для родителей: "Помоги малышу: узнать, научиться, уметь, расти !"
методическая разработка по теме

Мустафина Дамира Хашимовна

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей действительностью. 

Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека, но периоду раннего и дошкольного возраста, отводится  особое значение.  

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в  первую очередь родителейсредой, особенно это интенсивно происходит в первые три года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

Методическая разработка.

Тема: «помоги малышу:  узнать, научиться, уметь, расти» »

Материал для родителей

                                               

                                                             

                                         Подготовила:  воспитатель

                                                                   группы № 1

                                                                       

                                                   Мустафина Дамира Хашимовна

Город Урай 2017год

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особенно это интенсивно происходит в первые три года жизни. В период до трёх лет совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, памяти, внимания, что создаёт базу для познавательного развития.

Проблема познавательного развития – одна из центральных проблем педагогики. Исследования Ж.Пиаже, Э. Эриксона показали, что запас знаний, который необходим ребёнку в начальной школе, ребёнок получает в раннем и дошкольном возрасте. Отклонения в познавательном развитии, моторном развитии отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребёнка.

Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека, но периоду раннего и дошкольного возраста, отводится  особое значение.  В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в  первую очередь родителей

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, педагогов, психологов, дефектологов, т.к. ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого, эмоционального развития ребёнка.

Ребёнок развивается поэтапно, важно не пропустить этапы развития, а понять состояние и интересы ребёнка, и помочь ему в этом.

Л.С.Выготский говорил, что развитие ребёнка есть диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается не эволюционным путём, а революционным. В основе всех революционных перестроек всегда лежат кризисы, состояния, взрослые часто игнорируют любознательность ребёнка.  Отсюда результат – уровень развития познания об окружающем ниже нормы. Поэтому вытекает необходимость получать правильное представление о развитии познавательных интересов на протяжении дошкольного детства и определить пути формирования того уровня, который необходим для начала обучения в школе. Как указывал А.В.Запорожец,  в дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания – восприятия, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, воображения. Функциональное развитие заключается в парциальном изменении отдельных психологических свойств, функций, в изменениях, связанных с овладением ребёнка отдельными знаниями и способами действия. Изменения содержания и форм познавательной деятельности приводят к развитию мышления, причём формирующиеся в разные периоды детства психологические новообразования, новые планы отражения складываются на основе деятельности, имеющей ведущее значение в данном возрасте.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в  первую очередь родителей  Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию ребёнка зависит конечный  результат . Это касается накопление сенсорного опыта ( в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте).Познавательная деятельность детей не выделяется как особая, специфическая деятельность,

 

а проявляется во всём многообразии действенного освоения окружающего, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребёнка.

 Это определяется развитием восприятия, формированием основных движений, совершенствованием действий руки, овладением речью, приобретение первых социальных навыков и т.д.  У ребёнка, первого года жизни,  интерес к предмету обусловлен возможностями практических действий с ними: он получает удовольствие и от самого действия (открывать, закрывать, снимать и т. д.), и от различных изменений предмета, которые возникают благодаря его действиям, что и поддерживает активность ребёнка, и способствует возникновению более устойчивого интереса  к предмету и его свойствам. В действиях ребёнка проявляются первые познавательные реакции на предмет и его свойства. Трудно понять, играет ребёнок или исследует предмет, когда он рассматривает его, переворачивает, ударяет им, берёт в рот и т.д. так он поступает с любой игрушкой, поэтому его деятельность можно назвать ознакомительной игрой, а действия являются исследовательскими по содержанию. Ребёнка может долго занимать предмет, если в нём обнаруживаются всё новые и новые свойства. Тогда возникает цепь следующих друг за другом ориентировочных и познавательных реакций, которые продлевают интерес к предмету. В этом и заключается своеобразие ранней познавательной деятельности. Общение со взрослым – необходимое условие познавательного развития ребёнка, его умственного воспитания.

Второй год жизни ребёнка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В его поведении всё отчётливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы.

        Общение со взрослым по-прежнему является первостепенным условием развития познавательного интереса к окружающему миру. При общении с ребёнком, при организации игр взрослыми, формируется на втором году более высокая форма общения со взрослыми – сотрудничество, в ходе которого дети овладевают культурными образцами действий с предметами, при этом обогащается эмоциональный мир ребёнка, он хорошо различает эмоциональное состояние других, а главное на них адекватно реагирует.

Малыш способен более тонко воспринимать свойства предметов, классифицируя их по цвету, форме, величине и пр.  общение со взрослым приобретает ярко выраженную познавательную направленность. Особый интерес дети проявляют к людям, находящимся в его окружении, выполняющие какую – либо работу, разговаривающим и обращающимся друг к другу. Наблюдая действия взрослых, дети не только познают действительность, но и приобретают необходимые ориентировки в окружающем. Представления детей ( в начале второго года) о предметах и способах действия с ними конкретны, ситуативны, отличаются малой обобщенностью, хрупкостью, неустойчивостью. Но у ребёнка начинает формироваться система знаний. Ребёнок на втором году жизни познаёт функциональное назначение предметов( расчёской расчёсывают волосы, ложкой едят, веником подметают пол и т.д.), каждый предмет предназначен для разных видов деятельности – которые психологи объединяют в четыре группы: бытовая, художественная, трудовая, игровая.

Ребёнок выделяет на втором году жизни, взрослых по социальному статусу (мама, баба, папа, дядя, дед), а в последующие 6 месяцев начинает различать их в соответствии с возрастом и полом (девочка, мальчик и т.д.). внимание ребёнка обращается и на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот и т.д. называя части тела взрослый знакомит детей со строением человека в элементарной форме. Пониманию детей становится эмоциональное состояние человека: засмеялся, заплакал, обрадовался; пониманию  им становятся доступны физическое состояние человека :боль, жажда, усталость, голод; его желания: хочу спать, хочу есть и т.д. но только через собственные ощущения, вне связи с причиной и его следствием их возникновения.

Следующей важнейшей линией познания является понимание направленности действий человека в процессе наблюдения, а затем и участия в различных видах деятельности, организуемой взрослыми (игровой, художественной, трудовой0. Детям доступно понятие общественной жизни, явлений природы, животный мир, птицы.

На третьем году жизни: к началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятия и память ребёнка, возрастает устойчивость внимания ,продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребёнок лучше понимает речь окружающих без наглядного её сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, т.е. значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания, возникают представления о предметах и явлениях. Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети начинают использовать в игре предметы заменители. Дети третьего года жизни овладевают новыми видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией. Интенсивно развивается воображение: в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им видятся конкретные образы, персонажи сказок, герои потешек, обыкновенные предметы.  Дети могут понять более сложные по содержанию литературные и музыкальные произведения.  У детей  формируется понимание, обобщённых названий предметов, т.е. собирательных существительных: одежда (рубашка, платье, юбка и т.д.) посуда, мебель, транспорт. Дети начинают не только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получают более точные представления  об их свойствах, и взаимосвязях (твёрдый – мягкий, сухой – мокрый, холодный – тёплый, чистый – грязный и т. д.); а также о расположении предметов в пространстве (в, на, под, из; высоко – низко; далеко – близко), их количестве (один, много, мало), особенностях движения (быстро – медленно, вперёд – назад) и динамических свойствах.

Дети проявляют целенаправленный познавательный интерес к обнаружению скрытых свойств предметов (многоместная матрёшка, предметы вкладыши, коробочки с «секретом» и т.п.).

На третьем году жизни в 3 раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций. Общение со взрослым начинает носить ярко выраженный познавательный характер; дети проявляют особое отношение к тем взрослым, которые стремятся удовлетворить их интерес и любопытство. Окружающие люди по-прежнему находятся в центре внимания детей. Они интересуются их поступками, эмоциональными проявлениями, связанные с  результатом и оценкой той или иной деятельности. Центральным стержнем  на третьем году жизни ребёнка следует считать знания о человеке, как и на втором году жизни, обобщённые представления о близких людях ( мама, папа, дедушка, бабушка). Например, ребёнок начинает понимать, что слово «мама» и «папа» относятся не только к его родителям, но и к родителям, чьи дети посещают с ним вместе детский сад. Несколько позднее ребёнок усваивает статус бабушки по отношению к маме (бабушка -–твоя мама?). точно также дети усваивают родственные связи (он мой братик. Я люблю старшую сестрёнку).

Возникают, более дифференцированные представления о людях  Дети начинают понимать слова: «взрослые» и «дети».  Ребёнок третьего года жизни усваивает не только их социальный смысл, но и систему отношений (взрослых надо слушать, взрослые заботятся о малышах, выполнять их поручения и т.д.)

На протяжении второго и третьего годов жизни детей происходят значительные изменения в эмоциональной жизни. Если, на протяжении первого года жизни, ребёнок получал достаточно внимания и ласки со стороны взрослых, а те делали всё необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребёнок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций; жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоционально уравновешен: он понят, принят, любим взрослыми.  И начинается новый этап в освоении окружающего: формируется потребность в общении со взрослыми по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.

Игра – наиболее доступный для детей младшего возраста вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении это универсальный способ жизнедеятельности ребёнка.  На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит – играть. А вот почему ребёнок играет, что привлекает его в игрушке и почему ребёнку полезно играть, сможет объяснить не каждый взрослый. Первые систематизированные теории игровой деятельности появились в конце 19 начале20 века. Каждая из них по разному отвечает на эти вопросы.

  • Игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Источником игры являются инстинкты.
  • Игра представляет собой простую трату избытка энергии, которая накапливается ребёнком.
  • Смысл игры заключается в удовольствии, которое она доставляет ребёнку. Игра – это скорее наслаждение.
  • Игра – это способ выражения общественных запретов. В игре отражаются общественные запреты.
  • Игра есть средство познания ребёнком действительности, т.е. игра рассматривается как человеческая деятельность (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Д.Б.Эльконин, А.А.Люблинская).

К.Д.Ушинский писал:* «для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает.  Интереснее она потому, что понятнее, а понятнее потому ему, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём,

Для ребёнка игра – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.

Каждый возрастной период характеризуется определённым видом ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Ведущим видом деятельности ребёнка всего дошкольного периода является игровая деятельность. Ведущей она является не потому, что ребёнок большую часть своего времени проводит в играх, а потому, что именно игра вызывает качественные изменения в психике. в процессе развития ребёнка игра видоизменяется, меняется её содержание, появляются более сложные виды игр. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей.

Когда мы ребёнка вовлекаем в игровую деятельность, в процессе которой он приобретает и тренирует определённый навык, количество и сила нервных соединений, отвечающих за его развитие, увеличивается. Ничто так не развивает навыки, как практика. Когда дети принимают активное участие в игре, связи в мозге становятся прочнее. И если у них всё получается, то мотивация к обучению возрастает.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами, и нередко встречаются смешанные типы игры: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Среди игр особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. Знакомство с миром у малыша начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматриванием картинок.  Наблюдения, чтение, рассказывание не воспринимаются ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности – в игре. Ребёнок размышляет над виденным и слышанным, и воспроизводит это, подражая взрослым, действуя – играя. Такой способ освоения жизненных впечатлений, углубления знаний соответствует наглядно-образному мышлению. В игре ребёнок приобретает новые знания.  В игре ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.

Материалом для игры, определяющим её содержание, служит также чувственное восприятие ребёнка. В игре происходит и обогащение, и переработка чувственного опыта. Знание поднимается на высшую ступень.

Руководство игрой должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием взрослых  заключается в том, что жизнь отражается в игре всё полнее и реальнее, мысли и чувства становятся всё более осознанными, глубокими, фантазия играющих делается богаче, средства изображения разнообразнее; игра приобретает всё более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников, договорённость, обдуманность.

Игра связана с обучением. Система дидактических игр впервые была создана Ф.Фребелем. он высоко ценил игру, считая её важнейшим средством воспитания и обучения ребёнка. В игре ярко проявляются особенности мышления ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Чем старше становятся дети, тем выше оказывается уровень их общего развития, тем ценной бывает игра ( особенно педагогически направляемая ) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность  самим намечать сюжет, организовывать игры, находить партнёров, ставить цели, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Только совокупностью формирования всех видов деятельности – игры, труда, учения, подчёркивала А.П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребёнка.

Среди вопросов, связанных с проблемой обучения детей,  исследуются вопросы использования игровых приёмов , сочетания различных средств воспитания в целях развития игры и усиления её влияния на личность ребёнка (Р.И. Жуковская). Важной особенностью игры как формы жизни детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд, учебная деятельность, повседневная бытовая жизнь, связанная с выполнением режима.

Игры которые необходимы для ребёнка любого возраста есть в литературе, которая, в настоящее время доступна в любых книжных магазинах, в интернете.

Благо детей на первом плане жизни вашей, уважаемые родители! У вас родился ребёнок, так вот как научите, воспитаете его, таков будет и результат в школе, в дальнейшей жизни и вашей и вашего ребёнка.

Используемая литература:

Н.Ю.Борякова . Ступеньки развития М. Ст.23 –27.

М.Г..Борисенко, Н.А. Лукина развитие общеречевых навыков. С.П. 2003 г.

М.Г.Борисенки, Н.А.Лукина «Мне купили игрушку» ст.4 С.П.2003 г.

Н.Ю.Борякова «Ступеньки развития».М.2002г.  

Л А.Венгер,.Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. воспитание сенсорной культуры ребёнка М.1988г.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова Т.Б.Филичева. преодоление задержки речевого развития у дошкольников М. «Просвещение» 1973.

Л.В.Павлова м.: Просвещение, 1986. Воспитание и обучение детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей помогите ребенку расти здоровым

Сбережение психического и физического здоровья детей в семье. Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Помогите ребёнку расти здоровым!"

Консультация поможет родителям организовать физкультурное пространство дома и на улице....

Консультация для родителей "Помогите ребёнку расти здоровым"«

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Важным условием воспитания здорового ребёнка является двигательная активность. родителям следует...

Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»

Важнейшим  условием воспитания здорово­го ребенка является двигательная активность, которая оказывает благоприятное воз­действие на формирующийся организм. Двига­тельна...

Совместное творчество сближает детей и родителей, помогает лучше узнать друг друга.

Совместное творчество сближает детей и родителей,помогает лучше узнать друг друга....

консультация для родителей: "помоги малышу: узнать, научиться, уметь, расти. "

Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с...

Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!»

В современном обществе ,как никогда актуален вопрос сохранения и укрепления здоровья детей. Это связано с тем, что предъявляются очень высокие требования, которым могут соответствовать только здоровые...