Родительское собрание "Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ежикова Нина Борисовна

Родительское собрание по социально- коммуникативному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №68»

Родительское собрание

«Формирование коммуникативных

умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»

(февраль, 2 младшая группа)

                                                                     Подготовили и провели:

                                                 воспитатели

                                                                               Пьянзина Е.П., Ежикова Н.Б.

Саранск – 2016

Время проведения: февраль  2015г.

Место проведения: групповая комната.

                                                                                 Форма проведения:                                                                                          круглый стол.

Задачи: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям  понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.

                                                                                                                                                     

Повестка дня:

1.  Открытый показ интегрированного занятия по ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально- коммуникативное развитие» «Теремок».

2.  Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

3.  Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения».                                                                                                                                                                4.  Сообщение «Основные направления работы с детьми 3 -4 лет в формировании коммуникативных умений

5.  Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

6. Анализ анкет «Ребенок и социум».

7.  Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей – создание социальных паспортов (портфолио) детей

8. Презентация папки – раскладушки «Правила конструктивного общения,
или чем руководствоваться в затруднительных ситуациях.»

9. Разное.

Приложение №1

Ход собрания:                                                                                                                                   (звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»?  (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, является сложной и многогранной деятельностью.    Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

 Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей,  как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к 4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 3- 4 лет  существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений  у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3 –4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3 – 4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.

 1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами  как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей входят:

- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей  в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога  и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности.  Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?».  (Дискуссия родителей).

Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Ребенок и социум».

(Проводится анализ анкет)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей  детей – это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника». Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Герб семьи
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Моя ручка, моя ножка (самопознание)
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Моя любимая еда
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы
  • Отзывы специалистов
  • Выпуск в школу
  • Что ни слово, то золото

(Далее предлагаем родителям  за чашкой чая задать вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не получили ответа. Предлагаем всем родителям  принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы).

                                                                                                        Приложение № 2

Конспект

интегрированного занятия

тема: «Теремок»

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение детей делать постройки из мягких модулей и крупного строительного материала, составлять целое изображение из частей, дополнять постройки  деталями из бумаги и картона.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрализации сказок, выразительность жестов, мимики, голоса, умение детей передавать образы различных животных. Развивать творческие способности при выборе формы постройки, расстановке декораций на сцене.

Воспитательные: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, воспитанию дружеских отношений друг к другу средствами музыкальной культуры и сказкотерапии.  

Методические приёмы:  театрализованная разминка, игра «Назови соседа ласково», игра на воображение «Что ты видишь?», изображение животных с помощью мимики, голоса и жестов, дидактическая игра «Собери полянку», конструирование из мягких модулей и кубов, обыгрывание сказки, танец героев.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально- коммуникативное развитие» (театрализованная деятельность): передача образов различных животных с помощью жестов, мимики и голоса; драматизация знакомой сказки.

О.О. «Развитие речи»: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова.

О.О. «Физическое развитие»: - развитие двигательной активности, создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности.

Предварительная работа по образовательным областям:

О.О. «Познавательное развитие» (развитие продуктивной (конструктивной) деятельности): создание построек из мягких модулей, составление целого изображения из нескольких частей.

О.О. «Социально- коммуникативное развитие»: драматизация знакомых сказок.

О.О. «Физическое развитие»: двигательная активность детей, контроль за осанкой детей.

Материалы и оборудование:  магнитофон с записями музыкальных композиций и русской народной музыки, мягкие модули, кубы, пирамида, элементы «окон» и «дверей» из самоклеящейся бумаги, ёлки, птички из картона с петельками, детали цветов из картона, «бабочки» с рисунками-схемами животных и теремка, маски: муха, мышка, лягушка, ёжик, заяц, лиса, волк, медведь, ширма, стол, зеркало.

Место проведения: музыкальный зал.

                                               

Ход занятия:

1 часть: Театральная разминка.

(Дети входят в зал под сказочную музыку)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас встанем в круг и назовём друг друга ласково, поднимем друг другу настроение!

                                     Игра «Назови соседа ласково».

Воспитатель: Ну вот, все и узнали, как нас зовут, и как мы друг друга называем. А теперь я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Закроем глаза на минутку, скажем волшебные слова: «Мысли полетели, на полянку сели…Раз, два, три! Раз, два, три, что здесь видишь, расскажи!»

                              Игра на воображение «Что ты видишь?»

(Дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, можно изобразить ветер, деревья, «понюхать» цветы и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немного здесь погуляем.

(Подходят к зеркалу, на котором на ниточках развешаны бабочки с картинками-схемами животных: мухи, мышки, лягушки, ежа, зайца, лисы, волка, медведя и теремка на обороте)

Посмотрите, ребята, кто-то в нашем лесу оставил зеркало. Я думаю, оно волшебное, ведь неспроста на нём уселись эти красивые бабочки. Сейчас я буду дотрагиваться до них, а вы попробуйте отгадать, в какое животное они превратятся.

(Воспитатель по очереди переворачивает бабочек, дети отгадывают животных и изображают их перед зеркалом с помощью мимики, жестов и голоса).

Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна бабочка (переворачивает схему теремка). Ой, а здесь и не зверь, и не птица, не то дом, не то дворец. Кто-то здесь загадал нам сказку, давайте посмотрим ещё раз на эти картинки и отгадаем, что за сказка здесь спряталась?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Верно, «Теремок»! А теперь, давайте вспомним, что случилось с теремком в конце сказки? Почему это произошло? (Ответы детей).

Правильно, ребята, мишка развалил маленький теремок, потому, что он в него не поместился.

Давайте разыграем эту сказку по - новому, но прежде, нам нужно построить большой теремок, чтобы всем зверям в нем места хватило.

Посмотрите, здесь на полу лежит всё, что нужно для наших декораций. Осталось всё это нам только собрать.

2 часть: Конструирование и сборка декораций.

(Дети под музыку строят теремок из мягких модулей, ставят ёлки, вешают на них птичек, составляют цветы из лепестков).

Воспитатель: Вот и готовы наши декорации. Какой большой и красивый теремок у нас получился! Как вы думаете, поместится сейчас в нем мишка?

А сейчас, я предлагаю разыграть нашу сказку.

Но чтобы разыграть настоящий спектакль, нам нужно превратиться в героев сказки, в этом нам помогут маски. Посмотрите, разбирайте, перед зеркалом надевайте! (Дети под музыку  выбирают маски, надевают их на голову, проходят за ширму).

3 часть: Драматизация сказки «Теремок».

(В конце сказки мишка залезает в теремок к остальным героям)

4 часть: Заключительная.

Воспитатель: Залез мишка в теремок. И ему место нашлось, ведь мы все вместе построили большой и крепкий теремок. Стали звери в нём жить-поживать, песни петь и распевать!

                             (Заключительный танец героев сказки).

                                                                                                         Приложение №3

Анкета для родителей
"Ребенок и социум"

Эта анкета поможет лучше понять Вашего ребенка, помочь ему быстрее адаптироваться в сложном взрослом мире. Поможет она и взрослым, находящимся в окружении ребенка, вспомнить, что ребенок- это личность, со своим собственным характером, личностными особенностями.

  1. Какие любимые игры и задания есть у Вашего ребенка?

  1. Какие положительные черты присущи Вашему ребенку?

добрый, ласковый, внимательный, послушный, заботливый, аккуратный, любознательный, жизнерадостный спокойный, покладистый, самостоятельным, общительный.

  1. С кем ребенок чаще проводит свое свободное время?

  1. К кому из взрослых ребенок чаше всего обращается со своими личными вопросами?

  1. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенёс?

  1. Какие игрушки любит, кто их убирает?

  1. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

  1. Как вы наказываете ребенка (перечислить)?

  1. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенная?

  1. Какие у ребенка отношения с детьми, есть ли трудности (какие)?

  1. Что вас беспокоит в ребёнке?

  1. Что вы хотели бы узнать и какие советы получить от педагога?

  1. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху в деятельности (агрессивное, безразличное, спокойное, обидчивое)

  1. Как ребенок засыпает/просыпается (легко и быстро, поздно, рано)

  1. Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы и т. п.

  1. Сведения о личностных особенностях ребенка и его взаимоотношениях с окружающими.

а.     Общительный со взрослыми (не очень общительный, замкнутый).

б.    Общительный с детьми:

  • в большинстве случаев предпочитает играть с другими детьми, чем один.
  • не очень общительный (в одинаковой степени любит играть и с другими детьми, и один).
  • замкнутый, необщительный (любит играть один).

в.    В отношениях: старается подчинить себе других или подчиняется сам

г.        Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми

  • конфликты возникают, но редко
  • часто ссорится, играя с другими детьми

д.       Охотно делится игрушками с детьми

  • не очень охотно
  • неохотно

е.        Сочувствует другому, когда тот чем-нибудь огорчен

  • пытается помочь ему, утешить, пожалеть.
  • только иногда выражает свое сочувствие другому
  • внешне не выражает своего сочувствия.

ж.    Агрессивен (часто обижает других детей, дерется)

  • иногда бывает агрессивен
  • неагрессивен, спокоен

з.     Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами

  • редко жалуется
  • совсем не жалуется

и.    Обидчивый

  • не очень обидчивый
  • совсем не обидчивый.

к.    Всегда говорит правду,

  • никого не обманывает
  • иногда говорит неправду
  • часто обманывает

л.    Любит делать все самостоятельно, даже если не умеет

  • не очень стремится к самостоятельности
  • предпочитает, чтобы за него все делали другие

м.    Старается доводить начатое дело до конца

  • недостаточно настойчив
  • как правило, не доводит начатое дело до конца

н.    Уверенный, решительный

  • не очень уверенный
  • неуверенный.

о.    Преобладает веселое, жизнерадостное настроение

  • в равной степени бывает веселым и недовольным (часто смеется, радуется и часто плачет)
  • чаще бывает плохое настроение

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Английские рифмовки как способ развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Главная цель в обучении иностранному языку – практическое овладение языком. Ребенок должен научиться говорить на английском ( немецком, французском ) и все цели и средства вращаются вокруг этого....

Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста»

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и и...

Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»

конспект родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»...

: Родительское собрание "Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях".

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют ...