Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.
консультация (средняя группа) на тему

Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком.

Многие педагоги и психологи замечают, что детям приходится сейчас тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к образовательному учреждению. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.

Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Увеличилось число детей, растущих «без присмотра» взрослого. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все больше, число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.

Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженное отношение, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи в форме физических и материальных наказаний. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенка «заражает» их агрессивностью. Таким поведением родители нередко унижают, оскорбляют ребенка, проявляют к нему нелюбовь, формируют у него тем самым ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира - у ребенка появляется тревожность, формируется заниженная самооценка, может начать развиваться невроз, психосоматические заболевания.

Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими: им с трудом удается внимательно слушать других и т.п. Еще одна проблема в том, что дети очень сильно нагружены обучающими занятиями и у них не остается времени для сюжетно-ролевой игры, в которой они проигрывают социальные отношения.

Многие педагоги вынуждены более времени уделять заботе о дисциплине в группе, и, к сожалению, приходится признать, что милый и дружелюбным детям достается все меньше и меньше внимания педагога.

Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим количеством беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободными и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и «неуправляемыми». Тогда педагоги пытаются еще сильнее вмешиваться в работу группы и ведут себя все жестче.

Большая проблема состоит в том, педагоги и родители имеют дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия с детьми.

Рассмотрим эти модели.

МОДЕЛЬ «НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЖИЗНЬ РЕБЕНКА»

Характерные черты:

Цель обучения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;

Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, разраженное неприятие.

Тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».

Взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.

К результатам такого подхода относятся разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем и к людям.

Модель «невмешательство» чаще встречается в семьях, чем в детском саду. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми.

УЧЕБНО-ДИСЦИПЛИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ

Цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, привить послушание.

Способы общения: наставления, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотации, окрик.

Тактика общения: диктат или (и) опека.

Методические указания превращаются в закон, недопускающие изменений. К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. У таких детей остаются несформированными навыки общения.

Альтернативу этим моделям составляет следующая модель: самая оптимальная модель общения взрослых с детьми, в которой формируются добрые чувства к себе и к другим людям.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙТСВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ

Ее характерные черты:

Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начало личности; развивать его индивидуальность.

Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку. Для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого - разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности. Формирование знаний, умений и навыков не цель, а средство полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

Тактика общения: сотрудничество; динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Взрослый придерживается принципа «вместе».

Я.Л. Коломинский отвечает, что дошкольный возраст сензитивен для образования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), лежащие в основе формирования таких личностных положительных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеская поддержка, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качество, обеспечивающее способность к самопознанию и самоориентированию.

Именно ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (провести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития личности ребенка.

Развитие личности дошкольника, его отношение к миру, к людям, к себе, во многом определяются теми формами общения со взрослыми, которые складываются в дошкольном детстве. Анализ генезиса форм общения в детском возрасте дает основание утверждать, что знание их содержания, структуры и способов, необходимо воспитателю не только для организации работы с детьми, но и с целью коррекции отклонений в личностном развитии дошкольников.

Особого внимания заслуживает коррекция негативных эмоциональных состояний ребенка. Те функции, которые выполняет эмоциональная сфера в ходе психического развития, дают основания утверждать, что ее содержание во многом зависит от характера межличностных отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми и сверстниками.

Неблагоприятный тип отношений приводит к ряду негативных проявлений в эмоциональной сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений анималотерапии направленные на взаимодействие взрослого и ребёнка

Картотека упражнений анималотерапии направленные на взаимодействие взрослого и ребёнка...

Семинар для воспитателей на тему: «Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком».

Главная идея семинара - личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком. Что это такое? Как осуществить переход к ней, что для этого взрослому необходимо делать.Наша цель: помочь ...

Методическая сказка "Влияние модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников"

Семинар посвящен выяснению влияния модели взаимодействия взрослого и ребенка на развитие речи дошкольников. Спектакль-сказка о коммуникативных возможностях педагога....

Тренинг педагогической осознанности "Личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком"

   Общение ребенка и взрослого является важным психологическим условием успешного развития в период дошкольного и школьного детства. Значимый взрослый – это близкий человек, оказывающ...

СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВОЙ И ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА.

Максимальная  озвученность предметно-пространственной музыкальной среды имеет важноезначение в отборе и классификации  её элементов. Основной  целью создания музыкально-звуковой и ...

Модели взаимодействия взрослого с ребенком.

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком....