Музыкотерапия
консультация ( группа) на тему

Никонова Ирина Викторовна

В статье описано влияние музыкального воздействия на здоровье детей, даны рекомендации по использованию музыкального материала...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx18.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что такое АРТТЕРАПИЯ? В настоящее время арттерапия  рассматривается  как совокупность видов искусства, используемых в  лечении и коррекции. Главная её задача – развитие личности через развитие самовыражения и самопознания.

Одно из направлений арттерапии - МУЗЫКОТЕРАПИЯ. Это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Он является одним из средств физического развития детей, приобщение к музыкальной культуре в целом. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический,  позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

Положительное влияние музыки отмечали еще в древности. О этом говорили Пифагор, Аристотель, Платон. Гомер в «Одиссее» рассказывал об исцелении воина от ран под музыку. Ветхий Завет повествует о том, как Давид избавил царя Саула от депрессии, играя ему на кифаре. А на Руси много веков в горе и радости, в будни и праздники звенят колокола. Звуки колоколов способны влиять на работу кровеносной и лимфатической системы, и интересный факт -колокольный звон убивает микробы и бактерии – этот эффект связан с ультразвуком. В рамках проводившегося в Ростовской области исследования брали пробу воздуха после звона колоколов, и в   результате «атмосфера оказалась такой стерильной, какая бывает в больничной операционной». На Руси в стародавние времена было принято беспрестанно звонить в колокола во время эпидемий.

Интересный факт: ритмы военных маршей, предназначенных для исполнения во время похода, чуть медленнее ритма работы сердца в спокойном состоянии. Исполнение таких маршей позволяло проходить большие расстояния, снимало усталость солдат. А вот ритм маршей, которые исполняются на парадах, наоборот, чуть быстрее ритма сердца. Такие марши тонизируют, мобилизуют. Эти марши, например, полезно прослушать утром, перед выходом на работу.

Музыкотерапия в работе с детьми включает в себя такие основные направления как слушание и исполнительство – вокалотерапия, игра на муз инструментах и музыкально ритмические движения.

В детском саду работа по данным направлениям осуществляется как на музыкальных занятиях, в процессе восприятия музыкальных произведений, пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, так и вне таких занятий — в группе в игровой, театрализованной и в культурно-досуговой деятельности, в режимных моментах.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

Утром -  солнечная мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом;

для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон - классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы. Пробуждению детей после дневного сна помогает тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Музыка повысит работоспособность, поможет справиться с гневом, депрессией. Главное — правильно выбрать мелодии. Мы рекомендуем каждому человеку держать под рукой домашнюю музыкальную аптечку. Её желательно чаще применять в профилактических целях!

Некоторые рекомендации:

При нарушениях сна (особенно в случаях, когда настолько устаешь, что не можешь заснуть) — Бах, Гендель, Вивальди.

При плохой погоде, когда не помешает глоток бодрости, — марши для парадов, народная музыка в классическом исполнении или в современных аранжировках.

При депрессивных состояниях — «Реквием» Моцарта, вступление к Пятой симфонии и финал Шестой симфонии Чайковского, «Смерть Озе» Грига, «Аве Мария» Шуберта, «Грезы» Шумана, Прелюдия до- минор Шопена.

При раздражительности, потере гармонии с окружающим миром, разочаровании — «Лунная соната» Бетховена, Симфония ля минор и Кантата №2 Баха.

Для снятия тревоги, подавленности — вальсы Штрауса, вальсы из балетов Чайковского, прелюдии и «Мазурка» Шопена, «Мелодии» Рубинштейна.

Для успокоения и расслабления — Симфония №6 Бетховена, «Колыбельная» Брамса, «Сентиментальный вальс», «Июнь» («Времена года») Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса, «Элегия» Форэ, «Старинная песенка» и «Пастораль» Бизе, «Лунный свет» Дебюсси.

При повышенном давлении, а также для снятия напряжения во взаимоотношениях с людьми, снятия зависти — «Итальянский концерт» и Концерт ре- минор для скрипки Баха, симфония Гайдна.

Для уменьшения головной боли, связанной с перенапряжением, — Венгерская рапсодия №1 Листа, сюита к драме Лермонтова «Маскарад» Хачатуряна, «Дон Жуан» Моцарта.

Для повышения тонуса — «Чардаш» Монти, «Полонез» Огинского, вальс из Серенады для струнного оркестра Чайковского, Венгерская рапcодия №2 Листа.

Но помните! Единых для всех советов не существует в принципе. Все индивидуально.

Так что прежде всего ориентируйтесь на свои ощущения.

Музыкальные стили:

Церковная музыка (независимо от конфессии) дает уверенность в своих силах, успокаивает, снимает болевые ощущения. Не зря было подмечено, что из храма выходишь умиротворенным.

Барокко (например, Бах, Гендель, Вивальди) успокаивает, умиротворяет, дает ощущение надежности и безопасности, снимает гнев и раздражительность. Также рекомендуется при страхах и тревогах.

Джаз, блюз — романтический взгляд в прошлое, ностальгия. Идеально подходит для свиданий и романтических встреч.

Рок, панк, металл — возбуждают, могут вызвать агрессию. Но могут дать чувство уверенности робким, застенчивым людям. Использовать в музыкотерапии следует аккуратно.

Главные правила

 Музыка должна соответствовать эмоциональному состоянию.

 Вы прослушиваете произведение (или отрывок) столько раз, сколько, вы чувствуете, вам нужно. Хоть 25, хоть 50 раз! Это не зацикливание, как думают некоторые, а лечебный процесс.

 Возможно, классика так сказать в чистом виде не ваш вариант. Поищите классические произведения в различных музыкальных трактовках (есть в Интернете).

 Можно слушать звуки природы (либо отдельно, либо идущие фоном к музыкальным произведениям). Самые популярные: шум прибоя, дождя, водопада, голоса дельфинов и птиц.

 Воздействие музыкотерапии можно усилить, используя арттерапию. Слушаем музыку с закрытыми глазами. Потом стараемся нарисовать услышанное (способности к рисованию вообще не важны!). Можно просто размазывать краски. Представьте, каких цветов была музыка, как они сочетались между собой. Если вы будете постоянно «прорисовывать» музыку (даже если слушаете одно и то же произведение), то увидите, как со временем у вас изменится подбор цветов, их соотношение.

Лечебное воздействие музыки на заболевания:

Произведения, исполняемые на арфе, особенно полезны при сердечно-сосудистых недугах;

на ударных — при заболеваниях печени и кровеносной системы;

на флейте — при заболеваниях легких и верхних дыхательных путей;

на фортепиано — при заболеваниях почек, щитовидной железы, а также общеоздоравливающее действие.

Музыка, исполняемая на органе, — универсального действия, лечебный эффект — на все органы и системы.

Музыка для свободной деятельности детей:

Бах И. «Прелюдия до- мажор», «Шутка»,

Брамс И. «Вальс»,

Вивальди А. «Времена года»,

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»,

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»,

Мусоргский М. «Картинки с выставки»,

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета),

Шопен Ф. «Вальсы», Штраус И. «Вальсы»,

Детские песни

«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский),

«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников),

«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский),

«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский),

«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский),

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков),

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев),

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков),

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев),

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков),

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов),

«Танец маленьких утят» (французская народная песня),

Музыка для пробуждения после дневного сна

Боккерини Л.»Менуэт»,

Григ Э. «Утро»,

Лютневая музыка ХYII века,

Мендельсон Ф. «Песня без слов»,

Моцарт В.»Сонаты»,

Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»,

Сен-Санс К. «Аквариум»,

Чайковский П.И. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»,

Музыка для релаксации

Альбиони Т. «Адажио»,

Бетховен Л.»Лунная соната»,

Глюк К. «Мелодия»,

Григ Э. «Песня Сольвейг»,

Дебюсси К. «Лунный свет»,

Римский-Корсаков Н. «Море»,

Сен-Санс К. «Лебедь»,

Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»,

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»,

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...