Л. Мультфильм своими руками. Воспитатель ДОУ, 10/2009год;
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста, Харьков, 1997год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ: «НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»

Как известно, воспитание это и целенаправленная деятельность спе­циалиста, и стихийное усвоение социокультурных норм.Если раньше в основном объектами подражания становились родители, родственник...

Негативное влияние СМИ

Консультация для родителей....

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОТИВОСТОЯНИЮ НЕГАТИВНЫМ ВЛИЯНИЯМ СОЦИУМА.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов....

Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...

Мультфильмы: их негативное влияние на дошкольников.

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение — это эффективный канал управления человеком....

«Негативное влияние зарубежных мультфильмов на психику детей»

современные зарубежные мультфильмы закладывают основы воспитания и поведение в обществе, влияют на психику и формируют новый взгляд на мир. Видео ролик с конспектом...

Анализ современных мультфильмов на оказание позитивного или негативного влияния на детей дошкольного возраста

Мной проанализированы современные мультфильмы с точки зрения, какое влияние они оказывают на наших детей. В помощь рекомендована брошюра под названием «Детство под угрозой: вредные мультфильмы&r...