Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию произведений изобразительного искусства."
статья на тему

Ковалева Ирина Леонидовна

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой личности. Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание и формирование личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию произведений изобразительного искусства.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручку к красивой яркой игрушке и замирает услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже избирателен в выборе красивого, имеет собственное мнение о прекрасном и сам «творит» красивое, чтобы удивить и восхитить взрослых умением видеть окружающий мир. Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.

Незаменимым средством восприятия красоты и формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко дошкольнику.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой личности. Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание и формирование личности ребенка.

Эмоциональное развитие имеет огромное значение в становлении личности ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми яркими наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия- это духовный заряд детского творчества».

Искусство пробуждает у детей эмоционально творческое начало. С помощью живописи дошкольник понимает гармонию природы, красоту человеческой души, радость духовной жизни.

При рассматривание картины дети, анализе изображенного на ней, дети учатся устанавливать взаимосвязи в содержание картины: не только отвечать, что видит  ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему художник посветил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Взрослый подчеркивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает с помощью цвета, композиции, мимики, жеста.

Любое произведение искусства строится по определенным представлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так ребенка подводят к осознанию замысла художника, к пониманию связи между содержанием картины и выразительными средствами.

Особое место живопись занимает в развитие речи ребенка. Ведь речь ребенка- показатель того насколько он понял содержание картины. Приобщая детей к искусству необходимо учитывать особенности развития словаря, связной речи, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка. Необходимо использовать средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова обозначающие нравственные качества людей, а также специфические изобразительные термины- холодный и теплый тон, светотени, цветовые пятна, гамма цветов;, слова связанные с композиционным построением картины- план картины, построение в круг, в треугольник, линия движения.

С помощью живописи развивают мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение, сравнивать и объяснять, использовать внутреннюю речь. Внутренняя речь помогает спланировать и высказать свои суждения. Более полное познание детьми предметов изобразительного искусства позволяет формировать у них первоначальные основы мировоззрения.

Искусство способствует развитию различных чувств. Так при знакомстве  с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам деятельности человека, отношением его в процессе труда, к ценностям который создает народ. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом других людей, изображенных художником, и переносить воспринятые способы взаимоотношений в жизненные ситуации. Учить дошкольников видеть в живописи красоту человеческих поступков, сравнивать изображенное с реальной жизнью- значит развивать их эмоциональные и эстетические чувства, которые проявляются сначала в речевых реакциях, а потом и в собственной художественной деятельности.

Опыт показывает, что из различных живописных жанров дети отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Мотив понятен: они созвучны опыту детей, так как со многими предметами и явлениями в таких картинах дети сталкиваются ежедневно, подобные картине чувства не раз ими переживались.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится более устойчивым. Это создает основу для развития планомерного и логического восприятия содержания картины. Существенно меняется образные память и воображение: увеличивается объем сохраненных представлений: они становятся осмысленными, четкими и системными. Своеобразие развития памяти и воображения способствуют восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений. Старший  дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать верные выводы.

Высокий познавательный уровень старших дошкольников помогает формировать у детей эстетические оценку и отношение: умение видеть прекрасное и безобразное. На этой основе формируется творческое воображение в самостоятельной деятельности.

У детей совершенствуются моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер. Дети выделяют нравственную ценность картины. Понимание художественных образов в произведение вызывают у детей сильные чувства сопереживания к героям произведения. Оценивая содержание картины, они меняют собственное поведение в соответствие с идеалами художника. При целостном ознакомлении с искусством у детей изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает видеть красоту красок, оттенков, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее рассматривание- тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете.

В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности. Они правильно воспринимают выразительные средства- как форму передачи содержания произведения, его настроения. Дети легко выделяют цвет в картине, так как он им хорошо знаком.  Они постоянно рисуют, играют с цветом, легко увязывают его с настроением картины. Кроме цвета, дети хорошо улавливают мимику лица, позу, жесты. В лицах прежде всего рассматривают губы, затем глаза, брови. Труднее детям дается выделение композиционного построения картины. Они легко выделяют композиционный центр, затрудняются ответить на вопрос: почему именно так изображена композиция, что этим хотел показать художник? Дети усваивают, что композиционный центр можно выделить цветом, величиной, формой. Они самостоятельно могут «прочитать», что художник самое главное пишет в центре картины.

В дальнейшем ими определяются разные способы композиционного решения, однако установить зависимость между композицией и основной идеей дети еще не могут. Им нужна помощь взрослого, который научит их всматриваться в картину. Если содержание картины вызывает у ребят интерес, то они самостоятельно начинают рассматривать ее, делать интересные для себя открытия. Воспринимать самостоятельно ритм, линию, светотень старшие дошкольники самостоятельно не могут. Это умение формируется в системной работе по ознакомлению с живописью.

Встреча с подлинным искусством в музее оказывает более сильное эмоциональное воздействие, чем репродукции, побуждает у детей интерес к глубокому рассматриванию и к живописи вообще.

Ходите с детьми в музеи и выставочные залы.

Приобщайте детей к прекрасному,

Ведь красота спасет мир.

Ковалева Ирина Леонидовна.

Санкт Петербург 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Выпускная квалификационная работа

Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает  спо...

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ презентация

Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении,  в то...

К проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на материале произведений изобразительного искусства

Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе всё большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...

Самообразование воспитателя на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста

Восприятие произведений изобразительного искусства детьми дошкольного возраста Восприятие – способность воспринимать явления окружающего мира.Процесс восприятия включает в себя субъект...