Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи
консультация (подготовительная группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Игры и упражнения на развитие звуковой культуры речи детей с ОИН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи

Правильная речь – это один из важнейших показателей того, что ребенок действительно готов к обучению в школе. Ведь именно правильная речь — залог успешного овладения чтением и письмом. Письменная речь (чтение и письмо) будут формироваться на основе устной. Вот почему дети, страдающие нарушениями устной речи, могут стать в школе иметь проблемы с письмом и чтением.

По статистике процент детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. В отношении состояния звукопроизношения тревожным фактом является и то, что даже в младших группах детских садов теперь не отмечается только «возрастное косноязычие», поскольку почти у каждого третьего ребенка имеют место и патологические формы нарушений звукопроизношения.

Проблемы речи  и их причины:

  • Невнятная речь (нарушено звукопроизношение, вялая артикуляция)
  • Смешение звуков в следствии  неразвитого фонематического слуха.  
  • Неоконченные фразы (нарушен грамматический строй речи, слабый речевой выдох).  
  • Недостаточное связное высказывание  (маленький словарный запас).
    Для правильного произнесения звука необходимо: 
  • Подвижность органов артикуляции (артикуляционная гимнастика)
  • Развитое речевое дыхание Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развитие мелкой моторики также оказывает свое благотворное воздействие на становление речи малыша.

Работа по развитию звуковой культуры речи детей предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к дальнейшей  коррекционной логопедической работе с ними, которая будет, несомненно, протекать успешнее.

Игры для  развития звуковой культуры речи

у детей 5-6 лет

          Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 5-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов. Вот некоторые игры, которые помогут Вашим малышам развить речь.

Игра на развитие речи «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха,  учить определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если  помощь будет исходить от детей (приятелей, братьев, сестер).

Игра на развитие речи «Ловушка»

Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.

        Предложите детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту (стол), параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук …

Игра на развитие речи «Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

         Например: ПА — папа, МА — мама, КУ — кубик, АР — арбуз и  т.д.

Можно использовать мячик. Это сделает игру более динамичной, и поможет детям развить ловкость и  реакцию.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

         Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

         Прочитайте ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

         Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.

Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И птичек  без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игр и упражнений множество. Играйте и учитесь вместе.

Литература:

  1. http://logoportal.ru/rabota-vospitatelya-po-razvitiyu-zvukovoy-kulturyi-rechi-detey/.html
  2. http://ds36.a42.ru/assets/files/36/igraya5-6let.doc
  3. http://www.openclass.ru/node/320933

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

рекомендации для родителей по развитию звуковой культуры речи....

Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"

Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

19 ноября  2019 года воспитатель  средней группы № 3 Коньшина Н.Р. провела для родителей семинар – практикум «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» с целью...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....