Характеристика речи дошкольника 3-4 лет.
консультация (младшая группа) на тему

Швендых Лилия Павловна

Для того, чтобы правильно на понятном и доступном языке общаться с детьми необходимо знать их возрастные речевые особенности. Этот материал полезени для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rechi_doshkolnika_3-4_let.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика речи дошкольника 3-4 лет.

      В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными , активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется , дети взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Они проявляют интерес к физическим упражнениям , лепке , аппликации. Ведущим видом деятельности является игра. В ней дети используют как различные игрушки , так и предметы-заменители. Сюжеты игр просты – с одной , двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры с мозаикой , пазлами , кубиками , конструктором , а также подвижные , музыкальные игры. Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи , умения устанавливать простейшие связи между предметами , явлениями , делать элементарные обобщения.

         Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребёнка , в которую нередко включены и взрослые: это вопросы и ответы , просьбы и требования объяснений , эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом , речь приобретает форму диалога. Взрослым следует учитывать , что дети в этом возрасте легко запоминают и повторяют не только образцы речи близких людей , но и их манеру говорить , копируют мимику , жесты , позы. Подражая родителям , дети перенимают этим и культуру общения.

         Интерес к ближайшему окружению , к труду и занятиям взрослых  людей , постепенное освоение ориентировки в пространстве и времени , ознакомление с разнообразными свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию ребёнка и практическому овладению языком.

          Дети трёх лет способны внимательно слушать короткие сказки , рассказы , следить за развитием событий , а также слушать песни , музыку , замечать изменения в звучании музыки , давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения. С помощью речи ребёнок делится своими впечатлениями , передаёт значимые для него события. Речь активно используется как средство общения , обмена сведениями и чувствами.

          Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни , воспитания , состояния здоровья , общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребёнком , разговоров и игр с ним , не поддерживают обращений , гасят речевую активность , и ребёнок перестаёт обращаться к близким , остаётся предоставленным самому себе , что отрицательно сказывается на его речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи детей.

         Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению взрослых , но им не всегда это удаётся. Так , трудные для произношения звуки заменяются заменяются более доступными и лёгкими : (р) на (л) , (ш) на (с) , (ж) на (з) , (ч) на (т) , отмечаются и другие замены.

         В результате дети затрудняются в произношении многосложных слов , заменяют или пропускают отдельные звуки , переставляют слоги , укорачивают слова. Голосовой аппарат ребёнка ещё не окреп , поэтому многие говорят негромко , хотя пользуются различными интонациями.

         Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребёнка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе , высказывают простейшие суждения о явлениях , предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трём годам хорошо владеют речью , правильно произносят все звуки , некоторые знают буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства , неправильно произносятся звуки , искажается слоговая структура слов , делаются ошибки в согласовании слов в предложении.

         Четвёртый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы , которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?» , «зачем?» , «как?» , «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими , простыми и понятными.

         Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребёнок должен пользоваться практически всеми частями речи , даже прелогами и союзами. Достаточный словарный запас даёт ребёнку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки , в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками , в передаче содержания чужой речи , в рассказе об увиденном.

         Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры , простыми и сложными , правильному их построению.

         В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....

Фонетические характеристики речи дошкольников

В данной статье раскрываются особенности развития произносительной стороны речи ребенка с первого по шестой год жизни....

Характеристика речи дошкольников старшего возраста

Характеристика речевого развития старших дошкольников...

Общая характеристика речи младшего дошкольника

Общая характеристика речи младшего дошкольника...

консультация для родителей "Характеристика речи старшего дошкольника"

Ребёнок шестого года добровольно общается со сверстниками, умеет высказывать своё мнение..развивается игровая деятельность основана на диалогическом общении..родители могут стать партнёрами в игре, зн...

Консультация"Характеристика речи дошкольника 4-5 лет"

Консультация "Характеристика речи дошкольника 4-5 лет"...

Психологические и лингвистические характеристики связной речи дошкольников

В настоящее время связная речь исследуется разными науками: лингвистикой, психологией, психолингвистикой. Лингвистика рассматривает текст как готовый объект, как результат речемыслительной деятельност...