Консультация для родителей "О речевом развитии детей раннего возраста"
консультация на тему

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rechevom_razvitii_detey_rannego_vozrasta.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

О речевом развитии детей раннего возраста

Подготовила: Дорофеева Т.В.

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
Если вы — молодые родители, особенно если у вас первенец, то наверняка вы уже столкнулись с необходимостью решения многих вопросов, связанных с развитием, воспитанием и ранним обучением вашего ребенка. В этой статье предложены общие рекомендации по развитию Вашего малыша!

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВАШЕГО МАЛЫША ОТ 2 ДО 3 лет

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в словарном запасе вашего малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается. Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестры. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным правилам, требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов. Понаблюдайте за своим ребенком! Если это ваш единственный малыш, то, как правило, вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и вам месте — на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей, которые хорошо знакомы друг с другом и обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже знают друг друга, в то же время играют каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих соседей по песочнице, чем на них самих. Для того чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре. Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую простую игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать потерянную в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной не только к взрослому, но и к другим детям. А желание быть первым в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т. п.) будет стимулировать у них активное употребление коротких фраз типа «Я нашел!», «У меня больше!».

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет ДО 2 лет 6 мес.

1. Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)». Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов. Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево... Пчелы увидели медведя и на него...»). Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим приглашением ребенка его продолжить («Мишка по лесу идет и...»).

2. Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Многие родители ошибочно полагают, что самым важным для ребенка является умение назвать цвет предмета. Это глубокое заблуждение! Ваш малыш прежде всего должен освоить такие качественные прилагательные, как большой — маленький, горячий — холодный, хороший — плохой и т. п. Эти слова выражают не только понимание малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним. Собственно обозначение цвета словами закрепляется в речи значительно позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между собой. Очень часто даже хорошо говорящие дети предпочитают называть все цвета одним, особо полюбившимся им названием, например «желтый» или «синий». Подождите немного: ваш малыш начнет лучше рисовать, станет просить у вас карандаши, вот тогда вы сможете выучить с ним названия не только основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их оттенков.

 3. Обратите особое внимание на произношение вашего ребенка. Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики», «вафельки», «бусинки». Понаблюдайте, как ребенок произносит губно-губные (п, б, м) и губно-зубные (в, ф) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2 лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы мямлить, четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова. Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа «ва-ва-ва», и он успешно справится и с произнесением звука «в» в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимых по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «Пулемет» — «д-д-д»), и если у ребенка это получится, попробуйте учить с ним слово по слогам. Обязательно учитывайте при таком обучении возрастные особенности вашего ребенка, завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого «Тебе это надо?» («Да, на-до!»).

 4. Дети после 2 лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже («Где твоя книжка? — «На столе!»). Если ваш малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» — не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны вашему малышу, может ли он спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек, умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги (Достань машинку из ящика. А мячик спрятан в сумочке). Постарайтесь убирать предметы в необычные места, чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

 5. Помните, что артикуляционные возможности вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может рассказать внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть вашего ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвалой маленького собеседника.
Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что ваш малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельно произносить короткие фразы и воспроизводить знакомые тексты сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого).

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет

         Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).
В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или сложных словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка. Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи правильные словосочетания по подражанию образцам взрослой речи, начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной или формообразующей модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода) все другие: «Я вижу папу, стулу, окну». Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что он свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению.
Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении, однако взрослым не следует мешать детям в их экспериментах, а, наоборот, своими вопросами или специальными оговорками следует направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы не ребенки, а ребята, у кошки не котенки, а котята»).

 1. Для того чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот — коты; дом — дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в усеченной форме (маленькая — маленька), однако сейчас необходимо сосредоточить все внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. Помогите малышу услышать нужное окончание в слове с помощью вопроса («Машина какая?») и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив нужную часть только что произнесенного ребенком слова («Молодец! Машина красная!»).

 2. Раньше ребенок говорил о событиях только в настоящем времени, теперь ему доступно употребление форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа «Расскажи, что ты будешь делать летом на даче у дедушки». Предполагается, что малыш вспомнит прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте его возможности! Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у вашего малыша!

3. Не требуйте от детей сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей не только ограничены трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов не только позволяет ребенку исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет его от риска возникновения запинок в самостоятельной речи.

 4. Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в 3 года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием похлопывания трудных слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в трудных словах. Например, если ваш малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. Учитывайте, что ребенку наиболее сложно освоить произношение звука в стечениях («ст», «кс», «ск»), если они расположены в середине слова.

 5. Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении 3 лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста».

Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста»....

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»...

Консультация на тему "Возможные проблемы речевого развития детей раннего возраста"

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста с речевыми нарушениями. Материал содержит названия причин, которые в дальнейшем могут привести к речевым расстройствам....

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...