Педагогические условия и методы воспитания культуры общения дошкольников.
материал (средняя группа) на тему

Кислинская Валентина Александровна

Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив. Здесь они приобретают первые навыки совместно играть, приобщаться к труду, помогать друг другу. Узнают, что значит быть дисциплинированным и ответственным. Задачей воспитания является привить ребенку устойчивые формы повседневного поведения в быту в свете норм и правил, принятых в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_lyambirskiy_detskiy_sad.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Сообщение к педагогическому совету

на тему:

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения дошкольников.

                                                               Выполнила: логопед

                                                               Кислинская В.А.

Лямбирь 2014 год.

Нередко в повседневной жизни мы наблюдаем занятные на первый взгляд происшествия: на улице или в магазине 4-6 летний ребенок громко требует что-то купить и, получая отказ, впадает в бурную истерику со слезами и криком. Порою это сопровождается и более агрессивными действиями – бьет руками свою маму или бабушку. В общении друг с другом дети даже дошкольного возраста стали намного нетерпимее и их игры часто заканчиваются синяками, шишками и укусами. Неконтролируемый со стороны взрослых просмотр детьми младшего возраста сомнительного содержания мультфильмов, фильмов ужасов, агрессивные компьютерные игры с применением пусть виртуального, но оружия не способствует рождению положительных эмоций у детей. Их впечатлительная нервная их впечатлительная нервная система может воспринять это негатив как  сигнал к действию.

Нравственное развитие ребенка нельзя представить без воспитания культуры общения и поведения. Воспитание культуры поведения и общения начинается в детском саду через их маленький беспокойный коллектив. Здесь они приобретают первые навыки совместно играть, приобщаться к труду, помогать друг другу. Узнают, что значит быть дисциплинированным и ответственным. Задачей воспитания является привить ребенку устойчивые формы повседневного поведения в быту в свете норм и правил, принятых в обществе.

Формальное соблюдение этикета не говорит о культуре поведения. Нравственные чувства и представления неразрывно входят в культуру поведения. Душа ребенка многогранна. В ней есть место любви и ненависти, симпатии и антипатии, сочувствию и равнодушию, справедливости и зависти по отношению к окружающим. В нем может проявляться чувство собственного «я» или неуверенность в себе. В настоящее время общественная мораль как бы противопоставляется эгоистическим чувствам, отражающим личные интересы. Нравственным чувствам отводится особая роль в воспитании детей и в культуре поведения тоже. Формы нравственного поведения необходимо закреплять, превращать их в привычку и потребность. Все действия взрослых по отношению к ребенку должны строиться на основе положительных эмоций и это будет побудительным мотивом ответного доброжелательного отношения ребенка к окружающим его людям. Уважение к воспитателю, любовь к родным и близким, добрые отношения со своими маленькими приятелями проявляются у дошкольников ярко, эмоционально искренне и непосредственно.

Действенным примером при воспитании культуры поведения у детей является пример самого воспитателя. Здесь важно все – как он выглядит внешне, тон его разговора, как поступает и рассуждает, справедлив или нет к окружающим, особенно к детям. Дети – первые наши свидетели и судьи. И станет ли воспитатель примером для подражания, будет зависеть только от него. Но не все задачи воспитания культуры поведения решаются личным примером. Педагог внимательно отслеживает поведение своих воспитанников, определяя глубину личного воздействия и влияния. И если возникают проблемы в освоении положительных навыков поведения, можно своевременно скорректировать этот процесс. Во время наблюдения важно определить, как часто ребенок повторяет неблаговидный проступок – грубо разговаривает, небрежно кушает, отказывается убрать игрушки и т.д., а также заметить, что нового и правильного приобрел он.

Педагогу обязательны контакты с семьей малыша. Он должен знать моральный климат в доме, бытовые условия, особенности воспитания ребенка родителями. Взаимопонимание между воспитателем и семьей необходимое условие для решения конкретных задач по воспитанию культуры поведения и общения дошкольника. Доброжелательность в отношениях между детьми начинает проявляться в самом раннем возрасте. Их надо научить, не мешать друг другу в играх, совместно пользоваться игрушками, уметь сочувствовать. Маленький детский коллектив уже требует соблюдения правил поведения в нем. Как можно раньше ребенка нужно приучить делать не только что хочется, но и то, что необходимо, даже если это и не нравится. Умели различать плохое (дразниться, мусорить, кричать, ломать игрушки) и хорошее (помочь взрослым, убрать за собой, уступить место девочке).

Условия поведения культуры дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка. - всё ото вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная атмосфера В детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формирование у них культуры поведения.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней».

- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указания а не запретов.

- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения, выполнения, напоминания, предупреждения возможных нарушений).

- правила вводятся постепенно.

Выделяют  систему педагогических методов воспитания  культуры поведения дошкольников.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в растущем человеке стремление к подлинной культурности, уже в дошкольном возрасте следует вырабатывать такие привычки поведения, которые положили начало дальнейшему совершенствованию личности ребенка, его общему развитию и воспитанности. А.С.Макаренко говорил: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить». Конкретные представления о культуре поведения усваиваются и растущим человеком вместе с опытом поведения с накапливанием нравственных представлений. В программе сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. Нравственное воспитание должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим, занятия, игры и разнообразная самостоятельная деятельность, целенаправленное, ненавязчивое руководство со стороны воспитателя, помогающее детям строить правильные взаимоотношения друг с другом. Понятие «культура поведения» дошкольника сложно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно – гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Ребенок должен научиться содержать свое место в порядке, доводить начатое дело до конца, беречь игрушки, вещи, книги и т.д. Важный показатель культуры деятельности – умение и желание трудиться, тяга к интересным, содержательным занятиям, появление волевого усилия в достижении результата. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, жестикуляции. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культурно-гигиенические навыки важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры еды: за стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу, бережно относиться к продуктам, к хлебу, правильно пользоваться столовыми приборами. Необходимыми условиями для успешного воспитания моральных чувств и привычек являются многие аспекты. Прежде всего, следует создать в ДОУ правильный стиль взаимоотношений между взрослыми членами коллектива. Взаимное уважение и забота, любовь к делу, приобщенность к политической и трудовой жизни страны – все это должно обеспечить необходимый стиль. Не менее важен правильный стиль отношений педагогического и родительского коллективов, который складывается в результате систематической работы детского сада с родителями. Обязательное условие успешного нравственного воспитания – высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношения взрослых к детям. Они должны быть основаны на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического развития. Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникло положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагогу не следует скупиться на ласку, но ласковое, заботливое отношение к детям должно сочетаться с разумной требовательностью к нему, при которой у ребенка возникает желание поступить лучше, быть внимательнее и т.п. В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок, или мотивы эгоистические: захватить лучшую игрушку /для себя/, оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону не правого, но более сильного сверстника. Если в младшем дошкольном возрасте первая и вторая линии мотивизации выступают не всегда заметно, то у детей 5 – 6 лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности. Воспитателю нужно непременно знать о помыслах, чувствах, и решениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступок, поведение. Зная причины, побудившие воспитанника к тому или иному поступку, педагог сможет найти наиболее верные методы нравственного воспитания. Наблюдая за детьми, воспитатель одновременно старается определить, насколько типичен для ребенка тот или иной поступок и стремится вовремя заметить то новое, чем овладел ребенок. При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек культурного поведения необходимо соблюдать принципы единства и целостности воспитательного процесса. Это взаимосвязь задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании, повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений. В программе «Истоки» по каждому возрасту конкретно определены задачи и то, чему дети должны научиться к концу года. Для достижения необходимо применять разные методы нравственного воспитания. Методы – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами общества. Воспитание детей, тем более нравственное, не может осуществляться, как подчеркивает А.С.Макаренко, каким-либо «уединенным» методом или средством. В педагогическом процессе используется целый комплекс различных методов. Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематических в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать за поступки, бережно относиться с вещами. Детей надо приучать к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общении со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Например: воспитатель проводит экскурсию в соседнюю группу, или принимает гостей у себя. Дети должны реализовать свои знания и умения, проявить вежливость, внимание, умение спокойно разговаривать, рассказывать о своих игрушках, знакомить с материалом того или иного уголка группы. Или же творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», - в этих играх дети упражняются в умении применять свои теоретические знания правил культура поведения на практике. Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других людей. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдения и показ действия. Воспитатель вместе с детьми наблюдает за играми детей другой группы. Отмечает добрые взаимоотношения детей, умение договариваться, а также отмечает и отрицательные. Воспитатель предлагает детям оценить и показать, как бы они поступили в этой ситуации, если дети затрудняются, воспитатель показывает сам то или иное действие. Большую роль также играет в воспитании метод организации деятельности. Воспитатель продумывает организацию, например, коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. А детям рекомендует самим обдумать что, как они будут делать, кому нужно помочь, как спланировать работу, распределить ее. А в конце деятельности педагог помогает своим воспитанникам правильно оценить общие результаты, взаимопомощь и взаимовыручку, умение заметить вовремя затруднения товарища, придти на помощь и не ждать за это похвалы. Эти методы могут быть применены и в игровой деятельности и в быту и т.п. Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят: -беседы воспитателя на этические темы, -чтение художественной литературы и рассказывание, -рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов. Эти методы применяются как на занятии, так и индивидуально, или с небольшим группами детей. На всех занятиях мы предусматриваем задачи нравственного воспитания, но не всегда они решаются в течение занятия. Иногда мы увлекаемся обучающей задачей или познавательной и упускаем из виду воспитательную. В связи и усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах, полезно после этого подобрать игры, упражнения, в которых дети могли бы обогатить свой практический опыт. И первая и вторая группы методов включаются широко известные методы: методы убеждения, положительный пример, поощрения и наказания, убеждение ведется через доброе и умное слово, используя художественные произведения, пословицы, поговорки. Используется положительный пример, воспитатель должен помочь осознать ребенку его. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Очень важно замечать и менять достижения, только если ребенок приложил усилие для того, чтобы поступить лучше. Но следует, прежде чем похвалить ребенка подумать, в какой мере он заслуживает похвалы, степень личных усилий ребенка. Наказание, применять следует как можно реже и то только после того как выяснены причины плохого поведения. Частные наказания свидетельствуют о беспомощности воспитателя. Перечисляя все методы воспитания культуры поведения, следует еще раз подчеркнуть, что только в комплексном их использовании, а не изолировании, можно достичь положительных результатов в воспитании детей. А также если они будут применяться систематически, целенаправленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь чтобы тебя уважали, - уважай других. Чтобы воспитать в ...

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.

Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста....

«Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста»

laquo;Педагогические методы воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста»...

"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...