Тренинг для родителей "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
материал на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка  к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_adaptatsiya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ».

Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребенка  к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Задачи:

  • Познакомить родителей друг с другом
  • Дать знания о проблеме и адаптации к условиям детского сада
  • Выявить ожидания родителей и педагогов, связанные с приходом ребенка в ДОУ

Материал и оборудование: листы бумаги, авторучки, мольберт, маркер, журналы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры, музыкальный центр.

        Ход тренинга        

  1. Знакомство.

Инструкция. Родителям предлагается  представиться и рассказать немного о себе и своих детях.

  1. Упражнение «Мое настроение».

Инструкция. « В детский сад все приходят с разным настроением. На наших занятиях с детьми существует ритуал отражения своего настроения, которое дети показывают и проговаривают в кругу: сжатые ладошки – напряженное, широко разведенные руки – замечательное, руки на коленях – спокойное. Давайте попробуем оценить атмосферу этой встречи перед началом работы.  Покажите жестами настроение, с которым вы пришли на  встречу».

  1. Упражнение «Мои привычки и интересы»

Инструкция. Все люди разные, но есть то, что их объединяет и делает интересными друг другу, - это привычки и интересы. Родителям  предлагается  выполнить те задания, которые, по их мнению, отражают их собственные привычки и интересы:

* Выходят в круг и жмут друг другу те родители, кто:

  а) любит спать

  б) любит сладкое

* Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, кто:

  а) любит работать на даче

  б) любит рукоделие

*  Выходят в круг и делают приседания те родители, кто:

  а) любит тратить деньги

  б) любит путешествовать

4. Упражнение «Ассоциации»

Инструкция. Родителям предлагается  подобрать ассоциации к  записанному на доске слову «адаптация». Варианты ведущий записывает  рядом.

« Адаптация  - это приспособление организма к новым для него условиям, создание новых привычек и стереотипов. Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни меняются».

Вопросы для обсуждения:

- что меняется? (Режим, питание, помещение, приемы воспитания, круг общения и т.д.)

- какие еще ситуации требуют у ребенка перестройки поведения и приспособления к сменившимся обстоятельствам? (Поступление в ДОУ, переход из одной группы в другую, длительная болезнь, отпуск, смена педагога, появление нового ребенка и т.д.)

5. Упражнение «Адаптация – это хорошо, адаптация – это плохо»

Инструкция. Перекидывая мяч друг другу, родители продолжают фразу: «Адаптация это хорошо, потому что…». Тот, кому бросили мячик, продолжает фразу: «Адаптация – это плохо, потому, что…». И так до тех пор, пока в упражнении не примут участие все присутствующие.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
  • В чем проявляется стресс?

Примечание. В конце обсуждения вывешивается плакат.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

  • Беспокойство
  • Страх
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство
  • Заторможенность или возбудимость

6. Мини-лекция «Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Как облегчить адаптацию в домашних условиях».

«один из ведущих  специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей – но, несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется.

 А  теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице.

Примечание.  Каждому родителю разлается распечатанная таблица.

Определение степени адаптации ребенка к условиям ДОУ

Степень адаптации/показатели

Легкая

Средняя

Тяжелая

1. К 20-му дню пребывания в д.саду у ребенка нормализуется сон, аппетит.

1. нарушения в общем состоянии выражены ярко и длительны. Аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает.

1. ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается.

2. настроение бодрое,, заинтересованное в сочетании с утренним плачем.

2. настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость может наблюдаться в течении всего дня

2. настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в  дет.саду.

3.  отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые.

3.Отношеник к близким взрослым- эмоционально-возбужденное (плач, крик как при расставании, так и при встрече). Отношение к взрослым избирательное.

3. отношения к близким взрослым-  эмоционально-возбужденное.

4.  отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным

4. Отношение к  детям избирательное.

4. Отношение к  детям избегает, сторонится их или проявляет агрессию.

5.интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель.

5. интерес к окружающему восстанавливается долго.

5. отказ от участия в деятельности.

6. заболеваемость не более 1 раза, длительность не более 10 дней.

6. заболеваемость до 2 раз, длительность не более 10 дней, без осложнений.

6. респираторные заболевания более 3 раз, длительность более 10 дней.

Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать  и ложиться спать в одно и тоже время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
  2.  Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание!  До 2-3 лет вообще противопоказано.
  3. При общении с ребенком  использовать  элементы телесной терапии ( объятия, поглаживания, игры с прикосновениями), а так же игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
  4. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
  5. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе
  6. Пораньше забирать их детского сада.
  7. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет заняться себя, отвлечься.
  8. Рассказывать  о детском саде, воспитателях , детях – обязательно в радостных и положительных тонах.

Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация происходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.

Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.

7. оставление коллажа «Мой ребенок ходит в детский сад»

Инструкция. Участники делятся на две команды, каждый из которых  с помощью подручных средств(журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается сделать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время выполнения задания 15-20 мин.  После чего команды презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.

  1. Упражнение «Мое настроение» (рефлексия, обратная связь)

Инструкция. С помощью упражнения, использованного в начале заседания, участникам предлагается определить, изменилось ли настроение в процессе встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...

Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".

Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....