Музыкотерапия
консультация на тему

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В данной статье представлен музыкальный материал  необходимый для регулирования психоэмоционального состояния, "музыкальная аптека"   и лечебные музыкальные инструменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya.doc184.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. 

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т.е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.

Нужны ли  наушники?

- Если говорить об обычных наушниках, то в помещении с нормальной акустикой удобнее обходиться без них. А вот с помощью микронаушников музыкой можно воздействовать на точки акупунктуры. Для этого их прикладывают к соответствующим местам на коже и закрепляют на время сеанса обыкновенным пластырем. Иногда бывает очень полезно совмещать обычное прослушивание с такой музыкальной аппликацией.

- Неужели человек умеет "слушать кожей"?

- Нет, здесь работает другой механизм. Дело в том, что каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания складываются в своего рода мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.
Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, но когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны, вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего внутреннего "оркестра".
 

А можно ли лечить музыкой детей?

  Организм ребенка требует особо бережного отношения. Исследования в области музыкальной терапии детей ведутся очень активно. Недавно получены очень интересные результаты. Выяснилось, что музыкотерапия может помочь детям научиться правильно общаться друг с другом, если они испытывают трудности при контакте со сверстниками.

Хорошо действует музыка на ребят с отставанием в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Однако на сегодняшний день педиатров, профессионально занимающихся музыкотерапией, у нас в стране нет. Но есть надежда, что примерно через год они появятся.


Какие надежды в будущем связывают врачи с лечением музыкой? 
- Уже сегодня можно уверенно говорить о новых перспективах применения музыкотерапии. Например, эксперименты показали, что духовная музыка активизирует клетки организма и мешает размножению ряда патогенных бактерий. Так что не исключено, что со временем и инфекционные заболевания можно будет излечивать с помощью хоралов Баха или "Всенощной" Рахманинова. И это не фантастика. Вспомним, что на Руси в стародавние времена было принято беспрестанно звонить в колокола во время эпидемий. Современные данные позволяют оценить медицинский смысл этого обычая. Так что в этом новом современном способе лечения мы снова возвращаемся к своим традициям.
                                                                                   
 

Программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.


1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. 
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Штраус "Вальсы",
Рубинштейн "Мелодии".
2.
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3.
Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
4.
Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
5.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" 1,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эдмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".

Факт «Находка»: во время прослушивания музыки работа сердца и дыхания копирует ритм музыкального произведения

Факт Осторожности: детям полезны не все классические произведения («Венисбергская сцена» Вагнера, некоторые произведения Рихарда Штрауса, Шопена – могут «заразить» апатичностью, слабостью, страданием)

Факт «Рецепт»: при первых же звуках любимых пьес у кормящих мам прибывает молоко, у деток лучше переваривается пища

Факт «Запрет»: Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму

Факт «Мотиватор»: классическую музыку перинатальные психологи называют "школой эмоций"

«Музыкальная аптека»

«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь» 
Лечим: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»)

«Головка болит»
Лечим: «Весенняя песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского

«Животик болит» 
Лечим: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)

«Не думается» 
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)

«Болит, болит, болит»
Лечим: анальгетики в мире звуков -  Бах, Гендель

«Уснуть не могу»
Лечим: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колысаночки» (фольклор)

«Мне грустно»
Лечим: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди

«Горлышко болит» 
Лечим: лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов

На все случаи жизни для малыша – Моцарт!

 «Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них. 

Лечебные музыкальные инструменты:

Инструмент - Фортепиано, аккордеон 
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения
Эффективное время суток - утро

Инструмент - Гитара 
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце 
Эффективное время суток – полдень

Инструмент - Флейта 

Действие - восстанавливает функцию печени 
Эффективное время суток - вечер, ночь

Инструмент - Скрипка 

Действие - активизирует тонкий кишечник 
Эффективное время суток –день

Инструмент - Саксофон 
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер

Инструмент - Труба
Действие - улучшает работу поджелудочной железы 
Эффективное время суток - утро

Инструмент - Арфа 
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер

Инструмент - Барабан 
Действие - Укрепляет иммунитет 
Эффективное время суток – утро

 

Советы для родителей.

1. Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.

2. Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.

3. Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с детьми.

4. Водите ребёнка в театр, на концерт, где участвуют дети.

5. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок почаще слушал и смотрел детские музыкальные телепередачи.

6. Накапливайте детскую фонотеку.

7. По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.

8. Музицируйте дома с детьми (пойте, играйте на муз. инструментах, танцуйте).

9. Предлагайте детям разнообразную музыку.

10. Отдайте ребёнка в музыкальную школу (по возможности).

11. Обсуждайте с детьми просмотренные спектакли, концерты.

12. Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.

13. Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.

14. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте на утренниках и вечерах развлечений в детском саду.

15. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на «звуки музыки» вокруг нас (музыку природы).

16. После концерта или спектакля побуждайте ребёнка к передаче впечатлений в рисунке, рассказе и других формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...