Семейные прогулки с детьми "Подружись с природой"
методическая разработка на тему

Жидкова Светлана Алексеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_progulki_s_detmi_podruzhis_s_prirodoy.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                         учреждение детский сад № 38 муниципального образования Тимашевский район

СЕМЕЙНЫЕ ПРОГУЛКИ С ДЕТЬМИ

«ПОДРУЖИСЬ С ПРИРОДОЙ»

ст.Роговская

  Дошкольный возраст – это период, когда ребенок открыт миру. Накопленный в это время опыт эмоционально-позитивного отношения к окружающему человек пронесет через всю жизнь. Что важно сделать взрослому, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательности и эмоциональной отзывчивости? Вначале важно определить, какой ценный эмоциональный опыт может накопить ребенок при взаимодействии с природой: это положительные эмоциональные проявления дошкольника к конкретным животным и растениям, затем – более осознанное и действенное отношение к ним, и наконец – устойчивое гуманно-ценностное отношение к широкому кругу природных объектов.

    Для развития дошкольника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром природы. Огромные возможности для этого предоставляет общение с природой.

            Я предлагаю вам варианты игровых

                  упражнений, которые вы можете

             провести со своими детьми во время

 совместных прогулок по станице или

городу, выезда на природу,

походов.

ЗИМА

I. Тема: «Тропы в парке замело, всё вокруг белым - бело» (экскурсия в парк).

Цели: уточнить представление о первых признаках зимы и о типичном состоянии природы зимой (снег покрыл всю землю). Он лежит на ветках кустарников и деревьев. На снегу видны следы людей, животных. Деревья, за исключением хвойных, без листьев. Рдеет красная рябина. Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка. Воспитывать любовь к родной природе.

Игровые задания:

  1. «Чьи следочки?» - тренируйте внимание ребёнка - предложите ему определить - кто по снегу ходил? Немного пофантазируйте на тему разнообразия следов на снегу (куда бежала мышка? о чем спорили сороки? и тому подобное) – учите ребёнка мыслить творчески, нестандартно.
  1. «С гостинцами» - воспитывайте в детях бережное отношение к природе, желание заботиться о братьях наших меньших – для этого необходимо лишь взять с собой угощения для птиц, которые обитают в нашем парке, объяснить - для чего их нужно подкармливать зимой. Понаблюдайте за ними, отметьте, что даже для самого маленького воробья очень важна забота и помощь именно вашего малыша – ведь он сам собирал и нёс угощение.
  1. «Порисуем!» - развивайте фантазию ребенка, память, тренируйте его навыки рисования – для этого можно предложить ребёнку что-либо нарисовать прутиком на известные ему буквы или даже целые слова и так далее.
  2. Какой?» Предложите ребёнку подобрать несколько определений к одному предмету - например: снег - он какой? (белый пушистый искристый ….), воздух - свежий, морозный, чистый …и тому подобное. Вы вызовите, таким образом, эстетические чувства, поупражняете ребёнка в подборе слов – признаков (прилагательных), обогатите его словарный запас.

II. Тема: «Любимая Роговская»

Цели: вспомнить названия улиц своей станицы, уточнить названия достопримечательностей. Обогатить эстетические впечатления от красоты родной станицы в огнях праздничной иллюминации. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к объектам живой природы.

Игровые задания

  1. «Пешком по улочкам». Во время пешей прогулки по улицам вы поможете ребёнку закрепить названия улиц, познакомить со старинными их названиями, например: улица Мира раньше была Торговой и т.д. Это может вызвать интерес к краеведению, к истории родной станицы.
  1. «Как было?» Гуляя, вы можете предложить ребёнку вспомнить, какими были улицы летом и осенью. Пусть вспоминает, сравнивает, рассказывает о своих ощущениях и чувствах – какой станица нравится больше- утопающей в зелени или в осеннем пёстром наряде, может –укутанная снежком?

ВЕСНА

I. Тема: «И солнце светит ярко, и журчат ручьи. вернулись долгожданные грачи»

Цель: углубить знания детей о том, что явления окружающей природы находятся в постоянной зависимости друг от друга (увеличение светового дня, солнце греет все сильнее, потепление, проталины — первые вестники весны, набухание почек на кустарниках и деревьях, появление травы, прилет первых птиц). Рассказать детям о прилете грачей, их поведении весной (собираются стаями, кричат, строят гнезда). Установить связь между изменениями условий в неживой природе и прилетом птиц. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Игровые задания:

  1. «Помоги найти» - Насколько внимателен ваш ребенок, знает

ли он характерные признаки весны? Предложите ребёнку найти и назвать эти признаки ранней весны (первые проталины, набухание почек и тому подобное). Важно то, что на прогулке и проталины можно рассмотреть поближе, и набухшие почки понюхать, ощутив аромат приходящей весны.

  1. «Что за птица?» - запомнить названия птиц, узнать о

повадках птиц, которые возвращаются в родные края, поможет наблюдение за грачами. Родители могут загадать загадки про птиц (в том числе и про грачей), познакомить с пословицами и поговорками, в которых упоминаются эти птицы, а ребёнок отгадывает, объясняет - как понимает смысл этих пословиц (например: «Увидал грача, весну встречай!» «Грач на горе, весна на дворе!»). Понаблюдайте за грачами – находят насекомых, готовятся строить гнёзда и так далее.

  1. «Цвет снега». Учите ребёнка мыслить, делать выводы и

умозаключения. Попробуйте предложить ребёнку провести эксперимент со снегом – обратите его внимание на то, что снег стал серый, некрасивый – спросите ребёнка, с чем это может быть связано? Возьмите немного снега домой (в заранее подготовленную ёмкость) – дождитесь его «превращения в воду» (объясните причину этого процесса) – перелейте эту воду в другую ёмкость через салфетку, ватку или любой другой фильтр – что вы заметили? (грязь, песок и тому подобное) – подтолкните ребёнка, чтобы он сам сделал вывод, выявил взаимосвязь между цветом снега и тем, что осталось на фильтре.

  1. «Рисуем весну» Какие эмоции испытал на прогулке ваш

ребенок? что он увидел?, что запомнил?, что его впечатлило? Предложите ребёнку нарисовать самое интересное из того, что он видел, помогите ему в этом, нарисуйте сами, что запомнилось вам – сравните свои рисунки, ощущения от прогулки.

II. Тема «Наша быстрая река после зимнего сна»

 (прогулка к реке)

Цель: уточнить и расширить представления детей о состоянии

реки весной (начинается ледоход, вода темная, мутная: выявить причины ледохода, установить связь между изменениями температуры и состоянием воды). Обратить внимание детей на то, как изменилась растительность на берегу. Развивать у детей интерес к наблюдениям за сезонными изменениями в природе. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным водоема

Игровые задания

  1. «Что было – что стало?» Что запомнилось вашему малышу

после прогулок на берег реки осенью и зимой? Помнит он, какой была река в эти сезоны? Попросите ребёнка рассказать – какие изменения произошли (весной – ледоход, вода тёмная, мутная и тому подобное). Хорошо, если малыш будет употреблять в речи предложения описательные.

  1. «С добрым утром!» Попросите ребёнка (по результатам наблюдения) рассказать кто (что) просыпается весной? (растения, животные, насекомые…). Так он не только тренирует своё внимание, наблюдательность, но и обогащает свой словарный запас, копилка его жизненного опыта пополняется новыми впечатлениями и знаниями.
  2. «А если бы….» Предложите ребёнку пофантазировать: что случиться, если… (например: не будет светить солнце, не будет воды и тому подобное). Побуждайте ребёнка делать выводы. Учите его мыслить, размышлять.
  1. Проведите эксперимент - «Приблизим весну». Предложите ребёнку поставить в тёплую воду веточки сирени и вербы – поместите их в светлое место. В течении нескольких дней наблюдайте за изменениями- как набухают почки, как появляются первые листочки, как они становятся больше, как они пахнут. Подтолкните ребёнка к самостоятельному выводу – для того, чтобы появились листья, необходимы свет, вода, тепло.

III. Тема: «Май - для цветов рай!» (экскурсия на луг)

Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между внешним видом растений и условиями их существования (свет, тепло, влага нужны для роста и развития). Учить различать и правильно называть весенние цветы (одуванчик, мать-и-мачеха…), выделять и описывать их характерные признаки. Строение (стебель, листья, цветок, корень), понимать их роль в природе, знать, что насекомые собирают с них нектар…. Воспитывать осознанное, бережное отношение к цветам (многих растений осталось в природе мало, их надо охранять, дети могут помочь выжить растениям - не собирать их, рассказывать всем об их пользе или о том, что эти растения могут исчезнуть).

Игровые задания

  1. «Назови правильно». Помогите ребёнку запомнить названия луговых цветов (иван-чай, ромашка, мышиный горошек…) предложите ему называть цветы, на которые вы указываете, сделайте фото самых понравившихся цветов.
  1. «Отгадай-ка». Предложите ребёнку назвать тот цветок, о котором рассказывает взрослый (например: небольшой, сперва жёлтый, затем белый и пушистый, похож на солнышко - одуванчик). Так вы развиваете умение ребёнка внимательно вслушиваться в вашу речь, тренируете его память.
  1.  «Всё наоборот». Внимательно ли слушает вас ваш малыш, хорошо ли он запомнил, как выглядят те или иные цветы? Начните описывать цветок, например: «У ромашки синие лепестки». Ребёнок должен найти и исправить ошибку.
  1. «Я люблю природу». Во время прогулки подведите ребёнка к пониманию того, что полевые и луговые цветы рвать нельзя, некоторых из них в природе осталось мало, за долгую прогулку растения завянут, и их придётся выбросить. Научите ребёнка любоваться красотой природы, воспитывайте бережное отношение к ней.
  1. «Я художник». Предложите нарисовать все увиденные интересные, понравившиеся растения. Так вы поупражняете ребёнка в рисовании, он вспомнит названия растений, переживёт снова положительные эмоции.

ЛЕТО

I. Тема: «Искусственный лес - дело рук человека» (экскурсия в парк)

Цель: учить детей ухаживать за растениями, воспитывать бережное отношение к природе, показать, как человек заботится о природе, развивать интерес к окружающему миру. Учить узнавать кустарники и деревья по форме листьев, цветам. Конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных летом (много солнца, тепла, зелени, все кругом цветет, много насекомых и птиц). Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой. Воспитывать любовь к родному краю.

Игровые задания

  1. «Угадай дерево по описанию». Рассмотрите окружающие деревья. Родитель даёт описание дерева, а ребёнок его находит и рассказывает, каким оно было осенью, зимой, весной, используя ранее полученные знания и свой опыт.
  1. «Четвёртый лишний». Взрослый называет 4 слова, связанные с природой, а ребёнок находит лишнее (напр.: заяц, ёж, лиса, шишка – здесь лишнее слово ШИШКА…). Попросите ребёнка аргументировать свой ответ. Так вы учите ребёнка мыслить, делать выводы, систематизировать.

  1. «Что было бы, если бы исчезли…». например – насекомые. Предположите с ребёнком, что произошло бы в этой ситуации, что случилось бы с другими животными (исчезли бы птицы, животные…) Вы помогаете ребёнку учиться делать выводы. Искать и находить взаимосвязь явлений и событий.
  1. «Мастерская». Соберите, гуляя с детьми, природный материал – веточки, камешки, а дома сделайте поделки из этого материала – можно раскрасить небольшой округлый камень красной краской, нанести точки – вот получилась божья коровка! Учите ребёнка мыслить творчески!

II. Тема: «Праздник птиц» (экскурсия в лес)

Цель: обобщение представлений детей о лесе как сообществе разнообразных растений (травы, кустарники, деревья и животные). Рассказать о том, что каждая птица строит свой дом в определенном месте: одни - в траве, другие - в кустарниках, третьи - на деревьях. Учить слышать пение птиц в лесу, стараться различать голоса птиц. Расширить и уточнить сведения о птицах Липецкого края, воспитывать интерес к его обитателям. Воспитывать умение правильно вести себя в лесу, бережно относится к животным и птицам, растениям леса.

Игровые задания

  1. «Отгадай». Родитель загадывает загадки о явлениях природы – ребёнок отгадывает. Так вы тренируете ребёнка в умении мыслить, развиваете его память.

  1. «Что я слышу?». Постелите плед, лёжа, закройте глаза, прислушайтесь. Обратите внимание ребёнка на пение птиц, оно уже не такое разноголосое как весной. Спросите у ребёнка - с чем это связано? (Многие птицы уже обзавелись потомством и вскармливают птенцов). Обратите внимание на гнёзда. Попросите ребёнка рассказать - как надо вести себя в лесу. Так вы и немного отдохнёте, и научите ребёнка вслушиваться в звуки окружающего мира, научите бережному отношению к природе.
  1. «Соревнования». Кто из вас больше увидел интересного и необычного во время прогулки? Что особенно запомнилось вашему ребенку? Поделитесь своими впечатлениями друг другу, бабушке.
  1. «Летает, плавает, бегает». Насколько внимателен ваш ребенок? Сможет ли он изобразить поведение птицы или животного? При этом должно быть весело и интересно. Родитель называет объект живой природы, ребёнок изображает способ бегать (или прыгать), при слове «воробей» - изображает полёт птиц.
  1. «Художники». Предложите нарисовать всё интересное, что ребёнок увидел в лесу. Так он поупражняется в рисовании, а, заодно, потренирует память.

ОСЕНЬ

I. Тема: «Перед долгим сном» (экскурсия на реку)

Цель: систематизировать знания детей о взаимосвязи между сезонными изменениями, происходящими в окружающей среде, и состоянием флоры и фауны (стало прохладнее, солнце светит, но уже греет не так как летом, по небу плывут серые облака, на берегу пусто и уныло, вода стала холодной, рыба уходит на дно реки, чтобы там перезимовать). Продолжать воспитывать бережное отношение к обитателям водоема и желание сохранить чистоту берега и воды.

Игровые задания:

1. «Лето - осень» – игра, когда взрослый говорит о лете, а ребёнок об осени

Например:

Родитель: Летом жарко.

Ребёнок: А осенью прохладно.

Родитель Летом трава и листья зелёные.

Ребёнок: А осенью трава желтая, а листья опадают и так далее. Таким образом ребёнок не только систематизирует знания о сезонных изменениях в природе, но и обогащает свой словарный запас, составляет простые и сложные предложения – развивает свою речь.

2. «На что похожи облака?»

Пофантазируйте вместе с ребёнком, развивайте его воображение. Одно облако похоже, например, на кошку – а как можно назвать эту кошку? куда она спешит? Другое облако похоже на башню – кто построил эту башню? для чего она? а какая принцесса там может жить? И так далее. Фантазируя, придумывая что–то, ребёнок тренирует, развивает своё мышление, память, внимание. Учится мыслить творчески – нестандартно.

3. «Художники»

Попробуйте совместно нарисовать каких-либо обитателей водоёма, которых удалось увидеть, за которыми наблюдали. Будет ли это толстая лягушка, или жук – водомерка, не столь важно, но ребёнок снова испытает положительные эмоции от прогулки, потренирует свою память, поупражняется в рисовании, раскрашивании (ведь рисовать может папа или мама, а ребёнок – раскрашивать).

4. «Не надо мусорить, дружок, на зелёный бережок» - печально, но часто можно увидеть мусор вне мест, отведённых специально для этого. Обратите внимание ребёнка на этот факт, постарайтесь донести до него важность соблюдения элементарных экологических правил, постарайтесь привить ему привычку не мусорить (фантики, коробочки из под сока всегда можно и НУЖНО выкинуть в урну или мусорный контейнер, но никак не там, где только что играл, гулял и веселился). Если вы увидели мусор, предложите ребёнку сделать берег реки чистым и красивым – ведь не так трудно сложить в пакет пустые пластиковые бутылки, упаковки из-под пищи и тому подобное. Можно предложить ребёнку соревнование – чей мешок быстрее наполнится. Обязательно похвалите ребёнка, обратите его внимание на то, как важен и нужен был именно его труд.

II. Тема: «Хмурая, дождливая наступила осень»

(экскурсия в парк)

Цель: познакомить детей с состоянием природы поздней осенью. Уточнить, заметили ли они, что парк изменился за два прошедших месяца (на деревьях и кустарниках осталось совсем мало листьев, они утратили свою яркость и красоту, цветы исчезли, трава пожухла, не видно насекомых – они залезли под кору и корни деревьев, под опавшую листву, птицы, оставшиеся без привычного корма, переселяются в теплые края). Продолжать воспитывать любовь к природе родного края, вызвать желание оберегать её.

Игровые задания

  1. «Что изменилось?». Вспомнить - каким парк был красивым летом и какой он унылый сейчас (осенью). Какими стали кроны деревьев, полянки и тропинки, кусты и трава? Таким образом, развивается память и внимание детей, они учатся сравнивать, рассказывать, вспоминать. Предложите ребёнку описать свои чувства и эмоции от посещения этого парка.
  1. «Чего (кого) не стало?» (не стало цветов, листьев на деревьях и кустарниках, насекомых…), эта игра позволяет не только тренировать внимание и память детей, но и побуждает называть слова-предметы (существительные) в косвенных падежах – что важно для развития речи.
  2. «Угадай по листочку» - предложите ребёнку собрать

букет из листьев, определив при этом с каких деревьев эти листья (таким образом, вы поможете ребёнку запомнить названия деревьев, их сходства и различия, потренируете его внимание, обогатите его словарный запас). Поставьте букет из листьев дома в вазу - ведь это так красиво!

Прогулки на свежем воздухе полезны – это всем известно, а прогулки в сочетании с предложенными играми – полезны вдвойне!

Удачи вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Семейная прогулка + поход"

Одним из средств физического воспитания являются прогулки - походы, в ходе которых развиваются любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые к...

Информационно-практический проект «Семейные прогулки по родному городу»

Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Задача педагогов и родител...

Информационно-практический проект «Семейные прогулки по родному городу»

Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Актуальность данной работы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Задача педагогов и родител...

СЕМЕЙНАЯ ПРОГУЛКА – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ВЫХОДНОГО ДНЯ АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД

Мальчишки и девчонки! А также их родители! В Сад Александровский , гуляя, пройти  вы  не хотите ли?Историю прогулки сейчас расскажет вам, весёлый и находчивый, кот Матроскин,  прим...

Семейные прогулки по Санкт-Петербургу

Куда пойти гулять с ребенком в Санкт-Петербурге....

Консультация "Семейные прогулки"

Консультация "Семейные прогулки"...

Семейные прогулки по городу

Данная статья является результатом обобщения родительского опыта. Родители наших воспитанников активно включились в наш проект по ознакомлению детей с городом. За 2 года различных прогулок и экскурсий...