Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников.
консультация на тему

Курденкова Наталья Владимировна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 369»

Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность

как средство развития

речевой активности дошкольников»

Разработал воспитатель

Курденкова Наталья Владимировна

2016 год

    Дошкольный возраст -  период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, по мнению многих ученых, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, а также подготовки к обучению в школе.

     «Чтобы научиться говорить, надо говорить», считал Михаил Ростиславович Львов.  

  В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

Под «речевой активностью» понимается  устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.  Группа исследователей (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) считает речевую активность показателем интеллектуального развития ребенка.

   Михаил Ростиславович Львов выделяет компоненты речевой активности:

  • Быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях
  • Быстрота и  точность выбора слов
  • Развертывание синтаксических конструкций, текста
  • Выбор игр и увлечений, связанных с речью
  • Активная реакция на поступок или высказывание других лиц

   Львов также обращает внимание на условия развития речевой активности:

  • Общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству
  • Умение преодолевать скованность, застенчивость
  • Способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

    Все перечисленные условия  создаются в ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками.  Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры - драматизации;

- игры - представления ( спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

     Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звука.

    Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

    Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Заученные литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.

     Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

    Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, продемонстрировать правильную речь.

   Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речевое общение. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого освоения устной речи.

     Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности дошкольника.

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. В данном материале мне хотелось бы подчеркнуть, что педагог обязан: создавать условия для творческой...

Выступление из опыта работы на муниципальном методическом объединении воспитателей «Игровая деятельность, как средство познавательной активности дошкольника»

Выступление из опыта работы на муниципальном методическом объединении воспитателей «Игровая деятельность, как средство познавательной активности дошкольника»...

Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя (презентация)

Цель: сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обряд...

Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...

Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников....

Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя

      Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, о...