Как понять, что у вас одаренный ребенок?!
статья на тему

Калугина Ольга Валентиновна

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Они отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Сегодня сохранение и развитие одаренности является ведущим приоритетом развития образования в целом, в частности выявление этой одаренности в детском возрасте.  Кто же такие одаренные дети? Как вовремя распознать одаренность в ребенке- расскажет данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренные дети21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. Совокупность задатков, природных данных. Наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. "Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования".

Поведение одаренного ребенка может быть описано следующими признаками: освоение деятельности в быстрой и высокой степени; изобретение новых способов решений в конкретных задачах; формирование своей точки зрения и способность стратегически решать цели и задачи; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, склонность искать и формулировать общие закономерности; ребенок быстро и легко усваивает полученную информацию.

Под одаренностью понимают высокий уровень развития каких-либо способностей. Они определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями. Способности обнаруживаются у ребенка не ранее, чем в 3-4 года.  Главное, что объединяет всех одаренных – это умственная активность, большое стремление к познаниям. Познавательная потребность дается от природы, ее нужно развивать и именно от нее в самой значительной мере зависит развитие способностей.

У одаренного ребенка видно, что склонности и способности поддерживают и усиливают друг друга. Склонности — это стремления к деятельности, а способности — это возможности ее выполнения, и между ними существует общая взаимозависимость. К умственным особенностям одаренных детей могут быть отнесены их способность к сосредоточению внимания, быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.  Детская одаренность - это еще и проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества.

Одаренным детям присуще такое качество, как креативность, т.е. к креативным способностям личности можно отнести такие качества как оригинальность, гибкость, беглость. Способность сопротивляться стереотипам и видеть суть проблемы. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом или ее отдельные способности.

Проявление одаренности возможно и в творческом развитии. Внешние проявления творческого способностей многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие (речи и мышления), как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как любознательность ребенка, как его исследовательская активность и возможность достижения оригинальных решений.

«Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться..  Важной особенностью одаренности является не статическая, а динамическая характеристика. Она качественно меняется в ходе развития, и является постоянно развивающимся потенциалом, существующим только в динамике, движении и развитии.

Врожденные задатки одаренности - это только начало развития индивидуально-психологических особенностей личности и в огромной степени, зависящих от среды и характера деятельности. Признаки каких-либо способностей у ребенка, взаимосвязаны с возрастом и во многом определены темпом созревания и возрастными изменениями. Одаренный ребенк имеет умственную активность и большое стремление к познаниям, где важную роль играют родители и воспитатели, которые могут помочь определить и развить способности ребенка. 

Психологические особенности одаренных детей.

Работоспособность играет огромную роль в развитии таланта. Если одаренный ребенок не будет трудится и совершенствовать свои способности, его талант может «угаснуть» и не будет применим. Важной особенностью одаренных людей является способность сохранять контакты с тем миром, в котором он творит, при всем стремлении к уединению. Эти контакты позволяют увидеть миру открытия, произведения, шедевры, которые одаренные люди могут создать . Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека считается любознательность, которая на всех возрастных этапах является важной для успешного результата в какой - либо деятельности.   В раннем возрасте, детям присуще такое качество как любопытство, и очень важно чтобы со временем оно переросло в любовь к знаниям, т.е. в любознательность, тем самым сохранив то устойчивое качество, как познавательная потребность. Для одаренного ребенка интерес к знаниям, саморазвитию и познанию мира является важной особенностью для формирования его личности.  Среди качеств, характерных для категории одаренных детей, обязательно отмечается феноменальная память, которая берет свое начало на раннем развитии речи, абстрактном мышлении. При наличии хорошей памяти, дети с большей вероятностью воспринимают информацию и могут применить ее в действии. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Большой словарный запас, грамотное становление речи, все это предпосылки накопленных знаний, которые остаются в памяти и дают большую возможность для дальнейшего развития.   Наблюдения за психическим развитием детей, показывают, что память ребенка с возрастом развивается, изменяясь как по объему, так и в качественном отношении. Память формируется и изменяется в процессе его развития под влиянием условий жизни и воспитания. Развитие памяти взаимосвязано с самим субъектом и его окружающей действительностью, в которой существенное значение имеет деятельность ребенка с его целями и содержанием. Ребенок активно удерживает в памяти ту информацию, от которой зависит достижение положительного результата его деятельности.

«Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом».

Для одаренного ребенка характерна повышенная концентрация внимания. Ребенок глубоко погружается в задачу, может концентрировать свое внимание, даже при наличии существующих помех. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка как склонность к достаточно долговременным заданиям. Способность концентрировать собственное внимание на каком-либо объекте тесно связана с возможностью центральной нервной системы создавать очаги активности и очаги торможения. Очаг активности в головном мозгу, находящиеся в состоянии возбуждения, получил название доминанты. Благодаря этой способности мозга, посторонние факторы не только не отвлекают от стремления достичь главной цели, но напротив, даже усиливают это стремление.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Ощущение является первым этапом обработки информации. Выделяется пять основных видов ощущений: обоняние, слух, вкус, осязание и зрение. Восприятие же позволяет получить информацию о предметах и явлениях в целом, т.е. можно сказать, что оно обрабатывает полученные ощущения и формирует некий результат.     Таким образом восприятие формирует полный образ, что состоит из полученных ощущений. У талантливых детей особое и своеобразное восприятие мира, отличное от других. Так, например, композитор Римский - Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного» слуха, что объясняется особенностями нервной системы. Благодаря этому, возникает ощущение тепла при взгляде на картину в оранжевых тонах, или возникают зрительные и цветовые образы при прослушивании определенных звуков. Так же можно отнести к одаренным детям великого Моцарта, который уже с 5 лет сочинял музыкальные произведения, которые сейчас известны всему миру. Вероятнее всего, что у одаренных детей действительно некоторые из ощущений развиты в большей степени и они могут пользоваться этим свойством для своих достижений.

"Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта".

Представление можно разделить на несколько типов, такие как; представление памяти, которое помогает нам воспроизвести из прошлого какой - либо предмет или явление; представление воображения, которое формируется на основе полученной в прошлых восприятиях информации, т.е. представления возникают не сами по себе, а в результате нашей деятельности и наших знаний. Представление характеризуются наглядностью образов, тем самым оно имеет близкое отношение к образам восприятия. Восприятие, мышление и речь всегда связаны с процессом представления, так – же, как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.  Для одаренного ребенка свойственно оригинальность мышления. Он способен выдвигать новые, неожиданные идеи, чем и отличается своим нестандартным мышлением.  Эта оригинальность может выражаться в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении текста, конструировании и другой деятельности. Так же, ребенок быстро и легко находит новые стратегии решения, умеет проводить ассоциации и устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями. Так, к примеру Ньютон осознал, что падение яблока, это не случайность, а явление, которое несет некий смысл, и которое можно сформулировать и доказать. Способность создавать что – либо самостоятельно, и не бояться критики, еще одна особенность такого рода мышления. Ребенок с развитым творческим мышлением стремится искать объяснение привычному и обыденному, он не подвержен стереотипам и готов к нетрадиционному видению каких – либо явлений. Берясь за сложную задачу, он может создавать не один, а множество вариантов решений, при этом получая удовольствия от процесса вне зависимости от его результата.  В то же время существует вариант мышления, когда человек стремится найти единственное и правильное решение, в результате которого завершает свою работу, если решение найдено.

Воображение – это способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия.

Воображение позволяет создавать новые чувственные или мыслительные образы, преобразовывать отражения действительности.  Воображение зависит от возрастной закономерности. Дети от 3 до 5 лет строят образы, основываясь на реальности. У детей в возрасте от 4 до 5 лет снижается продуктивное воображение, т. к. дети живут в определенных нормах и правилах социума. В 6 – 7 лет у них появляется новый тип построения воображаемого образа, где оригинальность и продуктивность имеют значимое место.  Одной из главных особенностей одаренных детей является фантазия. Отличие ее от воображения в том, что это вымысел, основанный на образах, возникающих в подсознании. Тогда как воображение – это мыслительный, познавательный процесс. Воображение может быть внешним, т.е. отображение внешних факторов и впечатлений и внутренним, где воображение формируется из элементов, взятых изнутри, от собственных переживаний и эмоций. Воображение формируется в процессе творческой деятельности ребенка и играет важную роль для создания собственных творений, которые будут оценены обществом. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.  Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации-все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков]. С помощью речи происходит общение между людьми и обмен информации. Важной особенностью одаренного ребенка выделяется формирование в раннем детстве речевого слуха, артикуляции. Он чаще других задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное и пересказывает услышанное. Словарный запас у него значительно выше.  Одаренный ребенок значительно раньше других превращает средство речевого общения в процесс самостоятельного мышления. Для обыкновенного ребенка естественно выражать себя, свои чувства, мысли с помощью речи после того, как он начинает говорить, но одаренными это осознается и переживается иначе. Ребенок глубоко чувствует особенность речи, слова для него интересно рифмуются и сочетаются. Сочинения таких детей более оригинальны и выразительны. Однако, не исключается тот факт, что высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок может не являться признаком одаренности. Иногда развитая речь может являться только одним усвоенным показателем развития и иметь не достающее развитие наглядно – образного мышления, воображения, слабое владение детскими видами деятельности.

Описанные психологические процессы, которые свойственны каждому человеку, в одаренном ребенке преобладают, в той или иной степени. Они дают стимул для дальнейшей деятельности. Важно понять и выявит эти особенности. Если у ребенка одно из качеств сильно развито, то можно сказать, что есть вероятность достичь высоких результатов в его обучении, а также, каждому ребенку необходимо развивать эти качества для дальнейших успехов в учебе, творчестве, спорте и становлении личности.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Как понять, что у вас одаренный ребенок

6 главных признаков того, что ребёнок одарён самой природой....