Подход системного семейного терапевта в работе с семьей
консультация

Это метод психологической помощи семье. Раньше в поле практической психологии господствовала идея психоаналитического подхода: есть человек, его внутреннее устройство и внутренние конфликты, которые мешают ему жить. Со временем возникла другая методология и другой подход – системный. В нем нет отдельных проблем отдельного человека, все люди – части системы, и законы функционирования этих систем глобальнее и важнее, чем функционирование конкретной личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx16.28 КБ
Microsoft Office document icon podhod_sistemnogo_semeynogo_terapevta_v_rabote_s_semey.doc868 КБ

Предварительный просмотр:

Что это такое – системная семейная психотерапия?

Это метод психологической помощи семье. Раньше в поле практической психологии господствовала идея психоаналитического подхода: есть человек, его внутреннее устройство и внутренние конфликты, которые мешают ему жить. Со временем возникла другая методология и другой подход – системный. В нем нет отдельных проблем отдельного человека, все люди – части системы, и законы функционирования этих систем глобальнее и важнее, чем функционирование конкретной личности. Одно из базовых понятий – коммуникация. И это не только слова, но и жесты, мимика, тон голоса, порядок слов, вообще поведение. В семье человек погружен в коммуникацию. Например, вы вошли в дом, с вами поздоровались или, наоборот, никто не вышел навстречу – это все сообщения. В этом поле человек существует, от членов его семьи ему поступает огромное количество информации. Первые в поле зрения системной семейной психотерапии (ССП) попали семьи с детьми, страдающими шизофренией, потом – с детьми, больными анорексией. Направление развивалось, и теперь в фокусе его внимания и супружеские конфликты, и родительские проблемы.

Что конкретно делает СС-терапевт, чтобы достичь результата?

В ССП есть много разных течений и направлений. Самое старое, классическое предполагает, что терапевт работает со всей семьей – мамой, папой, детьми, бабушками и дедушками – и проводит с ними так называемое циркулярное интервью: задает одному вопросы про другого, концентрируется на различиях. Получает общую картину ситуации в семье. Далее специалист переходит к так называемой позитивной коннотации – показывает положительные стороны симптома, а они всегда есть: любой симптом работает на сплочение семьи. И какой бы он ни был, с точки зрения системы это прямой позитивный смысл. Если симптом долго «сидит» в семье, – например, женщина вышла замуж за алкоголика, он выпил, ударил ее, но она от него не уходит, – это начинает работать на стабилизацию, служит тому, чтобы система жила и по возможности не менялась.  Цель любой системы – быть в состоянии гомеостаза. Поэтому любая семья, пришедшая к терапевту, находится в очень сложной ситуации – хочет и не хочет перемен одновременно.

Есть методы ССП, где работают не с семьей, а с одним человеком. Например, Мюррей Боуэн называл себя тренером, работал с одним членом семьи, самым дифференцированным, у которого лучше всего выстроено различие между эмоциями и интеллектом. Боуэн определял человека, мозг которого мог воспринимать реальность наиболее объективно, и тренировал его уходить от детских схем, снижать эмоциональную зависимость от родителей – и налаживать

Чем ССП отличается от других методов?

В психотерапии вообще всего два метода – психодинамический и системный. Отличаются они концептуально: первый видит источник трудностей в человеке, второй – в сообществе, в организации системы.

 Почему в свое время вы выбрали именно этот метод?

Я одновременно училась психодраме и ССП. Последний оказался мне ближе. Была одна история, которая, может, сыграла свою роль: однажды мы поехали в Болгарию на семинар по ССП. И там местный психотерапевт показывал греческому супервизору семью, которую вел: мама, папа и дочь лет 30 с очень тяжелым случаем анорексии – на грани катастрофы. А грек-супервизор был парализованный, в коляске, говорил совершенно механическим голосом. Он дал гениальное предписание этой больной женщине: «Ты можешь не есть, но твоя мать будет есть столько же, сколько и ты». Не знаю, привело ли это к излечению, но то как он усилил связь матери и дочери, передал дочери ответственность за мать, – это было красиво. Как человеку понять, что это именно его метод? Если речь идет о супружеских проблемах, трудностях воспитания ребенка, нарушениях развития и поведения детей, алкоголизме, сексуальных дисфункциях, невозможности создать семью – все это наш профиль. Очень важно залучить на терапию всех членов семьи. Иногда приходится уговаривать, чтобы пришли.

Забавное в методе.

 Мы очень любим шутить. Часто проще рассказать анекдот, чем объяснять, о чем речь. Например, как показать неотделенность взрослых детей от родителей? Я очень люблю такой анекдот: «Приходит семья на консультацию, и выясняется, что секс происходит только в одной позе. Терапевт советует поменять. «Как? Спиной к маме?» – удивляется клиент». Сейчас исчезла совместная трудовая жизнь, не нужно всем готовить или работать в поле. Но как тогда проводить время друг с другом, как почувствовать себя семьей? Не просто сидеть рядом и смотреть телевизор, а быть вместе и при этом взаимодействовать. Приходят на помощь игры: карточные, настольные, на фанты.



Предварительный просмотр:

Подход системного семейного терапевта

к работе с семьей

Автор Уголева Екатерина Юрьевна

/module/item/name

Открытая встреча в Институте практической психологии «Иматон» была посвящена программе дополнительного профессионального образования «Семейное психологическое консультирование: системный подход». В рамках этой программы студенты осваивают теоретический и методический арсенал ведущих школ семейной психотерапии, а также получают собственный клиентский  психотерапевтический опыт в контексте своей семейной истории.

Отвечая на вопросы о связи системной семейной терапии и психоанализа и о том, какова позиция семейного терапевта при взаимодействии с семьей, руководитель программы, соучредитель Санкт-Петербургского сообщества специалистов, помогающих семье Екатерина Уголева отметила:

«Наверное, не всем понравится такое мнение, но я считаю, что системная семейная терапия, в том виде, который я практикую — это современный вариант развития психоанализа.  Фрейд описывал случай Ганса и его родителей, а сейчас мы этого Ганса или Ванечку запросто можем увидеть у себя в кабинете. Еще один фактор, о котором я как раз сегодня рассказывала студентам: системный подход появился в США в середине прошлого века и в подавляющем большинстве врачи-психиатры, психотерапевты, которые к этому пришли, были  с психоаналитическим бэкграундом, так как он доминировал в то время.  Мой любимый психотерапевт Карл Витакер даже назвал свой подход символическим, основанным на личностном опыте. «Символический» — отсылка к психоаналитическому подходу, «основанный на личностном опыте» — он считал, что только опыт и работает. Это не значит, что начинать практику может только очень опытный человек, но серьезно работает только то, что стало предметом нашего собственного опыта.

На своем клиентском опыте, поскольку я уже четверть века занимаюсь, с небольшими перерывами, собственной психотерапией, я поняла, что линейная логика, присутствующая в любом подходе, которому мы обучались, укоренилась очень глубоко. И она просто не дает работать в гораздо более краткосрочном варианте, грубо говоря, переводя те коммуникативные посылы, которые члены семьи друг другу транслируют. Как говорит один мой коллега: «За 6 сессий в психоанализе можно только познакомиться, а для семейной терапии это средний курс встреч». Действительно, в среднем семейная терапия — это 6-10 встреч с частотой раз в две недели, первичный прием длится 2 часа, последующие встречи 1,5.

От количества клиентов ни в коем случае не должна зависеть оплата, потому что мы работаем с системой. Это принципиальный момент, который мы всегда обсуждаем со студентами. Если мы начали с максимального фрагмента семейной системы, будь то ядерная или расширенная семья, нам ничего не помешает потом сузить этот состав, что бывает на более поздних этапах консультирования. А вот если мы работаем с кем-то одним, очень трудно потом приглашать членов семьи. В исключительных случаях я так делаю и зову к себе в ко-терапевты коллегу для сохранения нейтральности. Но лучше этого не допускать. Я считаю, что системные закономерности знать очень важно.

Подход, который мы используем при обучении, интегративный. Но есть вещи, очень трудные для любого мозга. Часто студенты говорят, что после первой сессии «взорвался мозг», потому что линейная и циркулярная логика очень сильно отличаются. Человек заточен на поиск причин поведения и очень мало внимания уделяет тому, как устроена система.

Поиск причин, на мой взгляд, вообще бессмысленная вещь. Часто привожу студентам пример: если у вас сломалась машина, разве важно узнать, где, когда, на каком заводе была сделала некачественная деталь? Нет. Нам важно найти грамотного тестировщика, который обнаружит, что сломалось и устранит поломку или отправит на капитальный ремонт. Это гораздо более короткая дорога.

На мой взгляд, системный подход в том виде, в котором я его понимаю и практикую, экзистенциален. Одно из экзистенциальных положений заключается в том, что мы очень доверяем семье. Семья сама себя калечит и сама лечит. Никакие психотерапевты не сделают для семьи того, что родственники, при правильной коммуникации, смогут сделать друг для друга. Семейный терапевт занимается тем, чтобы помочь людям, обратившимся за помощью в момент кризиса, взаимодействовать друг с другом. Но мы не их лечим (это была бы утопия и очень быстро наступила бы профессиональная деформация).  В тот момент, когда прежние способы коммуникации уже не работают, а новые еще не сформировались, семейные терапевты помогают вычищать мусор из отношений. И люди приходят к тому результату, который нужен им, а не нам.

Сегодня на занятии студенты задали мне традиционный вопрос: «А что делать, если вам кажется, что супругам, которые пришли на прием, надо разводиться?». Ответ такой: «Если мне вдруг показалось, что клиентам надо разводиться, мне надо срочно бежать на собственную супервизию или интервизию, потому что это странные мысли». Я давно уже не прогнозирую, к чему придет семья. То, чтобы супруги не развелись, не является задачей терапии. Ее задача заключается в том, чтобы создать условия, при которых, освободившись от накопленных за годы жизни поколений семьи деструктивных паттернов поведения, установок, люди смогли двигаться дальше туда, куда им нужно. И это может произойти примерно за 10 встреч...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная паутинка "Инновационные формы работы ДОУ с семьей"

В Концепции модернизации российского образования сказано: «Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». В соответствии с этим изменилась позиция детского сада в работе с семьей. ...

«Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с внедрением ФГОС дошкольного образования»

Одной из форм реализации физкультурно-оздоровительного направления  в соответствии с требованиями ФГОС является система дополнительной образовательной деятельности, создание необходимой здоровьес...

"Опыт внедрения системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно - образовательной работы с дошкольниками с ОНР"

Консультация для педагогов  по внедрению системно-деятельностного подхода в организацию коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с ОНР...

Проект педсовета "Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО"

Педсовет спланирован в форме творческой конференции педагогов и родителей....

Статья на семинар - Воздействие на семью межведомственных организаций - как одна из форм комплексного подхода в работе с семьей

По данным социологических опросов, до 70% российского населения испытывает социальное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне. Среди современных научных терминов обрело актуальность слово «ви...

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников

Программа по профилактике семейного неблагополучия в работе с семьями воспитанников...

Системная «паутинка» - «Современный подход воспитателя в ДОУ к работе с родителями»

Задачи:·         Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;·         Объединить усили...