Рекомендации для родителей на тему: « Играем дома - игры Воскобовича в ФЭМП для средней группы»
консультация (средняя группа) на тему

Зубарева Раиса Александровна

Материал содержит различные варианты игр с детьми средней группы для игр детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение комбинированного

вида детский сад № 114 «Чебурашка» Г. Брянска

Рекомендации для родителей

на тему:

« Играем дома - игры Воскобовича  в ФЭМП

для средней группы»

        

        Составила:

воспитатель средней группы

Зубарева Р.А.


"Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат")
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр.
Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. 

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. 

Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.



чуть-чуть истории.

Вначале были… дети

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Вот как рассказывает об этом сам Вячеслав Воскобович: «Эпоха перестройки. Время непростое, но по-своему интересное. Что к тому времени было за плечами? Высшее образование – инженер-физик. Страстное увлечение – авторская песня (писал стихи, музыку, выступал с концертами). Физик-лирик, одним словом. Но появляются дети, и я превращаюсь в нормального среднестатистического родителя. «Пекусь» об интеллектуальном и творческом здоровье своих чад. Походы по игрушечным магазинам вгоняют в тоску. Там игры, в которые играли бабушки наших бабушек. А вокруг гласность, разговоры всякие про альтернативную педагогику. Вывела судьба (как? – отдельная тема) на этих самых «альтернативщиков», и пошло-поехало. Лекции, курсы, просмотры занятий, видеоматериалы. Казалось бы, после всего увиденного, услышанного, прочувствованного – бери (по тем временам это означало - сделай, сегодня – пойди и купи) и пользуйся. Но захотелось что-то привнести свое. И привнес до такой степени, что, в конце концов, это стало делом жизни».

Первые игры Воскобовича

Первые пособия появились в начале 90-х. Игра «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это Квадрат Воскобовича), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли внимание. К тому времени игровая практика Вячеслава Воскобовича не ограничивалась только рамками семьи, в течение нескольких лет он вел детские группы по развивающим играм и обучению грамоте.

С играми и опытом стали приглашать на семинары. С начала в родном Ленинграде, потом - в другие города.

Игр становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»…Появились первые методические сказки.

Откуда у Вас все это?

Вспоминается забавный случай того времени, который произошел в одном из детских садов Ленинграда. Вячеслав Воскобович демонстрирует заведующей свой тогдашний «арсенал» игр. Ей все нравится, и она начинает предлагать свои варианты, «примеривать» игры к своим деткам. И вдруг спрашивает автора-изобретателя: «А откуда у Вас все это?». Вячеслав Вадимович немного растерялся и не нашел ничего лучшего, как поднять палец вверх. Как бы говоря: оттуда, свыше, озарение, мол. На это заведующая прореагировала по-своему. Серьёзным голосом она уточнила: «Из РОНО?».

Шутки шутками, но по данным опроса Комитета по образованию С-Петербурга уже в 1997 году 90% дошкольных учреждений города использовали в своей работе развивающие игры Воскобовича.

Особенности игр

Период до 1998 года можно называть по-разному: конструктивным, поисковым, любительским, интуитивным. Важно другое. В этот период были заложены основные принципы построения игр, которые прослеживаются и сегодня. Итак, чем же интересны игры Воскобовича?

1. Конструктивные элементы. В «Геоконте» - динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка и т.д.

2. Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

3. Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

4. Универсальность по отношению к программам. «Детство», «Развитие», «Радуга»… Как показала практика, игры прекрасно вписались в эти и другие программы образовательных учреждений.

5. Творческий потенциал. Вспомните, с какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

6. Сказочная «огранка». Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Рассмотрим эти общие положения на примере двух наиболее известных игр

«Геоконт». В народе его называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка). Ученики начальной и средней школы изучают геометрию и доказывают теоремы (переход в другую плоскость помогает лучше понять суть проблемы).

В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.

«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»). У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Еще одно название - «Квадрат-трансформер» - не случайно, ведь из него конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры.

«Квадрат» в сказке «Тайна Ворона Метра» оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка.

Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети – осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата (например, подними левый или правый уголок) – своеобразный пальчиковый театр.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

1998 год.
Этот год во многом стал этапным и запомнился несколькими событиями. 
Во-первых, дефолтом. Но это не тема нашего разговора. Мы уцелели, с чем себя и поздравили.

Во-вторых, на московской выставке игра «Чудо-Крестики 2» Воскобовича получила приз «Лучшее изделие выставки». В дальнейшем игры неоднократно становились лауреатами и дипломантами различных выставок и конкурсов за оригинальность и уникальность продукции.

В-третьих, встречей с Никитиным в его знаменитом доме.
В-четвертых, изобретением игровых обучающих комплексов под названием «Игровизор» и 
коврограф «Ларчик».
В-пятых, созданием первого варианта технологии «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая до сих пор дорабатывается и совершенствуется.

Встреча с Никитиным
Встреча с Борисом Павловичем Никитиным состоялась осенью, во время упомянутой московской выставки. О ней рассказывает Воскобович Вячеслав Вадимович: «Едва мы (со мной были два предпринимателя из Челябинска и Петербурга) переступили порог его кабинета, как сразу «угодили» Никитину на карандаш. Похоже, Борис Павлович вел картотеку. Кто? Откуда? Сколько детей? Род занятий? Он записывал данные каждого в отдельную карточку. «Род занятий?» - этот вопрос, признаюсь, смутил меня. Я понимал, что стою перед мэтром развивающих игр, и все-таки ответил: «Занимаюсь разработкой развивающих игр».
…Мои игры Борис Павлович рассматривал с интересом, но в основном молча. Я в своих комментариях был сдержан, «чувство» мэтра не покидало меня, и рассказывать об играх подробно казалось неприличным.

Знакомство Никитина с играми закончилось тем, что он предложил мне пожить недельку в его доме и поиграть с его обитателями, и я охотно принял его предложение.

За разговорами прошло где-то полтора часа. Борис Павлович заторопился - очередная делегация стояла около дома.
Нам оставалось попрощаться и закрыть за собой дверь, но вдруг Борис Павлович резко поднимает руки вверх и произносит: «Я теперь всем буду говорить, что у меня в России появился коллега».

Через полгода Никитина не стало.
Стал ли Воскобович коллегой Никитину по цеху развивающих игр, пусть рассудит история.

Технология «Сказочные лабиринты игры»

Что это такое? Это игровая технология развивающего обучения детей дошкольного возраста. Термин «педагогическая технология» появился в педагогике в последнее время и означает построение образовательного процесса. Остановимся на принципах построения нашей технологии, ее первых результатах.

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии «Сказочные лабиринты игры» - авторские.

«Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития - математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.

Сказки Фиолетового леса
«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Это начало сказки «Малыш ГЕО, ворон МЕТР И Я» (зашифрованное слово ГЕОМЕТРИЯ) к игре «Геоконт», где впервые появился Фиолетовый Лес Воскобовича. Спустя несколько лет развивающая среда «Фиолетовый Лес» появилась во многих городах России. Эти «леса» очень разнообразны: их делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Создается, по сути, развивающая сенсомоторная зона. Ребенок в ней действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Интеллект

Вторым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре дети добиваются какого-то «предметного» результата.

Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. Как правило, развивают вербальный интеллект, то есть «приобретенный». Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате ребенок много знает, о многом слышал. Таких детей школьные учителя называют «натасканными». Но в этой бочке меда есть ложка дегтя. Нет гарантии, что эти дети будут в дальнейшем хорошо учиться. У них может быть плохо развит невербальный интеллект, то есть «врожденный». Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Психологи говорят, что развивать врожденный интеллект сложно. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие, в основном, невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал технологии является сензитивным, то есть наиболее благоприятным, психологическим особенностям развития детей дошкольного возраста, поэтому не провоцирует возникновение стрессовых состояний у детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового открытого занятия для родителей по кружковой работе «Развивающие игры» с использованием авторских игр в средней группе. Тема: « Путешествие в необычный городок»

Итоговое занятие по кружковой работе с использованием авторских игр: блоки Дьенеша, полочки Кьюизнера. Цель: показать родителям возможности предложенных игр, как сними играть, что можно развивать....

Дидактические игры и упражнения по ФЭМП в средней группе

Автором представлен практический материал (дидактические игры и упражнения по ФЭМП в средней группе) подборка  для родителей и воспитателей....

Интерактивная дидактическая игра для занятия по ФЭМП в средней группе "Найди лишнее", " Подбери цифру"

интеррактивная дидактические игра для занятий по ФЭМП  для отработки умения классифицировать животных и уметь соотносить число с цифрой....

Рекомендации для родителей в формате "Сидим дома с пользой!" ФЭМП для средней группы (7.04.2020)

дидактические игры и упражнения по ФЭМП для средней группы...

Рекомендация для родителей в формате "Сидим дома". Игры и упражнения по развитию речи на тему:" Весна " ( 13.04- 17.04)

Цель: Обобщить, систематизировать представления детей о признаках весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе, уточнить и расширить знания детей по теме « Весна»...