Фонетические характеристики речи дошкольников
консультация (логопедия) по теме

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В данной статье раскрываются особенности развития произносительной стороны речи ребенка с первого по шестой год жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетические характеристики речи.

Первый год жизни ребёнка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у ребёнка развивается зрительное и слуховое внимание, развивается понимание речи, в процессе гуляния, лепета идёт интенсивное развитие развитее артикуляционного аппарата. Общение со взрослым строится на эмоциональной основе.                                                                                                               Для двухлетнего ребёнка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков, неумение точно воспроизвести слоговую структуру слова. Хоть речь малыша и становится к концу 2-го года жизни основным средством общения, однако она далека от совершенства: бедность словарного запаса частое употребление облегчённых слов ( «бай – бай»  вместо спать), усвоение лишь тех названий предметов, игрушек; с которыми он постоянно играет, отсутствие многих звуков.                                            К 3-м годам  произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных( штык, мрак).                                                                                                                                                                                   С детьми четвёртого года жизни проводится работа, направленная на:                                                               1) уточнение и закрепление правильного произношения следующих звуков: м(мь), п(пь), б(бь), т(ть), д(дь), к(кь), н(нь), ч(чь), х(хь), й, ф(фь), в(вь).                                                                                              2)  На выработку чёткого и внятного произношения слов.                                                                             3) Развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата.

  1. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработку чёткого произношения слов осуществляется через отчётливое произношение названий игрушек, животных, предметов на рисунках, в процессе повторения чистоговорок , заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенными определёнными звуками.

Здесь же используем весёлые истории для артикулярной гимнастики, для язычка, губ ( включать по 2-3 упражнения в занятие), сказка о весёлом язычке.

  1. При повторении ребёнком чистоговорок  следует обратить внимание на то, чтобы ребёнок отчётливо называл слова, воспроизводил слоги.

Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей нечистая и невнятная.  Дети этого возраста не всегда смогут правильно пользоваться голосовым аппаратом,  например  не могут ответить достаточно громко ответить на вопрос взрослого и в тоже время говорить тихо, когда этого требует ситуация ( в подготовке ко сну).

Следует отметить, что к 3 годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков, кроме «р» и шипящих. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной  стороны речи.

На 3-м году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Редко использует односложные предложения, старается удлинять предложения. Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение. В процессе игры ребёнок   сопровождает свои действия словами, фразами.

В этом  возрасте у ребёнка велика склонность к подражанию. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произношении звуков и слов, он укрепляет артикуляторный аппарат  (сказки о язычке).

Развитию слухового внимания и речевого слуха, способствуют такие упражнения, как « Кто бы это мог быть?», «Помоги найти маму», а также специально подобранные стихи, где нужно найти ошибку.

Развитие голосового аппарата осуществляется при помощи игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одну и ту же с различной громкостью, то громко, то тихо.

Выработка продолжительного плавного выдоха через рот, то есть подготовительные упражнения для развития речевого дыхания, осуществляется при помощи таких игр, как «Снежинки», «Ветерок».

На четвёртом году  у детей отмечается улучшение произношения. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире использует в речи, кроме существительных и глаголов, прилагательные, наречия.

В речи преобладают простые, но распространённые предложения.

К пяти годам – ребёнок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчётливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно  пользуется грамматическими категориями.  На пятом году жизни звуки закрепляются: с(сь), з(зь), ц, ш, ж, ч, щ, л(ь), р(рь).

На шестом году жизни детей учат чётко произносить все звуки, различать на слух и в произношении такие группы звуков: с – з, с-ц, ж-ш, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ, л-р, продолжают совершенствовать фонематический слух, развивать голосовой аппарат.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5-7 лет "

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неу...

Характеристика речи дошкольников старшего возраста

Характеристика речевого развития старших дошкольников...

Характеристика речи дошкольника 3-4 лет.

Для того, чтобы правильно на понятном и доступном языке общаться с детьми необходимо знать их возрастные речевые особенности. Этот материал полезени для родителей....

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»

Методическое пособие «Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников с дизартрии средствами фольклора»...

Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...

Методическая копилка речевых игр. Формирование фонетической стороны речи дошкольников.

Данная подборка речевых игр направлена на развитие звуковой стороны речи дошкольников на разных возрастных этапах. Младший дошкольный возраст: (Игры для развития артикуляционного аппарата; упражн...