Возможности формирования коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста
статья на тему

Болоненкова Татьяна Сергеевна

         Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Возможности формирования коммуникативной компетентности старшего дошкольного возраста

         Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделить пристальное внимание.

         В научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. competens -  «способный») - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

          Коммуникативная компетенция рассматривается, как базисная характеристика личности детей дошкольного возраста, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества .

        Значение  в речевом развитии дошкольника имеет диалог сверстников.  Дети в общении друг с другом,  чувствуют себя равными, свободными, раскованными.  Они  учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Содержание, которое  рождается  в диалоге,  обладает всеми частями речи,  активируется словарный запас, проходит взаимодействие партнеров. В диалоге со сверстником в большей степени приходится ориентироваться на особенности собеседника, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. В структурe  коммуникативной компетентности  выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный, поведенческий. Эти компоненты не являются частями целого, все же предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

- содержание отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует c ними, проявляется в них;

- все компоненты (направления) должны быть включены в работу;

- более эффективной будет деятельность, которая обеспечивает развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Раскрывая смысл каждого компонента, можно отметить его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень детей дошкольного возраста.

         Когнитивный компонент - формирует знания о ценностно-смысловой стороне общения, o личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его.

          Ценностно-смысловой компонент – направлен на  важность понятия  в общении. Так,  обращаясь с просьбой к кому-то, о чем-то для себя важном, понять - какой смысл эта просьба несет. Что значит для него «просить» -  выказывать свою подчинённость или немощь?  Станет  ли тогда, он  просить? Скорее нет, чем да. Или, например: человек считает, что «мне никто ничего  не должен, я никому ничего не должен », и  опасаясь получить отказ, тоже не будет просить. Поэтому, именно с дошкольного детства,  следует вырабатывать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

          Личностный компонент образует особенности личности, того кто вступил в общение, которые непринужденным образом сказываются, на содержании, процессе и сущности коммуникации. Застенчивость или  нескромность, отчужденность или эгоистичность, заносчивость и тревожность, агрессивность или конфликтность, авторитарность – всё это вместе взятое, негативным образом сказывается на общении. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста  базируется на уверенности в себя. Самоуверенный ребенок – твёрд в своих шагах, он настроен на оптимизм и доброжелательность.  Ребенок очень дружелюбный и уважает окружающих, справедливо относится к сверстникам, в воспитании заметны такие стороны, как альтруизм, честность, стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, не агрессивность, не конфликтность.  Возраст дошкольного периода  наиболее благоприятен для воспитания личностных черт, многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны.

Компонент  коммуникативной компетентности – эмоциональный, прежде всего, связан  с образованием и поддержкой  положительного контакта с собеседником, уметь  реагировать на  его изменения состояния,  и регулировать эмоции.

         Поведенческий компонент - образует коммуникативные умения. Приветствие - прощание, обращение – просьба или  отказ, умение слушать других и самому четко говорить перед другими, сотрудничать и быть организатором общения.

          Под коммуникативной компетентностью ребёнка дошкольного возраста, понимается его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты со сверстниками и взрослыми.

           Для формирования коммуникативной компетентности выделяют две группы методов воспитания:  методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Первая группа включает методы:

а) ознакомления с окружающим миром  и обогащения словаря - непосредственно: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского центра, целевые прогулки и экскурсии;

б) ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря - опосредованно: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино - и видеофильмов, просмотр телепередач, презентации.

          Вторая группа методов предназначена  для закрепления и активизации словаря: рассматриванию игрушек, рассматриванию картин  хорошо известным содержанием, а также  дидактические игры и упражнения.

          Среди средств, которые хорошо способствуют вырабатыванию коммуникативной компетентности в развития ребенка в условиях обучения дошкольного возраста, можно отметить: и диалог,  и создание сюжетных ситуаций, и естественно,  дидактические игры, а так же  лексические упражнения.

          В качестве эффективного  средства воспитания коммуникативной компетентности выступает сюжетно - ролевая игра. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Игровая  деятельность для детей сохраняет свое значение,  как необходимое условие развития не только интеллекта, психических процессов, но и личности в целом. Игра,  сказка, игрушка -  ближе  и понятнее для ребенка, чем декламация каких - то правил. Проигрывая ситуацию,  ребенок познает окружающую действительность, так как ему представляется, выстраивает для себя модель жизни. Так,  неразрешимые вопросы в общении с малышом,  легко решаются через игру и игрушку. Ребенок сам обыгрывает сложную ситуацию.

     В   воспитания коммуникативной компетентности, нужно отметить   целенаправленную работу и педагога и родителя.  Со  стороны педагога -  это  изучение семьи. Привлечение  родителей к активному и систематичному  участию в развивающих мероприятиях  дошкольного учреждения, периодично,   проводить консультации по   изучение семейного опыта  в развитии коммуникативной компетентности детей другими специалистами, делать просветительную работу для  родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, с  учетом психолого-педагогических рекомендаций,  предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения. Со стороны родителя – это приложить все усилия старания и терпения для развития коммуникативной компетентности детей.

         Итак, коммуникативная компетентность дошкольников представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и трактовка коммуникативных действий, планирование ситуации общения).

          Пути развития  коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста:  

         Большой блок методик основан на подходе к коммуникативной компетентности  - лингводидактическом,  и большую роль уделяют речевому развитию ребёнка и диалогическому общению со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

         Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

         Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность.        

          Авторы  считают, что общение по поводу изобразительной деятельности - это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: и  обсуждения темы, и в выборе средств и техники изображения, и  в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на  осмысления ее результатов.

         Есть  много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой, как средством формирования коммуникативной компетентности. Авторы   решают насколько задачи: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень результативно, ведь  уже было сказано, что игра представляет собой совместную деятельность детей, где раскрываются общие интересы, цели, задания. Совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных связей между сверстниками.  Так наблюдая за игрой  можно, выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить  умения и навыки, стимулировать развитие дошкольника в целом .

          В качестве методического материала педагоги используют  пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

         Есть  и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности  детей старшего дошкольного возраста: Т.А. Благовещенская (2003) - Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе; И.А. Лыкова (2008) -  Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры; В.Н. Чиркова (2005) - Здоровьесберегающая коммуникативная среда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»

В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В коррекционно – педагогической работе  с детьми необходимо развивать коммуникативную  компетентность....

Презентация (Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)

Презентация (Роль педагога  в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста)...