Воспитание культуры у дошкольников
консультация на тему

Ковалева Майя Салмановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_povedeniya_u_doshkolnikov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения у дошкольников

Актуальность проблемы

Культура поведения дошкольника – совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Для родительского собрания мы побеседовали с детьми. Им были заданы следующие вопросы: «Какие вежливые слова ты знаешь?», «Кто такой вежливый человек?», «А ты вежливый?», « Почему?».

Предлагаем послушать наиболее интересные ответы.

Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью... Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10 –11 лет.

Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей.

Много лет люди создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, приеме гостей и сервировке стола –словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200

-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.


Существует ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Именно об этом наш разговор. Беседа с родителями:

1.Первый вопрос: «Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?» (ответы родителей - здоровается, прощается, благодарит за помощь, бережно относится к игрушкам, к труду, способен с другими детьми делить игрушки, чуткий, внимателен к настроению  мамы, моет руки перед едой, вытирает полотенцем руки, пользуется носовым платком)

2. Второй вопрос: Так  с чего следует начинать воспитание культуры поведения?  Автор книги «Азбука вежливости» Л. Смирнова даёт такой совет:  «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы».

Пусть иногда в комнате ребенка появляется фея в волшебном фартуке, в котором находится секрет. Пусть от нее придет записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности.

3. Третий  вопрос: Что по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер? Именно вы, родители, - авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем. Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: "Ваше собственное поведение -самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты - всё это для ребёнка имеет большое значение".

4.Четвертый вопрос: Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и  хороших манер (личный пример, доверительное общение с ребенком, разговор по душам в вечернее время, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребенка людьми, сравнение поступков ребенка с поступками какого-либо героя, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества - круг общения).

5. А как вы думаете надо ли хвалить ребёнка? Как часто? За что именно? Какими словами? Конкурс "Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?" (передаётся игрушка по кругу)

Вывод: Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Хвалите ребёнка, и вы увидите, насколько быстрее ребёнок будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы  ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.

Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень внушаемы. Поэтому, если ребенку постоянно говорят, что он плохой, балованный и т.д., он постепенно начинает воспринимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение становится для него стереотипным, т.е. характерным. И тогда ни один великий педагог не сможет исправить ситуацию. Родители, желающие применить к таким детям силовые меры воздействия в виде

морального давления, имейте в виду —действие вызывает противодействие.

Сейчас я предлагаю игру, в которую вы можете легко играть со своим

ребёнком. Она называется «Ура и Фу». Эта  игра поможет вам в формирование у ребёнка позитивных навыков общения и поведения

Речевой этикет Ребенок усваивает  родную речь, подражая близким, так

называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы он  слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а  просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости?  Памятка «Правила поведения дошкольника»

Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого свой ответ будет сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения.

Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.


Памятка для родителей

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители будете соблюдать следующие правила:

  • Ведите себя деликатно по отношению к окружающим и в том числе к своим детям.
  • Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства сына или дочери, не кричите на ребенка не говорите при нем грубые слова ни в коем случае не принимайте в качестве воспитательной меры физические наказания.
  • Не делайте бесконечных замечаний по пустяковым поводам, где это возможно, поощряйте самостоятельность ребенка
  • Предъявляйте к детям единые требования. Если кто-то из взрослых не согласен с замечаниями другого, то осуждайте это в отсутствии ребенка.
  • Уважайте достоинство маленького человека, исключив в речи выражения: « Ты еще мал», « Тебе еще рано».
  • Не забывайте говорить ребенку: « Доброе утро! «, « Спокойной ночи», « Благодарю за помощь».
  • Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

Игра «Ура и ФУ» Инструкция: я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, ты говори «ура», если плохо –«фу»

Прогулка (Ломает лопатку, Катает друга на санках, Кормит птичек, Ломает чужую постройку, Помогает чистить снег на участке.)

Отношение к другим детям (Делится игрушками, Кусается, Дружно играет с ребятами. Дерётся. Щиплет за руку другого ребёнка. Бьёт малыша по лицу.

Царапает малышу лицо. Пачкает друга краской. Толкает друга в снег. Заступается за девочек. Помогает новенькому собирать конструктор. Помогает застегнуть пуговицу другому ребёнку. Помогает воспитателю отмыть краски. Помогает товарищу отряхнуть снег. Помогает товарищу, когда тот упал. Помогает товарищу вытереть грязь. Помогает товарищу восстановить постройку. Помогает подклеить книгу. Помогает достать упавший за забор мяч. Ставит подножку товарищу. Качает товарища на качелях. Отказывается играть в игру, в которую в которую не приняли друга.

Приносит свои игрушки и даёт всем поиграть. Обсыпает другого ребёнка песком. Толкает товарища с велосипеда. Ломает игрушки. Рвёт чужую книгу.

Прячет чужую игрушку. Отнимает у малыша игрушку. Прогоняет малыша с качелей. Расталкивает других детей, чтобы пройти первым к дверям. Не даёт другим  свои игрушки.

 Отношение к животным. Кидает камнем в кошку. Пинает ногой собаку. Кормит голодного котёнка. Кормит рыбок. Чистит клетку попугаю (хомячку) Наливает птицам воды. Разоряет муравейник. Вытаскивает рыбок из аквариума просто так. Выдёргивает перо у попугая.

Отношение к природе. Срывает цветы Поливает цветы Ломает ветки

Отношение к вещам Убирает игрушки Рвёт книги Ломает машинки Подклеивает книгу Чинит вместе с папой машинку Отрывает у кукол ноги

Пачкает книги


Родительские директивы, оценки и установки  в общении с детьми

(на основе классификации Н.Л.Кряжевой)

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

- Не будешь слушаться- с тобой никто не будет дружить

Замкнутость, отчужденность, конформность, безынициативность, угодливость, стереотипизация поведения

- Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

- Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, аутогрессия

- Радость ты моя!

- Нытик! Плакса!

Эмоциональная ригидность, внутренняя озлобленность, тревожность, безволие

- Поплачь, станет легче

- Ну что за ребенок! Все готов раздать!

Накопительство, отчужденность, задержка психического развития

- Молодец, что делишься с друзьями!

- Не твоего ума дело!

Робость, отчужденность, задержка психического развития

- А как ты думаешь?

- Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

Тревожность, страхи, мнительность

- Закаляйся, будь здоров!

- Неумейка! Откуда у тебя руки растут?!

Неуверенность, конформность, страхи

- Попробуй еще раз, все получится!

- Не кричи так, оглохнешь!

Повышенное психоэмоциональное напряжение, скрытая агрессия

- А давай ты скажешь на ушко

- Противная девчонка! (девочке) Негодник! (мальчику)

Осложнения межполового общения

- Все люди равны между собой

- Ты просто грязнуля!

Страхи, неразборчивость в межличностных отношениях

- Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

- Ты плохой, обижаешь маму, вот уйду от тебя к другому!

Осложнения межполового общения

- Все люди равны между собой

- Жизнь такая трудная, вырастешь – поймешь!

Трусость, пессимизм, безволие

- Жизнь прекрасна!

- Не ешь много сладкого – растолстеешь, любить не будут!

Комплекс неполноценности, мнительность, неуверенность

- Кушай на здоровье!

- Никогда не сноси обиды, давай сдачи!

Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции

- Люди всегда могут найти общий язык и договориться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения дошкольников.

Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив...

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

Сотрудничество детского садаи семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это св...

Консультация "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в ...

Русская народная подвижная игра в воспитании культуры здоровья дошкольников.

Здоровье детей – будущее страны. Поэтому важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период пребывания в детском саду...