Организация детской познавательной деятельности в условиях лета
проект (старшая группа) на тему

Ипполитова Вера Алексеевна

В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leto.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 57»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛЕТА

Подготовила  Ипполитова В.А., воспитатель 1 КК

Воронеж, 2016 г.

ЛЕТО- восхитительное время года! Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой.

ЛЕТО – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, потому что  современные школьники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению  различного вида опытов, экспериментов.  воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это  объясняется  прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, появляется осознанность действий, формируется способность  понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.

       Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:

  • Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
  • Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
  • Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
  • Создать доброжелательную обстановку и со вниманием  и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»

Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным  направлениям, каждое из которых представлено  несколькими темами:

  • живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
  • неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три  агрегатных состояния  вещества (газообразное, жидкое, твердое);  небесные тела.
  • физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.
  • рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства,   преобразование предметов.

В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Летом – вода, камни, глина и песок.  Например лужа – прекрасный объект для наблюдений, от нее мы всегда стараемся отогнать детей, но малыши настойчиво  проявляют все больший интерес к ней. Можно понаблюдать за ее появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определить свойства воды, поискать водных обитателей. Или обыкновенный песок, которого так много на участках детских учреждений. Можно окрасить его, перетерев с цветным мелом, а теперь с ним интересно играть. Можно заполнить слоями разноцветного песка прозрачную емкость или составить коллекцию цветного песка, или использовать разные цвета песка в коллаже. Песок – это один из самых доступных материалов для исследований на территории детских садов. Мы учим детей различать свойства песка: сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном  песке остаются следы, по ним можно узнать, кто проходил, на  сухом остаются только ямки. По мокрому песку ходить легко, по сухому трудно – он осыпается, ноги  проваливаются. Например,  можно играть в такие игры, как «Узоры на песке», «Что спрятано в песке», «Волшебное превращение на песке или строительство – ферма, зоопарк, деревня, лес, город», «Театр на песке» и т.д.

Затем сравним  песок и камни, поясняя, что песчинки образуются от трения, ударов друг о друга камней. Дети берут камни в руки, рассматривают их, гладят, жмут, проверяют на прочность, называя при этом их свойства, форму, цвет, твердость, особенности поверхности. Обратим внимание детей на то, что в детском саду у нас тоже есть песок: в аквариуме, чтобы росли водоросли, в почве комнатных растений, чтобы земля была рыхлой, пропускала воду. Затем расскажем о том, что на Земле есть такие места, где вместо земли – песок, камни, такие места называют пустыней. Они бывают двух типов – каменистые и песчаные. Отыщем на карте пустыню, расскажем, что большинство пустынь находится в тропиках, это самые жаркие и засушливые места на Земле, и редко какие организмы способны выжить в таких условиях. Далее расскажем, что песок используется в строительстве и в изготовлении стекла, поэтому в стенах, окнах нашего детского сада тоже есть песок.

Нельзя запрещать детям, конечно же, под присмотром  воспитателя, рассматривать и брать в руки камушки, палочки, листики, мох, кусочки коры – это самые полезные игрушки для развития тактильных чувств, мелкой моторики рук и интеллекта в целом.

В ходе прогулок полезно использовать разнообразные дидактические игры, например, «Угадай цветок по описанию», «Узнай дерево по листу», «На что это похоже? … а на  ощупь? Например: палочка может быть похожа на ложку, нож, ручку  для письма. А по ощущению она твердая, похожа на деревянный стол, и т.п.

Можно организовать соревнование: «Кто больше заметит вокруг интересного и необычного». Возьмите с собой фотоаппарат и запечатлите то, что они наблюдают. Интересно будет составить книгу о летних прогулках, которую дети будут читать, рассматривать, показывать родителям. Издание могут украсить фотографии и детские рисунки, нарисованные после интересных прогулок.

Наблюдение можно сопровождать песенками, загадками, чтением стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать о народных приметах. Летний период нужно использовать во благо детей, расширять их кругозор, развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к природе.

Дети в летний период торопятся все успеть узнать, посмотреть, изучить, и много двигаются. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны для социального, интеллектуального и физического развития, так как требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами  вырабатывают у детей сосредоточенность внимания, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества, выдержку, смелость, умение преодолевать трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности, и для полноценной жизни в коллективе.

Вариантов множество, каждый педагог может самостоятельно сделать свой выбор в пользу того или иного мероприятия. Приведу пример плана совместной познавательной деятельности педагогов с детьми в условиях лета на один месяц:

МЕСЯЦ

                 

   ТЕМА  НЕДЕЛИ      

                   

          ТЕМА ДНЯ

ИЮЛЬ

1 неделя  

«Неделя контрастов»

02.07. « День контрастов»

03.07. «День дружбы»

04.07. «День тишины»

05.07. «День животных»

06.07. «День птиц»

2 неделя

 «Неделя спорта и здоровья»

09.07. «День лекарственных растений»

10.07. «День здоровья»

11.07.«День спорта»

12.07.«День мячика»

13.07.«День качели и лошадки»

ИЮЛЬ

3 неделя  

«В гостях у сказки»

16.07. «День имени»

17.07. «День дерева»

18.07. «День ветра»

19.07. «День огородника»

20.07. «День загадок»

4 неделя  

«Неделя экспериментов»

23.07. «День вежливости»

24.07. «День фруктов и плодов»

25.07. «День шуток и смеха»

26.07. «День мыльных пузырей»

27.07. «День тишины»

5 неделя  

« В единстве с природой»

30.07. «День почемучек»

31.07. «День туриста»

В летнее время можно пополнять запас знаний об окружающем живом и неживом мире, потренировать наблюдательность и внимание, развивать воображение. Ведь вокруг нас столько развивающих пособий, которые можно увидеть, потрогать, ощутить на ощупь. Прогулки можно организовать так, чтобы ребенок научился замечать то, что его окружает, заинтересовался миром вокруг себя. Ведь столько всего яркого, необычного, интересного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"

Организация детской познавательной деятельности в условиях лета Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, эксперименто...

Консультация для педагогов: «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

В материале отражены основные формы организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей (дидактические и сюжетно-дидактические игры) и самостоятельной познавательной деятельности де...

Консультация «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает...

Организация детской познавательной деятельности в условиях лета

Консультация на тему: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"...

Игра – викторина для педагогов «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

-расширение знаний педагогов организаций детской познавательной деятельности в условиях лета -закреплять знания педагогов о значении познавательной деятельности детей дошкольного возраста -формиров...

Консультация для родителей «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»

Методическая разработка в форме консультации для педагогов по созданию условий  для проявления  познавательной активности дошкольников  в летний период....