Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 6 - 7 лет»
материал (подготовительная группа) на тему

Тараканова Наталья Анатольевна

Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Цель: повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

ПОВЕСТКА ДНЯ

1.Особенности реализации образовательных программ дошкольного образования.

2.Организация детского питания в ДОУ и дома.

3.Подготовка детей к школе в контексте ФГОС дошкольного образования.

4.Роль семьи в подготовке ребенка к школе.

5.Дополнительное образование в ДОУ.

6.Механизмы вовлечения родителей (законных представителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ).

7.Коррекционное сопровождение воспитанников ДОУ логопедом и педагогом – психологом.

1. Особенности реализации образовательных программ дошкольного образования.

- Поступление детей в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности; перестройка детского организма. Важную роль в этом должны сыграть родители. Основная задача родителей – развить все предпосылки детей к учебе. Самое главное должно быть развито внимание. Дети должны запоминать стихи, считалки, потешки; решать простые задачки и обыгрывать их; пересказывать рассказы, сказки; правильно рисовать, складывать пазлы, мозаику – развивается мелкая моторика рук, подготавливается рука к письму; пользоваться ножницами, клеем. Дети к первому классу должны уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа. Важно, чтобы ребенок отличал буквы от звуков, гласные от согласных. У многих детей нет самостоятельности, в школе должны быстро и правильно одеваться. Нужно купить удобную одежду, чтобы ребенок мог быстро одеться и раздеться. Дети должны уметь содержать свои вещи в порядке. Нужно научить ориентироваться во времени, в пространстве. Должны знать свое имя, фамилию, адрес, фамилию и имя родителей. Так же должны знать правила дорожного движения, точную дорогу до школы и обратно. Нужно проследить, если ребенок чем-то занимается сидя всего 10-15 минут, это значит – нет усидчивости. 30-35 минут – норма, значит готов к школе. Ребенок должен прийти в школу физически здоровым, в школе много болеть нельзя. Если есть проблемы с произношением звуков, нужно решить эту проблему с логопедом. У детей должно быть правильное питание, дома – отдельное рабочее место, свой уголок. Обратите внимание на вежливость, дети должны дружить с одноклассниками.

2.Организация детского питания в ДОУ и дома.

Организация рационального питания детей в детском саду основана на соблюдении утвержденных наборов продуктов и примерных меню и осуществляется в соответствии с 10 - дневным меню.

В детском саду имеется примерное перспективное меню, специально разработанная картотека блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Использование таких карточек позволяет легко подсчитать состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим, равноценным ему по калорийности.

Время приема пищи        - Режимный момент

08.20-08.45                               Завтрак

10.00-10.20                            второй завтрак

12.00-13.15                           Обед

15.15-15.35                           Полдник

17.15-18.00                              Ужин

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

   Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени. Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье. Ведь в детском саду, уже установлен твердый режим.

3.Подготовка детей к школе в контексте ФГОС дошкольного образования.

Сегодня мы работаем вместе со школой над теми направлениями модернизации, которые актуальны для всей системы образования, начиная с детского сада.

Это: обеспечение психологического комфорта, повышение внимания к здоровью детей;

уважение личности ребенка, ориентация на его интересы и возможности, эмоциональную и мотивационную сферы;

сотрудничество между детьми, педагогами и родителями;

непрерывность и преемственность педагогического процесса СОШ и ДОУ;

развивающий характер обучения;

рациональное сочетание разных видов деятельности детей.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное, непонятное. Детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не может быть главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. Отношение ребенка к школе должно сформироваться до того, как он в нее пойдет. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей. Сегодня, много внимания продолжают уделять интеллектуальной подготовки детей к школе, и мало внимания уделяют формированию у дошкольников «внутренней позиции школьника». С первых же дней пребывания в школе у детей возникает позиция общественно значимой деятельности. Все, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и придает новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики доказывают проведение целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – пространственной развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами начальной школы.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы;

в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности;

д) проявляют способность к волевым условиям;

е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

4.Роль семьи в подготовке ребенка к школе.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

   Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе. Но не забывайте и про выходные дни – ребенок имеет право на отдых. Вы же не хотите работать без выходных.

   Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы. Нагрузка в первый год обучения должна быть посильной для ребенка – можно отбить желание учиться. Занятия дома- небольшими порциями, чередовать письменные задания с устными, ….

   Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

  Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Поэтому необходимо воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

  А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

5.Дополнительное образование в ДОУ.

В нашем ДОУ созданы прекрасные условия для дополнительного образования детей под руководством высокоактивных и творческих педагогов.

В рамках образовательной программы и в соответствии с уставными целями и задачами, отбирая содержание работы кружков, педагогический коллектив ориентировался на требования педагогической целесообразности организации детей. Прежде всего, это обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

Реализация планов работы кружков способствует всестороннему развитию ребенка-дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.

В детском саду предоставляются дополнительные платные образовательные услуги для детей в форме кружков.

Уровень дополнительного образования: дошкольное образование.  

Форма обучения: очная.

Нормативный срок освоения образовательных программ: 6 - 7 лет.

Обучение и воспитание детей ведется на государственном языке Российской Федерации.

Наименование образовательной услуги

Название кружка                 

1.Физкультурно-оздоровительная «Плавание» групповая – инструктор по физической культуре;        

2.Подготовка к обучению в школе «Шаг за шагом» групповая - учитель – логопед;        

3.Начальное техническое моделирование «Робоклуб» - педагог дополнительного образования.

Бесплатная дополнительная образовательная услуга (кружок):

1.Познавательное развитие «Шахматы» групповая – педагог дополнительного образования.

6.Механизмы вовлечения родителей (законных представителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ).

Основные цели, задачи взаимодействия с семьями воспитанников.

Цель: сплочение родителей и педагогов детского сада и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Организация сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2.Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и

укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3.Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

5.Осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации)

Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников.

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Образовательное учреждение оказывают помощь родителям (законным представителям) воспитанников в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют право:

1) выбирать с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их

наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

2) дать ребенку дошкольное, образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом учреждения, лицензией на осуществление образовательной

деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной

документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами освоения образовательной программы;

5) защищать права и законные интересы воспитанников;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,

психолого-педагогических) воспитанников, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований воспитанников;

7) принимать участие в управлении учреждения;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников обязаны:

1) обеспечить получение детьми дошкольное образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий воспитанников, порядок регламентации образовательных отношений между учреждением и воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство воспитанников и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5.Иные права и обязанности родителей (законных представителей) воспитанников устанавливаются Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, иными федеральными законами, договором об образовании

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом об образовании в Российской Федерации и иными федеральными законами, родители (законные представители) воспитанников несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетны следующие направления работы:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;

- группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования

ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной

деятельности и содружества семьи и детского сада.

7.Коррекционное сопровождение воспитанников ДОУ учителем - логопедом и педагогом – психологом.

Учитель – логопед, ознакомит родителей с рабочей программой «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищева. Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради. Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды. Проводится 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом продолжительностью 30 минут; - консультирование родителей по вторникам во второй половине дня.

Педагог – психолог, ознакомит родителей с результатами диагностики о подготовке детей к обучению в школе.

Разъяснит, что группы для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога формируются на основе результатов диагностики и по заявкам родителей (законных представителей). Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами и индивидуально. Подгруппы формируются на основе анализа диагностических данных, сходства проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок, предусмотренный разработанной программой психологической коррекции. Занятия педагога-психолога направлены на развитие эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Для более эффективной работы с воспитанниками предусмотрена тетрадь взаимодействия специалистов с воспитателями. Вся работа педагога-психолога строится в соответствии с разработанными программами.

Всем родителям будут даны консультации и рекомендации по подготовке детей по обучению в школе. Родителей, чьи дети имеют низкий уровень подготовки, пригласит для личной консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"

Родительское собрание в средней группе на тему "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 3-4 лет"...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет".

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы ...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Родительское собрание, главной целью которого явлюется повышение активности родителей, как участников воспитательного процесса, заинтересовать родителей данной проблемой....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....

родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет....