Основные причины детской лжи
статья (старшая группа) на тему

Малазониа Татьяна Витальевна

Основные причины деттской лжи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_prichiny_detskoy_lzhi.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Основные причины детской лжи

Среди основных причин детской лжи можно выделить следующие:

1. Желание показаться лучше, чем он есть на самом деле

2. Страх наказания

3.Самооправдание

4.Улучшение социального статуса

5.Противоречие ожиданий ребёнка

6. Ложь патологического характера.

Рассмотрим каждую из причин отдельно, чтобы понимать, как быть в том или ином случае.

Желание получить то, что запрещают родители .

Как это происходит? «Папа разрешил мне взять конфеты!» (а папы и дома не было). «Я не знала, сколько времени, вот я и опоздала домой» и т. д.

Как быть? Если в вашей семье слово «нельзя» повторяется чаще других, то ребёнок вынужден будет отстаивать свои права и интересы с помощью лжи. Лучше пересмотреть свои запреты и уменьшите их количество. Оставьте те, которые связаны с безопасностью ребёнка, его режимом и традиций питания, а также некоторыми воспитательными моментами. Получив немного больше самостоятельности, ребёнок почувствует свободу и будет воспитывать в себе чувство ответственности за поступки. Кроме этого, объясните ребёнку, что желаемое можно получить с помощью других средств, например с помощью просьбы и объяснения, почему ему это нужно, а также выполнения обозначенных родителями правил.

Желание показаться лучше, чем он есть на самом деле

Как это происходит? Ребёнок может начать повествовать о своей необычайной силе, ловкости, уме, смелости, выносливости, хотя взрослым будет ясно: он пытается выдать желаемое за действительное.

Как быть? Как к этому относиться – как ко лжи или как к фантазии? Этот симптом весьма тревожен. Ребёнок врёт, чтобы заинтересовать родителей. Почему? Может, ему не достаточно тепла, ласки, внимания, любви, заинтересованности, реальной поддержки. Одна их главных задач родителей — нужно простимулировать развитие способностей своего ребёнка и объяснить, что каждый человек имеет свои таланты. Кто-то хорошо катается на скейте, кто-то великолепно поёт или танцует, а кто-то знает всё про египетские пирамиды или космос. Вот и надо развивать и показывать свои реальные способности, и тогда врунишкой или хвастунишкой никто не будет считать.

            Страх наказания

Как это происходит? Если ребёнок понимает, что за случайно разбитую чашку его могут лишить чего-то хорошего или, хуже того, отлупить, он изо всех сил будет стараться скрыть «следы преступления».

Как быть? Слишком часто и строго наказывая ребёнка, родители провоцируют его желание избежать их любым способом. Лучше принимать решения по поводу наказанию по факту: разбил – нужно убрать, сломал – нужно починить, получил двойку – нужно позаниматься и исправить. Это будет справедливо, так как такое отношение не оскорбит достоинство ребёнка, вследствие чего он не захочет прибегнуть к обману.

Самооправдание

Как это происходит? Иногда ребёнок понимает, что совершил плохой поступок, начинает что-то бормотать, много всего говорить, пытается объясняться, чтобы оправдать себя, например: «Он первый начал!». После чего выдаётся рассказ о том, как обидчик начал первым, какие обиды он причинил и т. д. Заметьте, что «обидчик» рассказывает аналогичную историю.

Как быть? Такое враньё искоренить сложнее всего. Эта ложь – как пятновыводитель, призвана привести самооценку «пострадавшего» в норму. Попытайтесь дать понять ребёнку, что вы его всё равно любите, даже если именно он «первый начал». Обсудите произошедшее на дружеской ноте, и тогда обмана будет меньше.

Улучшение социального статуса

Как происходит? Иногда дети склонны выдумывать просто невероятные истории о своих родителях: о их богатстве, о игрушках, которые дарят тоннами, о поездках в дальние страны, о том, как папа по ТВ чуть ли не каждый день выступает. Это мечты о лучшем существовании говорят о неудовлетворённости ребёнка своим социальным статусом. Такие вещи ребёнок может понимать уже в 3–4 года, а в 5 лет он уже неплохо будет ориентироваться в том, кто богат, а кто беден.

Как быть? Если обман ребёнка «статусный», нужно подумать, есть ли возможность дать ему хотя бы часть того, о чём он так мечтает? Может, не «просто так», а чтобы ребёнок приложил немного своих собственных усилий. В отношении «жадных» дошколят, которые безудержно желают получить все игрушки на земле, поясните, что это нереально, но зато можно время от времени получать хорошие подарки.

Противоречие ожиданий ребёнка

Как это происходит? Допустим, девочка любит рисовать, а мама видит её музыкантом; мальчик желает записаться в радиокружок, а папа видит его талантливым переводчиком. Пока родители отсутствуют дома, они рисуют и конструируют, а потом обманывают, что усердно занимались музыкой или английским. Или ребёнок с вполне средними способностями, которого родители хотят видеть отличником, рассказывает о необъективности учителей, оправдывая свой невысокий уровень успешности.

Как быть? К сожалению, происходит так, что ожидания родителей — тяжкий груз для детей. Это является тревожным симптомом. Подумайте, не противоречат ли ваши ожидания задаткам и интересам ребёнка? Нечестно заставлять его проявлять способности и достигать целей вместо вас (в соответствии с вашими не исполненными детскими мечтами), «за вас в детстве». Поймите, что ваш ребёнок идёт своим путём, и, если вы создадите благоприятные условия для развития того, что у него получается лучше всего, обмана будет меньше.

Патологическая детская ложь встречается нечасто, и она требует консультаций у специалистов-психологов в каждом отдельном случае.

                                                Ложь детей разного возраста

Дошкольник фантазирует, рассматривая книгу .Сложно отличить ложь от фантазии у детей дошкольного возраста.  «Впервые дети могут соврать 3-4 года. А в возрасте 6 лет ребёнок будет уже чётко понимать, что он осознанно лжёт».

Посмотрим, как проявляется детская ложь в разном возрасте: 4-5 лет. Дошкольники могут путать реальность с вымышленным миром, поэтому они выдают желаемое за действительное — таковы особенности их развития. Ложь детей этого возраста нельзя воспринимать как противоположность правды. Это, скорее, фантазия. 7-9 лет. В сознании младших школьников уже появляется рубеж между реальным и вымышленным миром. Дети экспериментируют с возможностями лжи, зная, что их слова — неправда. Родители должны знать, что за частой ложью могут стоять более серьёзные проблемы, в которых лучше разобраться.

                                           Как научить ребёнка быть честным

Если вы заметили, что ваш ребёнок пытается использовать ложь во благо себе, подумайте, в чём проблема и как её искоренить. «Совет. В воспитании никак не обойтись без запретов, так как вседозволенность – это не выход из положения».

                         Как объяснить ребёнку, что любая ложь – нехорошее качество?

  Если вы заметили, что ваш ребёнок пытается использовать ложь во благо себе, подумайте, в чём проблема и как её искоренить. В этом случае необходимо проанализировать ситуацию и выяснить причины нечестности. Ведь дети обычно не врут просто так: к этому провоцируют их сложившиеся обстоятельства. Спокойно разобравшись в причинах лжи, родителю несложно будет достигнуть положительного результата.  Нужно чаще беседовать с ребёнком на темы добра и зла, разбирая разнообразные ситуации, используя примеры детских фильмов и мультфильмов, сказок. Демонстрируйте свой позитивный пример. К примеру, когда папа дома, а вы говорите по телефону, что его нет, вы показываете ребёнку, что ложь – это вовсе не плохо.

   Нужно разговаривать с детьми, делиться своими переживаниями, и обсуждать все их проблемы. Нужно всегда стараться помочь, и даже если Вы не можете чего-то сделать, ребенок должен твердо знать и верить в то, что Вы всегда на его стороне.

    Ну, и конечно, меньше разговоров и больше дела! Вы сами должны стать примером честности и порядочности. Не нужно врать на глазах у собственных детей. Даже по мелочам, когда не хочется объяснять друзьям, почему Вы не можете помочь, или рассказывать родственникам, почему не навестите их на выходные. Ведь мы в подобных ситуациях всегда «лежим с температурой,

больным горлом и не можем выйти из дома». А потом удивляемся, почему дети симулируют болезнь, когда ленятся идти в школу.

Трудно точно определить, что происходит в голове у ребенка, в момент, когда он обманывает, чтобы потом помочь ему. Поэтому очень важно изначально создать в семье приятную и легкую атмосферу доверия и уважения. Ребенок, который растет в любви, а главное имеет возможность наблюдать доверительные отношения своих родителей, не будет ничего от них скрывать.

Родители и дети должны иметь дружеские отношения, не стоит выстраивать в семье иерархию, и тем более не нужно ждать от детей подчинения. Вы должны быть открыты к обсуждению любых вопросов и предоставлению любой помощи. Ребенок не станет врать лучшему другу, и было бы хорошо, чтобы таким лучшим другом были мама или папа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дефекты звукопроизношения и их основные причины. Нормы речевого развития»

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. На ранних этапах речевого развития  слова и фразы произносятся искаженно. Это ...

консультация для родителей Ребенок не говорит (основные причины появления задержки речевого развития)

С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» - с такими словами прихо­дят на прием мамы двух -трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае трево...

Основные причины эмоционального неблагополучия

Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Чтобы найти правильный подход ...

Памятка для воспитателя "Основные причины эмоционального неблагополучия детей"

Памятка для воспитателя, в которой говорится о причинах эмоционального неблагополучия детей...

Основные причины заболевания детей в детском саду

Основные причины заболевания детей в детском саду....

Основные причины нарушений детско-родительских отношений.

  Детско-родительские отношения представляют собой подструктуру семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношение родителя к ребенку, а так же ребенка к родителю....


 

Комментарии

Шептикина Ольга Борисовна

Спасибо Вам большое за полезный материал!