Консультации для родителей
консультация на тему

Консультация для родителей "Музыка и речь" старшая, подготовительная логопедическая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыка и речь

 (консультация для родителей)

О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество свидетельств, как с помощью пения и музыкальных инструментов людей избавляли от тяжелых болезней.

Например, слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. В Риме врачи использовали музыку как противоядие от укусов ядовитых змей. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя от приступов тяжелой депрессии. В «Одиссее» Гомера рассказывается, как от музыки и пения переставали кровоточить раны.

В настоящее время, музыка чаще используется в психотерапевтических целях (для нормализации душевного состояния людей). Но, определенное  влияние музыка оказывает на здоровье человека в целом, в том числе и на его речь.

Сегодня мы рассмотрим вопрос, о том, как пение влияет на здоровье  дошкольника, в том числе на его речь.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети очень любят петь. В процессе пения у них развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

     Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Для этого на занятиях мы используем фонопедические и оздоровительные упражнения.

 Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

  Речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Детям  нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.  Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Исполнение песен детей дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность детской речи. Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ».

Таким образом, обучение пению способствует:

− развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти и др.;

− активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

− развиваю и укреплению дыхательной системы, что особенно важно в детском возрасте;

− тренировке мышц гортани, голосовых связок;

− улучшению тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;

− расширению диапазона голоса;

− созданию благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

В заключении, хочется отметить, что музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

Советы родителям

  1. Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь, он должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
  2.  Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если ваш ребенок поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
  3.  Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам ребенка, подпевайте ему.
  4.  Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

 



Предварительный просмотр:

Роль сказки в музыкально-художественном развитии детей дошкольного возраста

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.

Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.

Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.

Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».

Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности.



Предварительный просмотр:

Музыкальная терапия

 Музыкотерапия - прекрасный способ лечения нервных расстройств, гипертонии, бессонницы, депрессий, неврозов, и др. Чаще прочих рекомендуется слушать жизнерадостную музыку Шуберта, Глинку, Чайковского и Моцарта (у последнего особенно "Рондо", вальсы, романсы).

        

 Отделение музыкальной терапии открылось при Академии Гнесиных, о чём профессор, доктор медицинских наук С.В. Шушарджан сказал в "Парламентской газете": "Музыкальная терапия в Европе имеет многовековую историю. Самая древняя притча, связанная с лечебным воздействием музыки, представлена в Ветхом Завете: Давид, одухотворённо играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.

 Связь музыки и медицины древние греки символизировали в Апполоне - покровителе искусств, и его сыне Эскулапе - покровителе врачевания. Попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на человека стали предпринимать в конце XIX - начале XX века. В работах таких известных учёных как Бехтерев и Тарханов, появились данные о благотворном влиянии музыки на нервную систему, кровообращение. В Европе эти исследования продолжились, и вот уже полвека музыкальная терапия существует как самостоятельная дисциплина. Около ста (!) университетов готовят специалистов этого профиля."

 Данные о влиянии музыки на человеческий организм накапливаются, и существуют уже разработки, включающие в себя мелодии, влияющие на определённый внутренний орган (сердце, желудок, печень, почки, и др.).

 Для моделирования своего настроения попробуйте использовать следующие произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении слушайте "Утро" Грига, "Полонез" Огинского;

  • при угнетённом меланхолическом настроении - "К радости" Бетховена, "Аве Мария" Шуберта;

  • при раздражительности, невозможности сдерживать себя - "Хор пилигримов" Вагнера, "Сентиментальный вальс" Чайковского (все вальсы вообще обладают успокаивающим гармонизирующим действием);

  • расслабляющим воздействием обладают произведения Баха (например, "Прелюдии №1, №8", "Хор"), Шопен "Прелюдии № 4, №13, №15", "Баркарола" Чайковского, "Пастораль" и "Старинная песенка" Бизе, "Соната до-мажор (часть 3)" Леклена, "Лебедь" Сен-Санса, романс из кинофильма "Овод" Шостаковича, популярные темы "Истории любви" Лея и "Yesterday" Леннона, "Элегия" Форе;

  • при рассеянности, снижении внимания - "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Грёзы" Шумана;

  • тонизирующее воздействие оказывают мелодии "Чардаша" Монти, "Кумпарситы" Родригеса, "Аделиты" Пурсена, "Шербургских зонтиков"Леграна;

  • мелодии, способствующие мобилизации и формирующие чувство уверенности в себе - "Мелодия" Глюка, "Прелюдия №17" Шопена, "Мгновение" Таривердиева, Бизе, "Тореадор" Щедрина.

 Если перечислять имена композиторов, чья музыка доказано благотворно влияет на самочувствие человека, первым в списке, конечно, окажется гениальный Моцарт. Терапевтическим воздействием обладают так же мелодии Баха, Вивальди, Бетховена, Шуберта, Гершвина, Грига, Гайдна, Дворжака, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, а так же оперные арии и фолк без аккомпанемента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...