«Играя, развиваем речь»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Шелкова Татьяна Михайловна

Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею серьезная наука и немалое искуство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx86.52 КБ
Файл metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Играя, развиваем речь»

http://ppt4web.ru/images/1194/30014/640/img7.jpg

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Следует отметить, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов устной речи.

Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру». Дидактические игры по развитию речи помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй. Если ребёнок не слышит звуков, он неправильно произносит окончания и поэтому допускает ошибки при согласовании слов в предложении, а также при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки или «Продолжи ряд». Их можно применять при изучении любой лексической темы. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т. п., при этом развивая ещё и творческое воображение.

 Часто используют лабиринты при изучении любой лексической темы: «Помоги Машеньке добраться до дома» (называем листья, упавшие с деревьев, «Поможем ёжику найти маму» (называем все съедобные грибы, «Помоги гусенице превратиться в бабочку» (называем насекомых) и т. п. Все эти игровые лабиринты помогают закрепить лексический материал. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать и в компьютерном варианте, и с картинками (демонстрационный и раздаточный материал). Их можно также использовать для аппликации.

Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Для развития кисти и пальцев рук подойдут упражнения «Фокус» или «Спрячь пакетик», также пробки, решётки. Для развития силы кистей рук – сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - всю одежду постирала, милой маме помогу, все прищепки соберу). Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно. (Кусается сильно котёнок-глупыш. Он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!).

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка. Например, очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало?». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного предмета (предметов). Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Воспитателям необходимо следить за тем, как ребёнок произносит окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными. Игра «Узнай овощ» или «Узнай фрукт» (в зависимости от изучаемой лексической темы) с использованием мнемотаблиц. Известная игра «Чудесный мешочек». Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий: «Достань и назови ласково», «Чьи покупки?», «Назови и придумай предложение» и т. п. Также, я думаю, знакомая всем игра «Кто, где живёт?» по лексической теме «Дикие животные» на закрепление названий жилищ животных.

Игра «Прятки» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. прятать и искать. Необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву», «Буква оживает», «Живые звуки»

Используя эти и другие игры в работе по развитию речи, педагогам необходимо помнить о том, что именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. Чем ярче, красочнее игры и игровые пособия, тем интереснее ребёнку играть и тем лучше будет результат. Но надо помнить, что речевой материл, не должен быть перенасыщен и поставленные задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка!

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Играя, развиваем речь»

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Следует отметить, что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов устной речи.

Развитие речи - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные игры и игровые приемы. Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру». Дидактические игры по развитию речи помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание – умение сосредоточиться на поставленной цели.

Начнём мы, пожалуй, с самого важного, с того, с чего необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй. Если ребёнок не слышит звуков, он неправильно произносит окончания и поэтому допускает ошибки при согласовании слов в предложении, а также при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки или «Продолжи ряд». Их можно применять при изучении любой лексической темы. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т. п., при этом развивая ещё и творческое воображение.

 Часто используют лабиринты при изучении любой лексической темы: «Помоги Машеньке добраться до дома» (называем листья, упавшие с деревьев, «Поможем ёжику найти маму» (называем все съедобные грибы, «Помоги гусенице превратиться в бабочку» (называем насекомых) и т. п. Все эти игровые лабиринты помогают закрепить лексический материал. Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления: «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать и в компьютерном варианте, и с картинками (демонстрационный и раздаточный материал). Их можно также использовать для аппликации.

Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Для развития кисти и пальцев рук подойдут упражнения «Фокус» или «Спрячь пакетик», также пробки, решётки. Для развития силы кистей рук – сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - всю одежду постирала, милой маме помогу, все прищепки соберу). Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку, прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно. (Кусается сильно котёнок-глупыш. Он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!).

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка. Например, очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало?». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного предмета (предметов). Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Воспитателям необходимо следить за тем, как ребёнок произносит окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными. Игра «Узнай овощ» или «Узнай фрукт» (в зависимости от изучаемой лексической темы) с использованием мнемотаблиц. Известная игра «Чудесный мешочек». Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий: «Достань и назови ласково», «Чьи покупки?», «Назови и придумай предложение» и т. п. Также, я думаю, знакомая всем игра «Кто, где живёт?» по лексической теме «Дикие животные» на закрепление названий жилищ животных.

Игра «Прятки» направлена на практическое употребление предлогов в речи, согласование слов в предложении, а также на развитие мышления и зрительного внимания. прятать и искать. Необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву», «Буква оживает», «Живые звуки»

Используя эти и другие игры в работе по развитию речи, педагогам необходимо помнить о том, что именно через игру ребёнок дошкольного возраста учится, развивается, взрослеет. Чем ярче, красочнее игры и игровые пособия, тем интереснее ребёнку играть и тем лучше будет результат. Но надо помнить, что речевой материл, не должен быть перенасыщен и поставленные задачи должны соответствовать возрасту и возможностям ребёнка!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет.«Играя, развиваем речь»Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, од...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь».

Особенности развития речи детей старшего возрастаРечь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллек...

Методическая разработка по развитию речи для детей 5-6 лет. «Играя, развиваем речь»

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром....