Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей»
консультация по теме

Гарбера Надежда Леонидовна

Ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.

Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пенье птиц или журчанье ручья, просто поглядит вокруг себя. Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Дмитриевский детский сад

Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей»

  Когда у  В.Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Прививать с раннего детства любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившееся цветы и тут же бросают их, мучают-«ласкают» котёнка и пр.).

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманное отношение к ней. Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби, при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит, увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольников часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантик завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собачку», «Налей молока кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п.

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители сначала просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и, при повторении передачи, вместе с ребёнком смотрит её.

Во время прогулок интересно показать детям растения

занесённые в Красную книгу, познакомить ребят  с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют.

Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.

Таким образом, ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).

Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пенье птиц или журчанье ручья, просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство. Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые р...

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  предназначена для формирования экологических  знаний родителей, а также для обогащения сознания взрослых новым содержанием нравственных представлений в воспитании детей п...

Консультация для родителей на тему «Природа и нравственное воспитание детей».

В работе с родителями по данной теме педагог должен решить следующие задачи:1.    Раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения дошкольника к пр...

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Когда у Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц он вспомнил детство, зоологический музей. Куда его водил отец и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали ...

Консультация для родителей гр.№8 "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

 Экологическое воспитание детей - это прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения: к природе, людям, которые живут рядом. Деятельность человека в природе д...