Консультация для родителей "Способы развития воображения у старших дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Батяева Ольга Петровна

Данная консультация содержит материал по развитию воображения старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_voobrazheniya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития воображения у старших дошкольников

Энштейн: «Воображение важнее, чем знание!»

Воображение является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Оно тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом.  С одной стороны, воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны, оно способствует их развитию, создавая основу для образных представлений. Начало развития воображения связывают с окончанием периода раннего детства. Воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой, продуктивной) – это с одной стороны, а с другой стороны – оно является важным фактором деятельности в плане ее активизации. Давыдов утверждал, что воображение составляет основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности.

1. Наиболее успешно становление воображение происходит в игреособенно сюжетно – ролевой игре:

у предметов - условные функции,

у действий – символическое значение,

задана воображаемая ситуация,

существуют образы ролей.

2. Прекрасно воображение совершенствуется во время продуктивной деятельности: лепки, рисовании, аппликации, ручном труде.

Когда ребенок начинает «сочинять», «воображать, сочетая реальное с воображаемым»

Воображение необходимо развивать постепенно с нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

Упражнения:

1. Закончи предложение по началу.

2. Составь рассказ по серии сюжетных картинок.

3. Нарисуй сказку (читается сказка и показывается иллюстрация к ней). Рисуем музыку.

4. Дорисуй картину.

5. Ребенку показывают абстрактный предмет. Вопрос «на что похоже?»

6. В подготовительной группе можно использовать сеансы фантазирования (под звучащую музыку)

7. Сеансы иллюстрирования:

Представьте, ощутите, почувствуйте содержание загадки (про яблоко)

- Что это? Закройте глаза и вы увидите каждый свое яблоко.

- Какое оно? По размеру? Цвету? Какое на ощупь? Какое на вкус? Нарисуйте его.

Игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста

Эти игры способствуют развитию творческого, нестандартного мышления, обогащают словарный запас ребенка, делают его речь более выразительной и эмоциональной. Игры на воображение можно проводить в любых условиях: дома, в пути, на отдыхе, во время прогулки. Все, что вам нужно, — это несколько творческих идей и неограниченная фантазия.

 Полезная книга

Вы найдете много творческих идей в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».

Игры на развитие воображения у детей

«НЕБЫЛИЦА». Попробуйте сочинить вместе с ребенком невероятную историю, не похожую на реальность, где все перевернуто с ног на голову. Вы наверняка видели в книжках по развитию логики картинки, где художник «ошибся» и нарисовал на дереве лампочки вместо груш, на небе кусок сыра вместо Луны. Детей привлекает все необычное и не похожее на привычный уклад жизни. Попробуйте сочинить что-нибудь, похожее на картину художника-незнайки. Это может быть сказка, героем которой будет сам малыш. Он охотно подбросит вам свежие идеи и внесет существенные поправки в сценарий.

«ПРОДОЛЖИ РИСУНОК». Для этой игры вам понадобятся чистые листы бумаги и карандаши. Рисовать также можно мелом на асфальте, палкой на песке или на снегу. Суть игры заключается в следующем: вы по очереди рисуете друг для друга заготовки для будущих рисунков. Это могут быть круги, точки, штрихи, спирали, разные закорючки.

Вы можете делать разные наброски: спонтанные и с подсказками. Перед игроками стоит творческая задача: придумать из элемента законченный рисунок. Это может быть предмет, растение, человек, животное и т. д. Возможно, сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет рисовать по вашему образцу. Покажите ему, как из простой закорючки появляются гриб, яблоко, облако, клоун, бабочка или улыбка Чеширского Кота. Попробуйте нарисовать совместный рисунок в несколько этапов. Например, вы начинаете, малыш продолжает, далее из этого же рисунка вы придумываете что-то новое, меняя задумку, добавляя новые штрихи. Конечный «продукт» может получиться весьма оригинальным инопланетным существом или экзотическим фруктом.

«ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ». Игра начинается со слов: «Представь себе, что люди могли бы ходить только на руках. Что бы тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлении природы, животных, предметов быта. Например: что было бы, если бы...:

• ... вместо дождя с неба падали конфеты?

• ... снег лежал круглый год?

• ... тридцать три дня шел дождь не переставая?

• ... в водопроводе водились крокодилы?

• ... по небу можно было ходить пешком?

• ... люди умели летать?

• ... медведи жили в гнездах?

• ... на деревьях росли батоны?

• ... по реке плавали арбузы?

• ... на небе вместо Луны висел воздушный шарик?

• ... дома были сделаны из ваты?

• ... вилки были сделаны из шоколада?

• ... у человека глаза были на затылке?

Как это еще можно использовать?

Для проведения этой игры вам понадобятся самые разные предметы быта, одежда, вещи. Показывайте ребенку предмет и спрашивайте: «Как это еще можно использовать?» Чем больше вариантов ответов найдется, тем лучше.

«РАССКАЗ ПО КАРТОЧКАМ». Для проведения этой игры вам понадобятся заготовки. Старые журналы и газеты, прежде чем сгореть в камине на даче, должны пройти тщательный «осмотр». Здесь вы можете найти много фотографий, которые и станут тематическими сюжетами-подсказками для ваших историй. Вырезанные фотографии лучше наклеить на плотный картон, у вас получатся своеобразные карты. Раздайте карты всем участникам игры, по очереди выкладывайте карты и рассказывайте мини-историю по картинке. Игра хорошо развивает не только образное, но и логическое мышление.

«СКАЗОЧНЫЙ ВИНЕГРЕТ». Вам понадобится хорошее знание сказочных героев. Выбирайте те сказки, с которыми уже знаком ваш малыш. Сочините свою сказку, где будут задействованы Буратино и Красная Шапочка, Колобок и Курочка Ряба, Иван Царевич и Илья Муромец, Золушка и Русалочка. Пусть у сказки будет простой, незатейливый сюжет, а старые знакомые вдруг покажут себя в совершенно ином качестве. Пусть отрицательные герои становятся добрыми, а положительные — капризными и непослушными. Пусть перемешиваются события, получается абракадабра, хорошо приправленная юмором. Таким способом вы реанимируете интерес ребенка к сказке, если он вдруг его потерял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития воображения у старших дошкольников

Развитие воображения у дошкольников. Как всякий психический процесс, воображение подвержено воспитанию. Поэтому воображение детей уже в дошкольном возрасте возможно и нужно целенаправленно ...

Развитие воображения у старших дошкольников

Развитие воображения у старших дошкольников Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии пс...

Развитие воображения у старших дошкольников во время релаксационных занятий с психологом.

Чтобы добиться появления реакции релаксации, любой способ должен иметь две необходимые составляющие:1)    отвлечься от будничных мыслей, чтобы сосредоточиться на чем-то одном - мысли, з...

"Развитие воображения у старших дошкольников через релаксационные упражнения"

Предложенный материал представляет совместную работу музыкального руководителя и педагога психолога, над развитием воображения у старших дошкольников....

Развитие воображения у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Воображение является важным психическим процессом. Современное время диктует необходимость воспитания творческой личности,способной принимать нестандартные решения....

Мини исследование "Развитие воображения у старших дошкольников"

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Основой развития творческой и уникальной личности уже с ранних этапов онтогенеза явл...

Гендерные особенности развития воображения у старших дошкольников.

Воспитание детей в условиях ДОУ должно осуществляться  с учетом их гендерных особенностей. Девочки и мальчики одного и того же возраста обладают разными особенностями развития  воображения. ...