Родительское собрание в форме мастер - класса "Игровые задания - как средство развития умственных способностей"
консультация (подготовительная группа)

Вдовина Светлана Николаевна

Сценарный план совместной деятельности с родителями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobr_v_forme_master-klassa_igrovye_zadaniya.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме мастер – класса (старшая группа).

Тема: «Игровые задания – как средство развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Знакомить родителей с использованием игровых заданий как средства развития умственных способностей.

Задачи: Расширение контакта между педагогами и родителями. Моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми. Развитие интереса к познанию своего ребёнка, желанию содействовать активному взаимодействию с ним. Содействовать развитию интереса к математике через игру.

Ход собрания.

     Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады видеть Вас, наконец-то мы собрались все вместе и можем поговорить о наших детях, и о том, что их ждёт в старшей группе. А, начать мне хочется с игры "Клубочек". Передаём клубочек друг другу, разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребёнке?». Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, любознательные и в меру подвижные дети. А, теперь сматывая клубок, ответьте и на другой вопрос: «Что вам хотелось бы пожелать своему ребёнку?». Вывод: Из всего услышанного напрашивается вывод, что все мы желаем своим детям только добра, здоровья и успеха.

     Сегодня на нашей встрече мы уделим внимание особенностям развития детей 5-6 лет. Старший дошкольный возраст – это новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка. Дети включаются в более сложную коллективную деятельность (игра, труд, общение). Программа и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

     В этом году в расписании занятий появился новый предмет – Подготовка к обучению грамоте.  У детей в этом возрасте уже появляется интерес к буквам, азбуке, написанию своего имени. А кое-кто из детей уже умеет и читать. В основе чтения, а затем и письма, лежит развитый фонематический слух, то есть различение звуков, позиция звука в слове, порядок следования звуков. В дошкольном возрасте мы работаем только со звуком. Позднее, уже в школе, дети знакомятся с названием букв. Важно называть детям не букву, а звук. Через игры развиваем интерес у детей к звучащему слову.

«Давайте поиграем!»  (Игры на развитие фонематического слуха)

Угадай, какой звук чаще всего встречается: «Светит, сверкает, всех согревает».

Задание: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С»: «Было весело на горке Сане, Соне и Егорке, А Маруся не каталась – В снег упасть она боялась».

Задание: Раздели слово на слоги разными способами (хлопками, шагами, рука к подбородку, на каждый слог разводим руки в стороны).

Задание: Придумай слова со слогом «МУ».

     Ещё одной особенностью данного возраста является зарождение творческого воображения. Если раньше воображение носило воссоздающий характер (ребёнок использовал в рисунке, постройке знакомые образы), то теперь воображение нацелено на создание нового, необычного. Родителям важно всячески развивать творческое воображение детей, так как оно является фундаментом для остальных психических процессов: мышление, внимание, память. Мы играем в игры на развитие воображения, и вы тоже можете попробовать в них поиграть с ребёнком.

Занятия на развитие творческого воображения,

которые были бы в радость всем, а ещё вдохновляли, а значит, помогали становиться творческой личностью.

  1. Рассматривать облака, сугробы, тени;
  2. Искать рисунки в узорах, природных объектах, абстрактных обоях;
  3. Создавать картины из необычных материалов: продуктов, пуговиц, лепестков;
  4. Рисовать под музыку;
  5. Читать сказки;
  6. Находить образы в буквах и цифрах, превращая их в картинки;
  7. Сочинять истории по мотивам необычных картинок;
  8. Играть в театр теней;
  9. Научиться жонглировать.

 

Обратить внимание родителей на выставку дидактических игр на развитие творческого воображения.

Дети 5-6 лет с удовольствием рисуют; используем палитры, с их помощью учимся создавать новые цветовые оттенки и цветовые тона; изучаем цветовой спектр, основные и дополнительные цвета. Ребятам очень нравится экспериментальная деятельность по получению нового цвета, она отражена в тематике занятий: «Что бывает оранжевого цвета?», «Три медведя», «Птица красная, птица синяя». Новое в Программе рисования – применение различных материалов (пастель, мелки, акварель, фломастеры).

     Нравственное воспитание. Дети в нашей группе с большим интересом слушают сказки, рассказы; спешат поделиться радостью от встречи с новой книгой, приносят из дома, рассматривают с друзьями.

Я подготовила подборку книг, с которыми вы можете познакомить ребёнка.

В возрасте 5-6 лет важно дать твёрдые, нравственные ориентиры, напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами. Этому способствуют добрые и трогательные рассказы советских писателей. Они дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям. Подсказывают ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать «детские» проблемы, которые взрослым кажутся неважными.

Памятка

Произведения многих авторов помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным языком, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

Познакомьте детей с такими авторами:

Е. Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка», «Дедушкины очки»;

В. Осеева «Печенье», «Три товарища», «Синие листья», «Волшебное слово», «Сыновья», «Разделите так, как разделили работу», «Навестила», «Почему?»;

В. Драгунский «Тайное становится явным», «Друг детства»;

Д. Пантелеев «Честное слово», «Платочек»;

Н. Носов «Огурцы», «На горке», «Фантазеры», Заплатка», «Карасик», «И я помогаю»;

В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»;

В. Сухомлинский «Как Андрейка перевез Нину», «Мамин арбуз», «Как Федя почувствовал в себе человека»;

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», «Почта»,

И. Туричина «Человек заболел»

Дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением, поэтому они лучше усваивают наглядную информацию. Им можно и нужно показывать мультфильмы о смелости, мужестве, отваге, верности, дружбе: «Маугли», «Сердце храбреца», «Иванко и вороний царь», «Храбрец – удалец», «Ничуть не страшно», «Храбрый олененок», «Лесные путешественники», «Сармико», «Ореховый прутик», «Он попался!», «Петя и Красная шапочка», «Таежная сказка», «Последняя невеста Змея Горыныча», «Сын камня и великана», «Валидуб», «Рассказы старого моряка», «Лесная хроника», «Рикки-Тикки-Тави», «Братья Лю», «Тайна далекого острова», «Лабиринт. Подвиг Тесея», «Храбрый Пак».

     Хочется познакомить вас и с сайтом для чтения книг с иллюстрациями - http://www.book-illustration.ru/book.html, там можно найти произведения всех известных детских писателей, дети могут перелистывать виртуальные страницы и любоваться иллюстрациями, пока взрослые читают текст. Авторы сайта воспроизвели даже звук перелистываемых страниц!

Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

Читайте вместе с детьми, открывайте для них удивительный мир художественной литературы, научите отличать добро от зла, и помните, что герои книг помогут вам в воспитании честного, чуткого, доброго и трудолюбивого малыша!

     Следующий раздел Программы – ФЭМП. Формировать элементарные математические представления интереснее в игре. Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов; активно развиваются все познавательные процессы: речь, мышление, память, восприятие, представление. Сегодня предлагаем вам, уважаемые родители, побыть на месте своих детей и поиграть в математические игры, в которые вы можете поиграть и дома со своими детьми.

Задание: Вспомните пословицы, поговорки, фразы из сказок с числами (за каждый ответ – фишка).

Задание: Разминка по сказкам (формирует умение соотносить число с объектом, развивает внимательность, воспитывает интерес к сказкам). «Сколько раз царь Гвидон совершал превращения и в кого?» (в муху, комара, шмеля). «Сколько братьев у Ивана – дурака из разных русских народных сказок?». «Сколько месяцев повстречалось падчерице на волшебной поляне, где она нашла подснежники?». «Сколько ног у трёх поросят?».

Задание: «Реши задачи». Шёл Ваня за грибами и догнал троих своих друзей. Сколько всего человек шли в лес за грибами? (Четыре). Шёл Ваня в лес за грибами, а навстречу ему шли три друга. Сколько человек шло в лес за грибами? (один). В живом уголке детского сада были одна птичка, один кактус, одно деревце лимона, четыре рыбки. Сколько всего животных в живом уголке? (0, почему?).

Задание: Какую фигуру я задумала, если эта фигура не круг и находится справа от треугольника? (синий квадрат в верхнем ряду). Какая фигура получится, если у квадрата отрезать один угол? (пятиугольник).

Задание: Сложи из счётных палочек такие же фигуры.

Задание на смекалку. На столе лежит 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4). Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, т.к. между ними ночь). У семерых братьев по одной сестре. Сколько сестёр? (1). У зайца было 7 морковок. Он съел все, кроме 4. Сколько морковок осталось? (4). Две сардельки варятся 6 минут, за сколько минут могут свариться 8 таких же сарделек? (6 мин.).

Уважаемые родители, мы сегодня с вами проиграли малую часть того, во что могут поиграть  дети старшей группы. В приёмной для вас висит информация, как можно дома поиграть с детьми в математику. Помните! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития наших детей. Каждое общение ребёнка со взрослым должно не только давать ему знания, представления и способы познания, но и вселять уверенность в собственных силах, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.

Спасибо, что нашли время прийти к нам. Желаю вам мудрости, сил, терпения и конечно же здоровья. 

Консультация  по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Вы хотите, чтобы ваши дети

Были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги

По ступенькам творчества, но … не опаздывайте

И, помогая … думайте сами.

Одним из средств развития творческого воображения являются игровые пособия, создающие «развивающую среду» для ребёнка. Там, где взрослые не торопятся оградить малыша от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребёнка. В магазине широко представлены игры и пособия по развитию творческого воображения, мышления. Они намного расширяют возможности воспитания, дают больше материала, но и налагают на родителей больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что даёт каждая игра, но и узнать возможности своих малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру, а затем наблюдать и стимулировать творческие достижения своих детей. Очень много зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода к играм. Попробовав с детьми в них играть, родители могут дополнить задания новыми, придумать новые варианты игр.

Условия успешного развития творческого воображения

- Раннее начало (создание развивающей среды);

- Играть вместе (совместная игровая деятельность приносит радость и ребёнку и взрослому);

- Радоваться успехам, но не захваливать;

- Свобода в выборе занятий, непринуждённая обстановка. Очень важно для родителей не превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку.

- Не превращать помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространённая форма «помощи» детям, но она только вредит делу! Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

- Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Заканчивайте игру, как только промелькнёт первый признак потери интереса, но пообещайте, что в другой раз мы поиграем побольше. Ни в коем случае не оказывайте на ребёнка нажима, выждите момент, когда игра будет желанной.

- С помощью сказки и без неё. Большинство игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. Поэтому, чтобы возбудить интерес. Привлечь внимание ребёнка к развивающим играм надо использовать сказку и чем младше ребёнок, тем чаще.

- Удерживайтесь от обидных замечаний.

Когда игры себя исчерпают?

Когда игра уже ничего не даёт ребёнку, но остаются еще две ступени развития:

  • Сокращение времени, которое требуется на выполнение задания.
  • Собственное творчество. Придумывает новые способы игры, интересные модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в форме мастер-класса "Развитие логического мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

В материале представлен план проведения родительского собрания и конспект мастер-класса на тему "Нетрадиционные способы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Сенсорика – как средство развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание в нетрадиционной форме Тема: «Сенсорика – как с...

Родительское собрание в форме мастер-класса. Занятия по логоритмике как средство речевого и музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.

В нашем Реабилитационном центре с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по логоритмике. Это очень увлекательные, веселые, познавательные занятия. С использованием интерактивной доски...

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.»

Цель собрания:Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.Задачи собрания:- привлечь внимание родителей к ценности изобразительного искусства;- ...

Родительское собрание в средней группе "Дидактическая игра как средство для умственного развития детей".

Цель собрания - Познакомить родителей с понятием «дидактическая игра», дать представление, как дидактические игры влияют на развитие ребенка, показать наглядные примеры таких игр, расска...

Конспект родительского собрания по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов "Кинезиология как средство развития умственных способностей и физического здоровья"

Мастер класс для педагогов "Кинезиология как средство развития умственных способностей и физического здоровья"...