использование оздоровительных технологий на музыкальных занятиях
методическая разработка на тему

Аносова Жанна Викторовна

использование оздоровительных технологий на музыкальных занятиях в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование оздоровительных технологий в работе с детьми с туберкулезной интоксикацией на музыкальных занятиях.

        Одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения, является сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания. Детский сад «Лесная сказка» посещают дети, страдающие туберкулезной интоксикацией. При этом заболевании могут поражаться не только легкие, но и другие органы: кости, глаза, почки, лимфатическая и нервная системы и др. В одних случаях болезнь начинается остро, и напоминает воспаление легких, в других она протекает скрытно, и нередко обнаруживается при флюорографии. Туберкулез – социальная болезнь, но ее можно предупредить. Мероприятия нашего детского сада направлены на профилактику заболеваний туберкулезом у детей дошкольного возраста.

        Одним из направлений работы является формирование здорового образа жизни. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении направлена на решение данной задачи. Основой здорового образа жизни  являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение всего дня.

        Одним из важнейших руководящих принципов в работе с ослабленными детьми является осознание огромного влияния психического фактора на здоровье. Ослабленный ребенок слаб не только физически, но и психически. Поэтому  работа педагога, его поведение – тон, жесты, осанка – проникнуты стремлением возбудить в детях бодрость, создать у них жизнерадостное настроение, укрепить в них веру в себя, воспитать доверие к своим силам.

        Музыкальное  воспитание наряду с оздоровительной работой  занимает одно из ведущих мест в работе детского сада. Поскольку у ослабленного ребенка сопротивляемость снижена, соблюдение гигиены, правильная постановка музыкального воспитания имеют огромное значение не только для здоровья ребенка, но я для самого существования его, для его жизни. Каждое музыкальное занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность ( общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитие певческого голоса, простейшие приемы массажа, пальчиковая гимнастика).

Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачева (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова. Эти упражнения способствуют решению задачи оздоровления детей.

В каждое занятие  включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Не меняя структуры музыкального занятия, в некоторые виды музыкальной деятельности логично вливаются элементы оздоровительных технологий.

Перед входом в музыкальный зал дети решают, на каком транспорте заедут – машине, автобусе, поезде или залетят на самолете и т.д. и кто будет сегодня машинистом, пилотом  или шофером, причем на каждом музыкальном занятии ведущая роль переходит  от ребенка к ребенку, в зависимости от состояния здоровья ребенка ( или уровня развития.)  Под музыкальное сопровождение «Поезд» дети «въезжают» в зал, по окончании музыки останавливаются. Проводится дыхательное упражнение «Паровоз». Глубокий вдох через нос и продолжительный выдох на звук – «Ш-ш-ш» (четверными долями, руки при этом согнуты в локтях и выполняют кругообразные движения вдоль туловища, затем происходит ускорение.)

 В конце упражнения паровозный гудок - «Ту-ту!»  на продолжительном выдохе. Причем первым дает гудок машинист, затем остальные дети. При заезде на машине проводится дыхательное упражнение «Насос» и т.д. Упражнение дыхательных мышц имеет целью воспитание полноценного дыхания – глубокого вдоха и продолжительного выдоха. Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья. Для детского организма, находящегося под угрозой заболевания, имеет жизненное значение обладать хорошо развитой грудной клеткой и научиться правильно дышать. Главное – научить ребенка дышать носом. Научив его дышать через нос, мы тем самым в большей мере избавим ребенка от насморка, ангины, гриппов и других болезней носоглотки, увеличивая объем легких.

        Игровая ситуация этих упражнений очень радует детей и влияет на положительный настрой в дальнейшем на протяжении всего занятия. В процессе данной работы решаются музыкально – педагогические задачи  и происходит развитие психических процессов ребенка.

        Приветствие строится по схеме ребята – зверята. Педагог поет: «Здравствуйте, ребята». Дети отвечают: «Здравствуйте» (по нисходящему мажорному  трезвучию), затем предлагается спеть голосами животных – котят (мяу-мяу-мяу), утят (кря-кря-кря) и т.д. В конце приветствия опять возвращаемся к ребятам. Эти упражнения способствуют развитию ладового чувства у детей. Оздоровительный эффект этих упражнений заключается в умении протягивания гласных звуков при правильном дыхании, которое удерживает гласную на определенной высоте.  

Перед прослушиванием музыкальных произведений обязательно проводится массаж ушей «Готовим ушки» или «Ушки на макушке». Здесь используются приемы по методу В. Емельянова «Маска льва», «Веселый слоненок», «Озорные мартышки» и т.д. Профилактика ОРЗ, гриппа, ангины и т.д. Перед пением дети делают массаж горла, пальцев, рук  - «Послушаем, как шуршат листики». На этом же этапе музыкального занятия проводится пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения, с целью улучшения дикции, артикуляция. Так же решаются задачи по развитию мелкой моторики, памяти, внимания, формирования правильного дыхания. Музыкальное сопровождение повышает эффективность этих упражнений, дает эмоционально- положительный настрой, является распевкой на данном этапе.  На эти упражнения не уходит много времени, начиная со средней группы  показ дыхательных, пальчиковых упражнений, а также массажа производится  самими детьми по желанию или индивидуальными вызовами, в зависимости от состояния здоровья ребенка (более ослабленные дети осуществляют показ по индивидуальному вызову педагога гораздо чаще). На этом же этапе в качестве распевки используются малые формы народного фольклора (потешки, приговорки, заклички, прибаутки).

Каждый ребенок исполняет свою любимую попевку,  причем попевки постепенно усложняются. Т.О. достигается постепенная «натренированность» детского (певческого) дыхания, которое, в силу особенностей возраста, еще не может развиваться на сознательной основе. При разучивании песни,  пропевая музыкальную фразу,  музыкальный руководитель обращает внимание на то, как дети исполнили отрывок песни и просит пропеть индивидуально тех, чьи голоса не были услышаны в общем хоре, кто пока не может пропеть или поет хорошо.

Дети очень любят солировать, активизируя детей на сольное исполнение, педагог  способствует тому, что к концу года практически у всех детей появляется желание исполнить любимую песню сольно.

         Широко применяются на занятиях игры для эмоциональной разрядки и снятия мышечного напряжения. (Один раз в месяц проводятся оздоровительные досуги во всех возрастных группах. В структуру досугов тесно вплетаются различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует.)

 Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья индивидуально у каждого ребенка. Важнейшая роль отведена музыке, с помощью которой проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка. Общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются звучанием четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей.

        Обязательно  проводится релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Это очень важно для здоровья и самочувствия детей.

Ослабленным детям важно научиться расслабляться, и этому мы их учим на музыкальных занятиях, используя элементы музыкотерапии.

        (Общеразвивающие упражнения и комплексы корригирующей гимнастики включаются в физкультурные занятия. Подвижные игры проводятся воспитателями на прогулке. Оздоровительные паузы включаются педагогами в структуру других занятий, используются в свободной деятельности детей.)

        Наряду с общеобразовательными задачами музыкального воспитания решаются и оздоровительные задачи:

* сохранению и укреплению здоровья детей;

* профилактике простудных заболеваний;

* приобретению навыка правильного дыхания;

* привитию навыков элементарного  самомассажа;

*  формированию потребностей в двигательной активности

        Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ДОКЛАД  НА ТЕМУ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ» Музыкальный руководитель: ПРОШИНА НИНА ПЕТРОВНА (из опыта работы)...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах

Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ.

Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:Расширять знания педагогов о здоровьесберегающих  техно...