Конспект занятия в подготовительной группе по программе "Истоки"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гаврилова Наталья Алексеевна

Занятие совместно с родителями на тему "Семейныая традиция- чаепития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gavrilova_n._a._ds_79_konkursnaya_rabota.docx47.13 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Нижневартовска

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Ф.И.О. педагога: Гаврилова Наталья Алексеевна

Должность: воспитатель детского сада

Педагогический стаж:7 лет,

в том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»: 9 месяцев

Квалификационная категория: нет

Образовательная организация: МБДОУ ДС № 79 «Голосистое горлышко»

Форма занятия: познавательное занятие

Группа / класс: старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)_

Возраст обучающихся:( 6- 7  лет)

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Семья и семейная  традиция – чаепитие»

Цель для педагога:

  • Формирование социокультурного представления о  семейных традициях, развитие социокультурного опыта воспитанников, приобщение родителей к отечественным традициям, как важнейшему механизму передачи от поколения к поколению базовых социокультурных   ценностей.

Цель для обучающихся:

  • Формировать представление о семейных традициях.

Задачи для педагога:

  • Подвести воспитанников  к пониманию значимости семьи и семейных традиций.
  • Познакомить дошкольников с семейной традицией – чаепития, историей  возникновения русского чаепития, с традиционными правилами поведения за столом.
  • Развивать коммуникативных умений дошкольников  направленных на развитие личности ребенка, на укрепление семьи, на развитие системы духовно – нравственных ценностей.
  • Приобщение родительской общественности к участию  совместных мероприятий  в ДОУ.

Задачи для

обучающихся:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Формировать представление детей о семье и  семейных традициях; понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью.
  • Воспитание любви и уважения к своей семье, заботливого отношения к членам своей семьи.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог, стимулировать эстетические оценки и суждения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: 

  • Закреплять умение  лепить  изделия скульптурным способом; активизировать приемы декорирования лепных образов.
  • Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей: дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
  • Воспитывать  у детей  умение работать в коллективе

Термины, понятия

Семья, семейные традиции, чаепития, песочное тесто, самовар.

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать: понятия слов «семья»,

«семейные традиции»,

« чаепития».

Уметь:  делает собственные выводы и обобщения из увиденного и услышанного, работать  в коллективе со сверстниками,  приходить на помощь затрудняющим в выполнении задания.

 Владеть: навыками анализа, обобщения, работы в парах/ группах, коммуникативными навыками.

Личностные: формирование познавательной и социальной  мотивации, умение прийти на помощь, воспитывать нравственные  ориентиры (любовь к близким, уважать старших).

Регулятивные: развивать умение удерживать  внимание, слушая задания, которое предлагает взрослый,  отвечать на вопросы предложениями, самостоятельно делать выводы по данной теме.

Познавательные: проводить наблюдение, анализировать, выделять  и озвучивать главную мысль,  строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные: Тесное взаимодействие с воспитателем, своими родителями и сверстниками, умение сформулировать свои мысли  и высказывать свою позицию, внимательно слушать лаконичную речь взрослых, запоминая красивые слова.

Организация пространства

Межпредметные  связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», « Художественно – эстетическое развитие».

Формы организации: игра,  беседа,  работа в микрогруппах (пятерках),  ресурсный круг.

Методы и приёмы:  художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя,  беседа, пояснения, объяснения,  элементарный опыт, демонстрация наглядного пособия.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мяч для ресурсного круга, сундучок, самовар, чайник заварочный, сахарница, молочница, чай, чайник с кипятком, чайная ложечка, чашка, скалки доски разделочные  по количеству детей, готовое песочное тесто, зубочистки, формочки.

Наглядно-демонстрационный материал: презентации.

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

Формируемые УУД

Включение воспитанников  в деятельность. Формулирование темы, проблемы, целей и задач занятия.

(В зале стоит стол накрытый скатертью…  Родители сидят на стульчиках. Дети входят в зал  под русскую народную песню «Травушка-муравушка». Их встречает воспитатель  в  русском народной костюме).


Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
- Всех я Вас приветствую!
Вы друг к другу повернитесь.

И дружочку улыбнитесь!

И родителям  своим .

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?

Я, Наталья Алексеевна, а ты кто?

Ответь мне, как зовут тебя ласково?

Милые мои дети вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на стульчики.

Скажи те, пожалуйста, куда вы торопитесь после детского сада?

Правильно домой. А почему?

Да вас ждет ваша семья.

У каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья?

Семья - это самое ценное в нашей жизни.

Практическая деятельность –  дошкольников  совместно с родителями в микрогруппах ( 3 микрогруппы)

Проанализируйте пословицы и объясните их значение  (одному из родителей микрогруппы предлагается  карточка с пословицей).

« В семье мир да лад – большой клад»

« Семья вместе, так и душа на месте»

« Нет такого дружка, как родимая матушка»

-Любушка, Максимушка,   Данилка, Женечка).

-домой

-ждет семья

-мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Читают стихотворение по цепочке:

 Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом

Приложение 1

(Слайд 1)

Приложение 3

Приложение 1

(Слайд 2,3,4)

Книга 5  для развития детей 6-8 лет

«Семейные традиции» Под редакцией И.А. Кузьмина,ст. 4

Приложение 1 (Слайд 5)

Приложение 2

Личностные:

воспитывать нравственные  ориентиры (любовь к семье, уважать старших).

Регулятивные: 

играть по правилам,

Познавательные:

строить логически обоснованные рассуждения.

Коммуникативные:  

-отвечать на вопросы,

- вести диалог,

- слушать, слышать и понимать взрослых и сверстников,

- оказывать поддержку друг другу.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Полноценное формулирование темы.

Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Ребята  каждой семье есть свои традиции.  Давайте  вспомним   и назовем семейные традиции.  ( Предлагает поиграть в игру вместе с родителями « Назови семейную традицию).

Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейный праздник.

Ребята есть такая семейная традиция, которая проводится в каждой семье.

Вы случайно не знаете,  как она называется?  

Да, ребята, это традиция называется чаепития.

Ребята, встаньте,  пожалуйста,  возьмитесь за руки, сделайте круг, закройте глаза и вспомните, что самое вкусное дома готовит мама или бабушка к чаю.

Вспомнили?

Расскажите, пожалуйста,  что  вы вспомнили, какие вкусные блюда готовит мама или бабушка?

А я ребята вспомнила, как моя мама  пекла пироги к чаю, румяные, вкусные.

проводится игра   вместе с родителями « Назови  семейную традицию»  воспитатель берет мяч, называет свою семейную традицию, передает мяч  другому участнику игры.

чай пить

 звучит спокойная  музыка «С чего начинается Родина» дети стоят 1 минуты с закрытыми глазами в кругу

Да

блинчики,  оладушки, пирожки,  булочки, печенье. 

Приложение 4

III этап. Основной этап

Формирование представления об образе века-жизни, смысла образов младенчества и детства.

( Стук в дверь  и под музыку из мультфильма « Незнайка из солнечного  города» входит Незнайка).

Незнайка: Здравствуйте ребята, я к вам давно в гости собирался и наконец, добрался, а  вот  это  (показывает на сундук)  коротышки передали.

Спасибо Незнайка, давайте посмотрим, что нам передали коротышки из « Цветочного города».  

Смотрите ребята,  что это? (достаю и показываю) 

Как вы думаете, для чего нужны все эти предметы?

 Незнайка  присаживайся на стульчик вместе с ребятами  и послушай.

Сегодня, я расскажу вам об одной замечательной семейной  традиции - чаепитии. Но сначала давайте проведем небольшой эксперимент. Нам коротышки прислали чай.

Каждый из вас возьмёт одну чаинку и положит в чайник. А я в него налью горячей воды  и посмотрим, что получится.  (завариваю чай и убираю). 

Ой  ребята , а в сундуке , по- моему еще что – то  осталось , сейчас посмотрю ( достает шишки).

Что это?

Незнайка: Шишки!

Ребята, и правда, зачем же нам нужны шишки для чаепития? 

Хотите, я открою тайну? (ставлю на стол самовар).

Незнайка: Ой, какая красивая кастрюлька!

Ребята, что это?

А для чего он нужен?

Незнайка: Ну, давайте скорее его включим, и 

будем чай пить, где тут у него шнур?

 А вот, ребята, у старого самовара нет никакогошнура, и электричества раньше не было.

Незнайка: А как же он воду грел?

Ребята, а как вы думаете? 

А вот и шишки нам пригодились

(Рассказывает и демонстрирует свои действия.) Самовар внутри имел трубу, а по широким бокам наливалась вода, в трубу клали шишки и щепки, и поджигали их, и самовар начинал нагревать воду, а угольки поддерживали тепло в самоваре очень долго. 

Чай  было принято пить несколько раз в день. Как правило, это 4-6 раз. Для гостей в доме был  специальный «праздничный» сервиз, который не принимал участия в будничных чаепитиях. Существовала   раньше традиция завершения чаепития, это  представляло собой перевёрнутый вверх дном стакан или чашку, поставленную на блюдце.

Чай разливала хозяйка дома.

А как вы думаете, с чем пили чай раньше в старину?

За чаем было не принято молчать, обязательно разговаривали, решали семейные дела, пели, играли в словесные игры, а вечером сказки рассказывали.

Незнайка: Ребята, а мы про наш чай забыли.  

 Давайте посмотрим (выливаю воду и выкладываю на тарелку листья чая).

-Ребята, во что превратились наши чаинки? 

Незнайка: Ой, какие вы все молодцы, как у вас интересно, я столько нового узнал, что я и не знаю Знайка я или Незнайка?

Всё знать невозможно. Знания приходят постепенно, если у вас у самих возникает желание всё узнать.

Незнайка: А мне пора возвращаться в « Цветочный город» ( Незнайка  прощается с детьми и родителями и уходит)

К чаю принято готовить угощения. Сегодня я научу вас готовить песочное печенье.  Перед тем кок готовить печенье нужно надеть фартуки, девочкам косынки, мальчиком колпаки, вымыть руки.

( Предлагаю детям и родителям подойти к столам).
Посмотрите, это тесто - потрогайте его, отщипните кусочек, понюхайте. Какое оно?

 Что можно сделать из теста?
Дети отвечают.

Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помела, набрала муки, вбила яйцо, добавила молока, вымесила, чтобы оно стало пышным и «послушным».  
Попробуйте создать свое замечательное печенье, а родители вам немножко помогут

Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать зубочисткой.

Звучит музыка («Полянка», русский народный наигрыш). 

Передам ваше печенье повару, чтобы он его испек, а мы потом с  вами угостим наших друзей каратышек   из

« Цветочного города»

 дети называют: чай, заварочный чайник, чашки, блюдца, сахар, ложка

пить чай

Дети затрудняются ответить на данный вопрос, им помогают родители

Самовар

Чай пить

Дети затрудняются ответить на данный вопрос, им помогают родители

 

 С вареньем, пирогами, баранками, пряниками, калачами, блинами. 

(родители помогают  с ответами)

Физкультурная минутка.
Чтобы всем нам вместе быть
Надо круг нам сотворить
За руки скорей беритесь
В круг большой вы становитесь
А чтоб ближе быть друг к другу
Мы пойдем сейчас по кругу 1,2,3
Вот и вместе, вместе мы!

Надевают фартучки, косынки,  колпаки, моют руки

Подходят к столам.

Мягкое, нежное, хорошенькое, воздушное, белое.

Родители раскатывают тесто , дети с помощью формочек делают печенье.

Украшают свои изделия. 

Готовые изделия выкладывают на противень смазанный масло.

Дети снимают фартучки, косынки, вытирают руки влажными салфетками

Приложение 5

Приложение 1 (Слайд 6)

Приложение 1 (Слайд 7)

Приложение 1 (Слайд 8)

Приложение 1 (Слайд 9)

Приложение 1 (Слайд 10)

Приложение 6

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов. Установление связи между целью деятельности и результатом.

Самооценка деятельности на уроке.

-Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

- Что такое семья ?

-Мы говорили о семейных традициях. Для чего же они нужны?

- С какой традицией мы познакомились?

Все вместе поют песню «Родительский дом».

  • Семья 
  • Близкие и родные люди.

Наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной

Чаепитием.

Приложение 1 (Слайд 11)

Приложение 7


Используемая литература:

  1. И.А. Кузьмин Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320с. С.312.
  2. И.А. Кузьмин Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320с. С.151.
  3. И.А. Кузьмин Семейные традиции. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-8 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2016. – 65с. С.4.

Используемые интернет ресурсы:

  1. Картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=1091&noreask=1&source=wiz
  2. Картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&stype=image&lr=1091&noreask=1&source=wiz
  3. Картинки https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&lr=1091
  4. Песня русская народная «Травушка муравушка»

http://poiskm.net/show/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0

  1. Песня русская народная (наигрыш) «Полянка»

https://my-hit.fm/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B%D1%88

  1. Песня «Родительский дом» http://iplayer.fm/q/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B4%D0%BE%D0%BC+%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F/
  2. Музыка «Незнайка из солнечного города» http://iplayer.fm/q/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D0%B8%D0%B7+%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0+%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0/
  3. Песня «С чего начинается Родина»  http://iplayer.fm/q/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D1%81+%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F+%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному занятию "Кремль"

Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить технике имитации фрески: равном...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...