Музыкотерапия.
консультация (старшая группа) на тему

Байгуз Инна Петровна

 

Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыкотерапия.40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия.

 

Музыкотерапия представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т. д.

По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка. Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют её в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Одной из ведущих концепций в образовании на сегодняшний день является «здоровьесбережение». Это широкое понятие связано с необходимостью беречь и сохранять здоровье воспитанников во всём его комплексном проявлении – здоровье души и тела.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

О целительной силе искусства известно с незапамятных времён. Тот факт, что музыка лечит, изменяет настроение, воздействует на наш организм – не вызывает сомнения и всё это существует с тех пор, как возникла музыка.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка, процессу музицирования отводится не маловажное значение. В связи с этим в дошкольном учреждении поставлены задачи:

1. Создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии;

2. Внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.

ЗВУКОТЕРАПИЯ

Комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основан на использовании звука в лечебных целях. Это один из самых распространенных и популярных видов терапии, помогающей не только справляться с жизненными трудностями, но и возобновлять жизненную энергию, успокаивать нервную систему, вносит гармонию в нашу жизнь, оказывать общее исцеляющее действие на организм человека является воздействие звуков.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Лечебное пение или вокалотерапия - средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций. 

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы.

Большое внимание в детском саду уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным.    

Таким образом, применяют:

- Интонационное приветствие, в котором применялись звуки О-И-Э. Они приводят в действие весь организм, дают команду всем клеткам настроиться на работу, и направлены на укрепление здоровья ребенка.

- Пропевание русских народных песни активизирует энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

- Дыхательное упражнение способствует вентиляции легких и насыщению крови кислородом. Артикуляционная гимнастика развивает подвижность и укрепляет мышцы губ, укрепляет мускулатуру языка и щек.

РИТМОТЕРАПИЯ

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают дошкольнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

СКАЗКОТЕРАПИЯ -  является самым древним психологическим и педагогическим методом. Под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Она предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души детей мягче, отзывчивее, добрее.  Сказкотерапия, как здоровьесберегающая технология, интегрирует все технологии арт-педагогики для развития личности, ее творческих способностей и оздоровления. Проведённые исследования доказывают, что сказкотерапия развивает и раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляцию, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость, для реализации сказкотерапии как здоровьезберегающей технологии разработаны проекты сказок, в которых интегрируются: рассказ, упражнение, игровая деятельность, показ, подражание, выразительное исполнение, тактильный метод.

ИГРОТЕРАПИЯ – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс, совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо ситуации, поданной в игровой форме. Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Педагог должен учесть желания каждого ребёнка, сделать так, чтобы игра приносила детям радость.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающие технологии, определяется качеством каждого из этих приемов и их грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.