Воздействие телевизионной рекламы на детей
статья на тему

Шевцова Ольга Викторовна

Познакомить родителей с проблемами возникающими у детей от просмотра телевизионной рекламы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdeystvie_televizionnoy_reklamy_na_detey.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воздействие телевизионной рекламы на детей

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Вот вопрос, который волнует всех взрослых без исключения. Все усилия их направлены на обеспечение ребенка. Родители обращают внимание на его питание, удобную красивую одежду, не жалеют денег на медицинское обслуживание и т.д. Все это правильно. Однако большую роль в психофизическом развитии ребенка играет среда, в которой он живет. Неотъемлемой частью этой среды почти в каждом доме является телевизор и компьютер, такие «палочки-выручалочки», интересные, красивые, яркие и вполне на первый взгляд безобидные. Сегодня нам хотелось бы поговорить о вреде и пользе  этой необходимой части нашего быта, нашей жизни. Мы уверены, что многие родители не предполагают о существовании проблемы телевизионной зависимости.  Такой вывод был сделан после проведения опроса родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида. Был задан только один вопрос:  «Чем занимается ребенок дома?»  Большинство родителей рассказали, что  оставляют детей «под присмотром» телевизора, надеясь на его развлекательный и развивающий эффект.

В газете « Нью-Йорк таймс» сообщалось: « Чувства и эмоции, передаваемые с экрана телевизора, влияют даже на маленьких детей.

В ходе недавнего исследования годовалым малышам показывали короткие видеоролики, в которых актриса демонстрировала разную реакцию на игрушки. В газете говорилось: Если актриса изображала страх при виде какой-либо игрушки, то дети не хотели играть с этой игрушкой и начинали беспокоиться, хмурится или плакать. Но когда актриса изображала восторг, малыши более охотно играли с игрушкой.

Ясно, что просмотр телевизора  и рекламы влияет на детей.

А что происходит, если ребенок довольно долго сидит у телевизора?

Наоки Катаока, профессор педиатрии из медицинского института Кавасаки-Япония, обследовал многих детей, которые были очень молчаливы и безучастны. Все эти дети смотрели телевизор в течении продолжительного времени.

Например, один 2-х летний мальчик знал очень мало слов и почти не говорил. С годовалого возраста он каждый день с утра до вечера смотрел видеофильмы. Но после того, как мама, по совету врача, стала с ним играть и следить, чтобы он не смотрел телевизор, у малыша быстро увеличился запас слов. Несомненно, что родители должны играть и общаться с детьми.

В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, Интернету. Современные малыши, еще не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.

Старайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, DVD-плеером. Если вы вынуждены проживать с ребенком в одной комнате, не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш малыш находится дома и бодрствует.

Зависимость от «движущих картинок» сильна и вырабатывается очень быстро. Многие взрослые, придя с работы, сразу же берутся за телевизионный пульт или, наспех поужинав, спешат засесть за компьютер. А ведь ребенок строит свою модель поведения, глядя на родителей. Такой ли пример для подражания ему нужен?

С разными вопросами обращаются к детскому психологу родители. Но никто не спрашивает, нужна ли детям телевизионная реклама. И если да, то как часто и в каком объеме. Почему? Потому что каждый взрослый, будь то профессионал или же человек, от производства рекламы далекий, догадывается, что детям она неполезна.. Давайте попробуем разобраться, почему.

Каждый человек, существуя, испытывает определенные потребности. Ему нужно некоторое количество еды, чтобы не умереть с голоду, он не может жить без укрытия, так как климат не позволяет, он нуждается в "теплом пальтишке", чтобы прикрыть наготу и выглядеть красивее, чем есть на самом деле. И это далеко не все. Если мы вспомним, что есть еще потребности в общении, смысле жизни, самоуважении и разные другие, то поймем, что каждому много чего недостает.

Неудовлетворенные потребности, как известно, разрушают личности изнутри. И человек стремится их удовлетворить. То есть потребность - это тот источник жизненной энергии, который побуждает человека к деятельности. Голодный будет искать кусок хлеба или зарабатывать на него. Босой пойдет к сапожнику. Мы все знакомы с историями о заблудившихся в пустыне путниках, которые запросто поедали "все, что пищит и ползает", и о находившихся в заключении творцах, которые изыскивали способы самоактуализироваться (рисовать, писать, ваять и т.д.), используя подручный материал. Потребность пробивает себе дорогу, и это происходит естественно.

Если же человек ничего не хочет, то, как правило, он ничего и не предпринимает. И если потребность не очень сильна, то активности обычно за собой не влечет. Что тоже хорошо, так как человеческие силы ограничены и в это время расходуются на что-то другое, более важное. За это "отвечает" психика - эволюционное завоевание, помогающее человеку в его самоорганизации.

А теперь задумаемся о том, для чего служит реклама. Во-первых, для того, чтобы оповестить о существовании некоторого, будем говорить, товара (таковым может быть и предмет обихода, и произведение искусства, и путешествие). То есть реклама нас информирует о том, чего мы раньше не знали. За это ей спасибо. Это наиболее честная часть рекламного послания, потому что она обращается к сознанию человека, и он может воспринимать ее критически.

Во-вторых, реклама актуализирует потребность, которая до сих пор была скрытой. Например, вы ощущаете легкую жажду, с которой вам не трудно справиться. При виде свежего зеленого огурца вы начинаете ее чувствовать гораздо сильнее и понимаете, что именно в огурце для вас все спасение. Это послание тоже достаточно откровенно, оно использует наглядные образы, знаки с устойчивым, открытым для всех смыслом. Но оно смещает внимание воспринимающего в область латентных (скрытых, неявных) потребностей, пробуждает и усиливает те, на которые можно было бы и не обращать внимания. "Моя шестилетняя дочь считает, что все, о чем говорится в рекламе, надо обязательно купить. Отказ воспринимается со скандалом".

В-третьих, реклама может формировать новые потребности. Например, не знал ребенок о существовании видеоигр и жил себе спокойно, ограничиваясь играми подвижными и настольными и радуясь жизни. Но ему открылось. И он начинает выпрашивать у родителей нечто новое. "Мой сын просит покупать все новые жвачки, напитки, про которые появляется реклама, а потом перед зеркалом проверяет: стали ли белее зубы от какой-то отбеливающей жвачки. Это же смешно! Обожает участвовать во всяких розыгрышах призов, собирает крышки от бутылок или этикетки, а потом очень обижается, если ничего не выиграл".

В-четвертых, реклама - это все-таки некоторое произведение искусства. И, будучи таковым, она обращается к чувству прекрасного в человеке. И утверждает себя в качестве образчика этого прекрасного. То есть как бы говорит: красиво то, что здесь, а все остальное - сомнительно, недостаточно и вообще второсортно. И приглашает следовать тем эстетическим (да и этическим тоже) эталонам, которые используются в рекламе.

Можем ли мы с этим согласиться? Готовы ли принять в свою семью тетю Асю, еще какую-нибудь тетю? Поначалу кажется, что нет. Но, учитывая авторитет СМИ и высокое доверие нашего народонаселения ко всем официальным источникам, нужно заметить, что рано или поздно даже дети из семей, где принято читать книги, вдруг начинают изъясняться слоганами, цитировать не Винни-Пуха, а нечто из области гигиены. И при этом не чувствовать разницы. "Моя дочь постоянно повторяет все эти фразочки из рекламы, к месту и не к месту. Мне кажется, это обедняет ее речь".

И, наконец, реклама - источник формирования нового самоотношения. Производители рекламы пропагандируют не только товар, а образ жизни, мироотношение, демонстрируя понимание внутренних пружин личности воспринимающего, сочувствие и дружелюбие к нему. "

 Итак, реклама - это средство манипулирования личностью, призванное скорректировать ее потребности и вкусы в соответствии с нуждами рекламодателя (а никак не потре6ителя). И тем самым - задать иную траекторию движения денежных средств и психологических ресурсов.

Композиция рекламного послания, в общем, постоянна: сначала создание проблемной ситуации, вызванное отсутствием некоторого объекта (это сопровождается тревожащим музыкальным фоном, неспокойным видеорядом), затем - кульминация, выражающаяся в решении поехать, купить, посетить и т.п. (оптимистичная музыка и видеоряд), наконец - разрешение, расслабление, удовлетворенность (покой и счастье в музыке и картинке). В зависимости от стадии развития сюжета человек может испытывать те или иные чувства, пребывать в разных состояниях.

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя. Отличительной особенностью детской психики, каким бы «продвинутым» малыш не был, является то, что ребенок не может в полной мере оценивать и анализировать поступки героев. Для дошкольника, если герой сюжета положительный, то и поступки его правильные, хорошие. При  этом ученые установили, что у детей, злоупотребляющих просмотром телепередач, более активным становится правое полушарие мозга, отвечающее за эмоциональные реакции, и завораживающий эффект телевидения усиливается. 

"Полуторагодовалый сын просто обожает смотреть рекламу, хотя вообще-то к телевизору равнодушен. Только в то время, когда идет реклама, с ним можно что-то сделать, от чего он часто отказывается: накормить, одеть на улицу и т.п.". То, о чем пишет данная мама - не радостный пример послушания, а проявление силы рекламного воздействия, которое активно уводит детей от привычного поведения и заставляет вести себя нехарактерным образом.

Исходя из подобных соображений, многие родители перестают считать рекламу безобидной и задаются вопросом: как от нее защититься? Самыми обеспокоенными уже придуманы и продолжают придумываться всевозможные способы защиты, некоторые из них приведены ниже.

 Маленьким детям, лет до четырех-пяти, детям с неустойчивой психикой лучше вообще ее не смотреть или по крайней мере выключать на это время звук. Не спешите приохотить детей к телевизору - в наш компьютеризованный век они еще успеют пообщаться с говорящим экраном.

Лучше в первые годы жизни ребенка постараться приучить его к чтению и живому, естественному, традиционному общению - сделать так, чтобы "ящик" не смог Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет ребенку при необходимости защититься от нее быть конкурентом родителям.

У детей постарше полезно повышать критичность к любому посланию, пришедшему посредством СМИ. Для этого стоит задать себе хотя бы три вопроса о содержании рекламы:

  • КТО это говорит (турагентство, аптека, фабрика игрушек);
  • КОМУ говорит (скучающей домохозяйке, больному-хронику или невротику-ипохондрику, капризному ребенку);
  • и ЗАЧЕМ (чтобы ВАС развлечь и порадовать или...).

Усомнившись в искренности послания и открыв в нем двойной и тройной смысл, любой человек оказывается более устойчивым к его воздействию. В этом стоит упражняться в присутствии детей - почувствовав иронию и недоверие взрослых, они последуют этому примеру.

И, наконец, укрепляйте в себе и детях чувство собственного достоинства, главным проявлением которого является разборчивость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реклама и дети

Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность д...

консультация "Профилактика телевизионной зависимости у детей"

консультация "Профилактика телевизионной зависимости у детей"...

Педсовет "Роль воспитательных воздействий на эмоциональную стабильность детей" "Создание условий для формирования эмоциональной стабильности детей"

Эмоциональная составляющая, как известно, играет важную роль в дошкольном возрасте. Проводя большую часть времени в детском саду, дети переживают в течение дня самые разные эмоциональные состояния: от...

Консультация для родителей "Воздействие телевизионной рекламы на детей"

Консультация для родителей "Воздействие телевизионной рекламы на детей"...

Профилактика компьютерной и телевизионной зависимости у детей дошкольного возраста

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными пл...

Проект "Реклама руками детей"

Краткосрочный творческий информационно-практико-ориентированный проект «Товары от А до Я», участниками которого были дети, родители и педагоги группы. Проект направлен на решение проблемы ...

Консультация для родителей "Воздействие рекламы на детей"

Современный человек постоянно находится под воздействием различного рода информации, поступающей из самых разных источников. Реклама, явная и скрытая – один из них, причем, довольно мощный. Особ...